Тема 2 Понятие оборота внешнеэкономических связей, анализ и планирование экспорта и импорта
Основные вопросы темы:
1. Понятие, состав и виды внешнеторгового оборота.
2. Анализ выполнения обязательств по экспортным контрактам и динамики экспорта товаров.
3. Анализ импорта товаров.
4. Планирование объемов экспорта и импорта.
Внешнеэкономическая деятельность фирм изучается в рамках анализа хозяйственной деятельности фирмы. Его информационная база — в основном данные бухгалтерского и оперативно-статистического учета и отчетности субъектов хозяйствования.
Анализ оперирует различными экономическими показателями. Экономические показатели могут выражаться в стоимостных и натуральных измерителях, представляться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Показатели могут быть плановыми и отчетными, за текущий год и прошлые годы.
В стоимостном измерении анализируются такие показатели внешнеэкономической деятельности, как объем прямых иностранных инвестиций, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового оборота и т п.
В натуральном измерении анализируются такие показатели, как объем экспорта-импорта важнейших товарных групп, динамика численности организаций с иностранными инвестициями.
Для сравнительного анализа могут применяться также условные единицы. Например, при определении ставок таможенных пошлин на алкогольную продукцию проводят пересчет на содержание чистого алкоголя.
Работа автотранспорта в области внешней торговли оценивается с помощью сложно-натуральных или комбинированных единиц, например, грузооборот измеряется в тонно-километрах.
Различают также абсолютные, относительные и средние показатели.
В зависимости от содержания экономические показатели подразделяются на количественные и качественные. В области внешней торговли качественным показателем является цена. Количественные – объем внешнеторгового, экспортного, импортного оборота.
Анализ внешнеэкономической деятельности проводится в следующей последовательности:
Определяются цель и задачи анализа;
Проводится сбор и первичная обработка информации по внешнеторговым сделкам;
Вычисляются различные аналитические показатели в виде абсолютных, относительных и средних величин;
Оценивается влияние различных факторов;
Формулируются выводы и разрабатываются необходимые предложения по результатам анализа
Первый этап предполагает определение основной цели анализа, от которой зависит содержание всех остальных этапов аналитической работы. Она может быть связана с оперативным контролем деятельности фирмы, комплексным исследованием ее деятельности, а также с планированием и прогнозированием на перспективу.
Основные задачи анализа внешнеэкономической деятельности можно определить следующим образом:
Характеристика динамики внешнеэкономических операций и оценка выполнения обязательств по контрактам.
Определение эффективности внешнеэкономических операций и финансового результата от внешнеэкономической деятельности.
Оценка рациональности использования средств, вовлеченных во внешнеторговый оборот.
Выявление резервов повышения эффективности сделок и качества договорной и экономической работы.
На втором этапе важно грамотно осуществить подбор материалов для анализа, обработать и систематизировать полученную информацию и провести ее проверку. При этом проверку и обработку информации проводят на основании двух критериев:
формального критерия, т.е. с точки зрения наглядности, точности арифметических расчетов;
по существу, т.е. с точки зрения достоверности, полноты и объективности данных, правильности оценки, сопоставимости показателей.
Результативность анализа непосредственно зависит от объема и качества источников информации. К аналитической работе привлекается широкий круг материалов: сведения из коммерческой переписки, данные текущего оперативного и бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность. Зачастую основной проблемой проведения аналитической работы является несопоставимость имеющихся данных или отсутствие методик приведения их в сопоставимый вид.
В процессе анализа внешнеэкономической деятельности сопоставимость обеспечивается переходом к долларовому эквиваленту, т.к. индексы цен внутреннего и мирового рынка значительно отличаются друг от друга. Кроме того, динамика мировых цен по всем анализируемым товарным позициям также различна, так как зависит от периода совершения сделки, ее условий, региона поставки и т.п.
Третий и четвертый этап – это собственно анализ, т.е. систематизация данных, выбор методов анализа, расчет аналитических показателей, выявление и оценка влияния основных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы в области внешнеэкономической деятельности.
На пятом этапе готовится аналитическая записка с кратким изложением полученных результатов, а также с перечнем рекомендаций по совершенствованию. Рекомендации по совершенствованию могут носить:
управленческий характер, т.е. быть связаны с организацией управления внешнеэкономической деятельностью, например, перераспределение функциональных обязанностей, оптимизация численности работников, непосредственно участвующих в реализации внешнеторговых сделок;
практический характер, т.е. касаться непосредственно процесса внешнеэкономической деятельности, например, рекомендации по диверсификации поставок, по оптимизации затрат в области ВЭД, формированию экспортных цен и т.п.;
экономико-аналитический и методический характер, т.е. могут быть связаны с совершенствованием процесса учета и обработки отчетности в области внешней торговли, применяемых методик анализа и т.п.
Основным объемным показателем внешнеторговых операций является внешнеторговый оборот. Он представляет собой стоимостную сумму экспорта и импорта товаров, работ, услуг за определенный период.
Внешнеторговый оборот организации включает в себя товары, ввоз или вывоз которых уменьшает или увеличивает ресурсы субъекта. Следовательно, внешнеторговый оборот делится на оборот по экспорту и оборот по импорту.
В оборот по экспорту включается стоимость вывозимых товаров, как собственного производства, так и реэкспорт. В оборот по импорту включают стоимость товаров, ввезенных на территорию республики и предназначенных для реэкспорта либо потребления на территории республики. Внешнеторговый оборот изучается по товарному и географическому распределению.
Географическое распределение оборота производится по странам, в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров: экспорт отражается по странам назначения; импорт – по стране происхождения (производства) товара.
Выделяют внешнеторговый оборот по отдельным группам товаров. В качестве классификатора товаров используется гармонизированная система описания и кодирования товаров.
Основной задачей анализа выполнения обязательств по контрактам является оценка степени и качества выполнения экспортно-импортных контрактов. В процессе анализа определяют:
выполнение обязательств по стоимости, по физическому объему, по количеству экспортированных (импортированных) товаров, по срокам поставок, по качеству товара.
Измеряют воздействие выполнения (невыполнения) обязательств на конечные результаты деятельности организации.
Выясняют причины невыполнения обязательств по тем или иным позициям.
Анализ проводится в следующей последовательности:
Определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам.
Оценивают выполнение обязательств по странам и фирмам-партнерам.
Обобщают результаты анализа в целом по организации.
В пояснительной записке изложение обработанной аналитической информации производится в обратном порядке.
В ходе анализа, прежде всего, определяют процент выполнения обязательств по стоимости и физическому объему, как для отдельных товаров, так и в целом.
Особое внимание при выполнении обязательств уделяется контролю соблюдения контрактных сроков поставок. Степень аккуратности субъекта хозяйствования и его контрагентов в отношении соблюдения сроков характеризует коэффициент просрочки. Он рассчитывается как отношение полной суммы фактически просроченных контрактов к общей сумме контрактов, подлежащих к исполнению в отчетный период. В некоторых случаях этот показатель допускается рассчитывать не по стоимости, а по количеству контрактов.
Неотъемлемой частью контроля исполнения обязательств является контроль качества товаров.
В организации должен быть налажен постоянный учет и контроль рекламаций. Обычно используется показатель удельного веса рекламаций в общем объеме реализации. Он может рассчитываться как отношение суммы поступивших (или удовлетворенных) рекламаций к сумме реализации за определенный период. По каждой удовлетворенной рекламации должен быть составлен подробный отчет с указанием мероприятий по устранению допущенных недостатков на будущее с указанием ответственного лица.
Анализ внешнеторгового оборота производится в следующей последовательности:
анализ объема экспорта и импорта, в том числе по видам и формам товародвижения, по странам, за текущий год и в динамике с целью выявления тенденций и закономерностей;
анализ экспорта, импорта за текущий год помесячно и поквартально для определения ритмичности поставок и оптимальности их распределения в течение года;
анализ экспорта, импорта в разрезе основных товаров, поставщиков, покупателей;
определение доли организации в обеспечении потребителей товарами своей номенклатуры;
исследование взаимосвязи динамики внешнеторгового оборота и объема продаж на внутреннем рынке;
определение рентабельности отдельных внешнеторговых сделок и внешнеторговой деятельности фирмы в целом.
Экспортный оборот в динамике за несколько лет анализируется с целью установить, какие изменения произошли в товарной и географической структуре, как изменился объем экспорта не только в действующих, но в сопоставимых ценах, насколько изменились средние экспортные цены.
В процессе анализа необходимо рассчитать 5 индексов:
индекс стоимости;
индекс цен;
индекс физического объема;
индекс количества;
индекс структуры.
Индекс стоимости (Iст.) характеризует динамику экспорта (импорта) в действующих (текущих) ценах и рассчитывается следующим образом:
Iст. = , (2.1)
где p0 — цена товара (товарной группы) в базисном периоде;
p1 — цена товара (товарной группы) в отчетном периоде;
q0 — объем поставок товара (товарной группы) в базисном периоде в натуральных единицах измерения;
q1 — объем поставок товара (товарной группы) в отчетном периоде в натуральных единицах измерения.
Изменение экспорта (импорта) в сопоставимых (базисных) ценах определяется с помощью индекса физического объема (Iq) по формуле:
Iq = , (2.2)
Влияние цен на величину экспортной выручки (импортной стоимости товара) оценивается с помощью индекса цен (Iр) следующим образом:
Iр = , (2.3)
Влияние на динамику экспорта (импорта) в сопоставимых ценах оказывают два фактора: количество товара и соотношение товарных групп в отчетном и базисном периоде.
Индекс количества (Iкол.) определяется по формуле:
Iкол. = , (2.4)
где – средняя цена условной единицы товара в базисном периоде.
Для его расчета сначала необходимо определить среднюю базисную цену по следующей формуле:
, (2.5)
Для расчета индекса структуры (Iстр.) используется формула:
Iстр. = , (2.6)
При написании выводов по результатам анализа следует учесть, что рост экспортных цен увеличивает валютную выручку фирмы, а рост импортных цен – увеличивает расходы субъекта хозяйствования в валюте.
На эффективность внешнеторговых операций оказывает влияние множество факторов: величина и структура затрат, изменение внутренних и мировых цен, инфляция, товарная и географическая структура экспортно-импортного оборота, надёжность зарубежных партнёров, состояние банковской системы, государственная политика в области внешней торговли и нормативно-правовая база в этой сфере.
Смысл планирования внешнеэкономической деятельности – определение системы ее целей как составной части общего внутрифирменного управления и выработки оптимальных вариантов их достижения.
В практической деятельности перспективное планирование сочетается с прогнозированием. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.
В процессе планирования внешнеторгового оборота можно выделить следующие четыре подхода.
Планирование внешнеторгового оборота с учетом потребности в прибыли, и выделение доли прибыли, возможной для получения от внешнеторговой деятельности. Данная методика построена на идее достижения такого объема продаж, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у фирмы после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.
Но этот подход может быть применен только в организациях, где прибыль образуется преимущественно за счет внешней торговли.
При планировании этим методом необходимо учитывать, что план можно выполнить или только импортом товаров, или только экспортом. Поэтому целесообразно проводить планирование экспортного и импортного оборота отдельно.
Планирование внешнеторгового оборота исходя из предполагаемых (имеющихся) ресурсов. Большие резервы в разрешении проблемы выбора оптимального варианта плана заложены в использовании экономико-математических оптимизационных моделей. В основе оптимизации планового объема лежит определение его максимальной величины при заданных ограничениях по отдельным видам ресурсов (трудовых, финансовых и других). Планирование внешнеторгового оборота также желательно производить отдельно по экспорту и импорту. Планирование экспорта предполагает проведение расчетов полной загрузки всех имеющихся мощностей и соответствующей производительности труда, также прогнозируется наличие денежных средств, валютные поступления, источники валютных поступлений.
При планировании импортного оборота организация, в первую очередь, анализирует потребность в импортных товарах на внутреннем рынке, а затем определяет величину имеющихся у нее для закупки товара собственных средств, оценивает возможность получения кредитов, предполагаемую величину поступлений валюты от экспорта, связанные с импортом расходы. После этого можно точнее определить, какой объем продукции фирма может закупить. Этот подход используется в организациях республики редко, однако важность его будет возрастать по мере улучшения использования имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов.
Планирование внешнеторгового оборота на основе заключенных договоров и контрактов. Расчеты производятся по экспорту и импорту отдельно на основе уже заключенных или планируемых к заключению договоров.
Определение внешнеторгового оборота на основе достигнутого результата. Это самый распространенный в республике подход, что объективно, так как он отражает возможности региона и организации по выходу на внешний рынок. В основном план определяется на основе фактических объемов экспорта-импорта и прогнозных темпов роста этих показателей. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает все резервы роста внешнеторгового оборота.
На некоторых фирмах планирование осуществляется путем сочетания нескольких методов. Чаще всего оценивается выполнение плана за предыдущие года по экспорту и импорту, анализируются тенденции экспорта и импорта по странам, товарным группам. Затем выясняется, как изменялись за несколько лет расходы на реализацию, прибыль и рентабельность организации. На основе полученных результатов расчетов существующие тенденции переносятся на планируемый период, при этом учитываются также возможные изменения во внутренней и внешней среде.
- Учреждение образования “Полесский государственный университет”
- Тема 1 Организационные основы внешнеэкономической деятельности
- Тема 2 Понятие оборота внешнеэкономических связей, анализ и планирование экспорта и импорта
- Тема 3. Внешнеэкономическая стратегия предприятия
- Тема 4 Процедура и техника подготовки внешнеэкономической сделки
- Тема 5 Коммерческая сделка в международной торговле. Международный контракт
- Тема 6 Международное производственно-техническое сотрудничество и инвестиционная деятельность
- Тема 7 Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий
- Материалы для текущей и итоговой аттестации
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература