5. Типы структуры мтр.
При изучении товарного рынка особое значение отводится определению типа структуры рынка и классификации отдельных его элементов в зависимости от условий и характера сделок.
Под структурой рынка понимается совокупность условий, определяющих особенности его функционирования. В формировании структуры важнейшую роль играют степень и характер монополизации товарного рынка. Ее основными вариантами являются монополия (один продавец и неограниценное число покупателей), монопсонш (один покупатель и неограниченное число продавцов), олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей), олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов), а также полипопия и полипсония^ в наибольшей степени приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции. С учетом фактической концентрации предложения (производства и сбыта) товара, являющейся важнейшим фактором монополизации товарных рынков, различают следующие структуры рынка:
монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;
олигополистический рынок, характеризующийся господством группы крупнейших продавцов;
атомистический рынок, характеризующийся невысокой концентрацией предложения товара, а следовательно, обостренной конкурентной борьбой.
Подобное разграничение товарных рынков достаточно абстрактно, так как даже в рамках однотипных структур наблюдается широкое многообразие функциональных форм, различающихся степенью монополизации и конкурентной борьбы.
Более емким выражением дифференциации условий функционирования рынка оказываются различия взаимоотношений контрагентов (продавца и покупателя). Эти отношения отражают особенности монополизации и государственного регулирования отдельных элементов рынка, а также методы и формы реализации товара (рис. 4.4).
Закрытый сектор товарного рынка (закрытый рынок) представляет часть товарного рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не носящих сугубо коммерческого характера.
К основным сегментам закрытого рынка относят внутрифирменные поставки (товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных монополий), субпоставки мелких и средних формально независимых фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий в рамках специализации и кооперирования, специальная торговля в форме поставок товаров по программам помощи, особым межправительственным соглашениям, встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные экспортные операции.
Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора можно отнести краткосрочные сделки, заключаемые на период до 1-1,5 лет, оптовую и розничную торговлю и операции на свободном рынке, на котором отсутствуют ограничения свободной конкуренции. «Свободный рынок» представлен биржевой торговлей: рынком «спот», на котором реализуется наличный товар с немедленной отгрузкой; «черным рынком».
Промежуточное положение между закрытым и открытым секторами занимают долгосрочные коммерческие сделки. Эта форма товарообмена обусловлена практикой устойчивых торговых связей (от 2 до 25 лет) и дополняется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. это торговля на основе долгосрочных коммерческих контрактов.
- Министерство образования и науки
- 2. Формы торговли на мтр
- 3.Элементы мтр, основные показатели деятельности на товарном рынке
- 4. Виды товарных рынков
- 5. Типы структуры мтр.
- Тема 2 Товарная структура мирового рынка
- Классификационная схема гс
- Классификационная схема куэг
- Тема 3 Мировые цены и ценообразование на мировых товарных рынках
- Тема 5 методологические особенности прогнозирования мировых товарных рынков.
- Тема 6 мировой энергетический рынок. Мировой рынок нефти
- 2. Регионы и игроки на рынке нефти
- Тема 7 мировой рынок черных и цветных металлов
- Тема 8 мировой рынок продукции химического и нефтехимического комплекса
- 1.Общая характеристика мирового рынка
- 2. Общие тенденции среди производителей нефтехимии
- 3. Новые продукты и технологии
- 4. Перспективы развития российского химического комплекса
- Тема 9 мировой рынок лесной продукции
- 1. Общая характеристика мирового рынка
- 2. Географии мирового производства и потребления
- 3. Структура рынка леса
- 4. Общие тенденции среди производителей
- Тема 10 мировой рынок продовольствия
- Тема 11 мировой рынок продукции легкой промышленности
- Тема 12 мировой рынок высокотехнологичной продукции
- Список рекомендованной литературы: