Основные определения и показатели мировой торговли
Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля есть обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики, как международной торговли, так и внешней используются показатели:
общего товарооборота;
товарной структуры;
географической структуры.
Внешнеторговый оборот – это сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.
Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем, внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США.
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB1 (free on board – свободно на борту), включающих в себя все расходы, связанные с доставкой товара до борта корабля и его переходом за поручни судна в порту отгрузки.
Учет импортных поставок осуществляется в ценах GIF (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающих стоимость грузов, а также расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения.
Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.
В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;
2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;
3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы,
выставки, ярмарки и т.д.);
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.
Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке
импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг
производственного и потребительского назначения;
2) реимпорт – обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных
туда;
3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и
последующего вывоза за границу;
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.
Ведущая роль в международной торговле принадлежит трем центрам, развитого мира – США, ЕС и Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.
Учитывая неравномерное распределение сил, особенности развития каждой страны роль государства в международной торговле осуществляется преимущественно разработкой и осуществлением мер торговой политики, направленной на достижение определенных приоритетов.
- Введение
- Понятие и значение внешней торговли
- Основные определения и показатели мировой торговли
- Регулирование международной торговли
- Торговая политика: либерализм и протекционизм
- Сущность свободной торговли
- Сущность протекционизма
- Инструменты торговой политики
- Тарифные методы регулирования международной торговли
- Стимулирование экспорта
- Стимулирование экспорта в Российской Федерации
- Заключение