logo search
Экономика ВЭД-пособие-01

Тема 7 Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий

Основные вопросы темы:

1. Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности: критерии ее оценки на национальном и хозяйственном уровнях.

2. Оценка экономической эффективности внешнеторговых операций на национальном уровне.

3. Оценка экономической эффективности внешнеторговых операций субъектов хозяйствования.

Критерием эффективности внешнеторговой деятельности является экономический выигрыш, то есть дополнительный чистый доход, получаемый от участия страны в международном разделении труда. Именно этот критерий должен служить основой для отбора лучших вариантов реализации внешнеэкономических отношений на всех уровнях народного хозяйства.

Критерий экономической эффективности не остается одинаковым для различных уровней оценки в практической реализации хозяйственной деятельности. Каждому уровню оценки соответствует свой вид экономических интересов и свой частный критерий эффективности.

На макроэкономическом уровне критерием выступает экономия национального труда как дополнительный источник роста национального дохода и других социально-экономических благ. Т.е. на национальном уровне важно сочетать максимизацию дохода и устойчивость, пропорциональность развития всех отраслей экономики.

На уровне субъектов хозяйствования критерий – прибыль, при этом хозяйствующий субъект игнорирует социальные и прочие неэкономические аспекты.

Отсутствие необходимой информации привело к тому, что на практике для оценки эффективности используются самые разные показатели в самых разнообразных сочетаниях. При этом отсутствует единый подход к методике их расчета и последовательности анализа.

Все используемые в настоящее время показатели можно сгруппировать следующим образом:

  1. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики (экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, доля импорта в объеме национального продукта, показатели уровня международной специализации (доля страны в мировом товарообороте в целом и по отдельным товарным группам, коэффициент относительной экспортной специализации, коэффициент диверсификации, экспортная квота в производстве отрасли, импортная квота в потреблении отрасли)). Эти показатели используются для оценки внешнеэкономической деятельности только на национальном уровне.

  2. Показатели масштабов, уровня развития и сбалансированности внешнеторговой деятельности (экспортный, импортный и внешнеторговый оборот, внешнеторговое сальдо, удельные веса отдельных товарных групп в структуре экспорта (импорта), индекс условий торговли, коэффициенты покрытия импорта экспортом и сбалансированности внешнеторговых связей).

  3. Показатели эффективности внешней торговли (сводный показатель бюджетной эффективности внешней торговли, показатели абсолютной и валютной эффективности экспорта (импорта), эффективность производства экспорта (потребления импорта), показатели рентабельности).

При разработке и обосновании программ развития, в ходе анализа внешнеэкономической деятельности, а также в процессе определения ее приоритетных направлений, в первую очередь следует использовать показатели первой-второй группы и сводный показатель бюджетной эффективности внешней торговли. На уровне отдельных субъектов хозяйствования и отраслевых министерств и ведомств при анализе и планировании целесообразно использовать показатели второй и третьей групп.

Рассмотрим показатели (количественные индикаторы), характеризующие роль внешнеэкономического фактора и степень открытости экономики.

Экспортная квота, которая определяется следующим образом:

(7.1)

где Э - стоимость экспорта за определенный период,

ВВП - стоимость ВВП за определенный период.

Она характеризует значимость экспорта для экономики (т.е. показывает удельный вес экспортного производства в ВВП). Она может рассчитываться как в целом, так и по отдельным отраслям (товарным группам). В большинстве современных научных исследований экспортная квота используется как основной показатель, характеризующий степень открытости национальной экономики. В частности, общепринято считать, что экспортная квота в пределах 5-10% соответствует экономике закрытого типа, свыше 10% свидетельствует о достаточной степени открытости национального хозяйства, предельный (пороговый) уровень экспортной квоты – 4%. В целом же, высокая экспортная квота – свидетельство насыщенности национальной экономики соответствующей продукцией, конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке.

Импортная квота рассчитывается аналогичным образом:

(7.2)

где И - стоимость импорта за определенный период.

Чтобы точнее оценить значимость импорта для народного хозяйства страны, можно использовать показатель доли импорта в объеме национального производства:

(7.3)

где Ди/пт - доля импорта в объеме национального производства.

Рост доли импорта в объеме национального производства может свидетельствовать о расширении ассортимента, увеличении предлагаемых товаров, стимулирующем влиянии конкуренции. В то же время очень высокое значение данного показателя свидетельствует о сокращении отечественного производства из-за его низкой конкурентоспособности, о возникновении существенной и неоправданной зависимости отдельных отраслей, и экономики в целом, от импорта.

Расчет внешнеторговой квоты осуществляется по формуле:

(7.4)

где ВТ – объем внешнеторгового оборота, который определяется как сумма экспорта и импорта.

Этот показатель дает возможность сопоставить масштабы национальной экономики и внешнеторговой деятельности, т.е. определить значимость внешней торговли для народного хозяйства страны. У стран с незначительным экономическим потенциалом величина этого показателя, как правило, высока - ресурсов меньше, разнообразие естественных условий ограничено, многое ввозится из-за рубежа в обмен на экспорт; с ростам масштабов национальной экономики величина этого показателя как правило снижается.

Показатель внешнеторгового оборота на душу населения рассчитывается как:

(7.5)

Этот показатель может быть также рассчитан отдельно по экспорту и импорту, по отдельным регионам страны, отраслям экономики, по конкретным организациям и видам продукции.

Для оценки сбалансированности внешнеторговой деятельности можно использовать следующий показатель:

, (7.6)

где Ксб - коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности;

С - внешнеторговое сальдо за определенный период.

Особое значение в современных условиях имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне отдельных фирм.

Ряд российских ученых, например, Т.В.Миролюбова, предлагают оценивать эффективность экспорта с помощью следующих показателей:

  1. показатель экономического эффекта:

(7.7)

где Овф - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд организации, рассчитанный по курсу на день поступления валюты;

Вр - рублевая выручка от обязательной продажи валюты;

Зэкс - полные затраты организации на экспорт.

  1. система показателей эффективности

, (7.8)

, (7.9)

где Оэкс - объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах;

Сэкс - производственная себестоимость экспортируемых товаров.

, (7.10)

где Кэкс – среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции.

Показатель Ээкс1 характеризует доходность затрат по сделке, Ээкс2 показывает эффективность реализации экспортируемых товаров на внутреннем рынке. Следует отметить также, что первая часть данной формулы представляет собой, по сути, рентабельность экспортной сделки, а вторая – характеризует оборачиваемость основных и оборотных средств, используемых при производстве экспортных товаров. Экспорт признается целесообразным при следующих условиях:

1) ЭЭэкс -> max

2) Ээкс1 > 1

3) Ээкс1 > Ээкс2

4) Ээкс3 -> max.

Достаточным условием эффективности экспортной сделки можно считать выполнение 2-го и 3-го соотношения, а все четыре условия эффективности целесообразно использовать в процессе подготовки сделки при выборе наиболее оптимального варианта.

Эффективность импорта оценивается в зависимости от назначения импортируемой продукции. Для группы товаров народного потребления используются показатели:

  1. экономического эффекта:

, (7.11)

где В - выручка от реализации импортированных товаров на внутреннем рынке;

Зимп - затраты на импорт;

  1. экономической эффективности (по сути - доходности импорта)

(7.12)

Необходимым условием эффективности считается соотношение Эимп > 1.

Для группы товаров производственного назначения используются показатели экономической эффективности, определяемые по формулам:

, (7.13)

, (7.14)

где ЦП - полная цена потребления импортного товара;

Цп - покупная внешнеторговая цена импортного товара;

Оп - объем выпускаемой на импортированном товаре продукции во внутренних среднегодовых ценах;

Зимп - полные затраты на импорт.

Полная цена потребления определяется по формуле:

(7.15)

где Эр - эксплуатационные расходы при использовании импортного товара (включают стоимость потребляемого сырья и материалов, стоимость ремонтов и запчастей, заработную плату обслуживающих рабочих и т.п.)

Вывод об эффективности импорта товаров производственного назначения может быть сделан при соблюдении следующих условий:

1) Эимп1 -> 1,

2) Эимп2 > 1.

В условиях, когда в организациях не ведется раздельный учет результатов внутренней и внешней торговли, комплексная оценка эффективности внешнеторговых сделок по вышеназванным методикам представляется крайне затруднительной.

Показатель эффективности экспорта товаров (Ээ) на производственных фирмах определяется по формуле

(7.16)

Выручка нетто представляет собой разницу между выручкой брутто (контрактной стоимостью товара) и накладными расходами в иностранной валюте, а полная себестоимость рассчитывается как сумма себестоимости товаров во внутренних ценах и накладных расходов в национальной валюте.

В ходе анализа структуры расходов по экспорту (импорту) определяют также два показателя: уровень накладных расходов в национальной валюте и уровень накладных расходов в иностранной валюте. При этом уровень расходов в национальной валюте определяют отношением суммы этих затрат к себестоимости реализованных товаров, а уровень расходов в иностранной валюте — как отношение суммы этих расходов к выручке-брутто (стоимости товаров по контрактным ценам).