Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1) Понятие «инвестиции» можно определить как вложение капитала во всех формах в объекты инвестиционной деятельности с целью получения в будущем прибыли (дохода) или иного положительного результата (социального, экологического и т.д.)
Под "инвестиционной деятельностью" понимается совокупность практических действий по привлечению и вложению различных видов имущественных и интеллектуальных ценностей в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные и любые иные предприятия и проекты, в результате чего образуется прибыль или достигается социальный эффект.
Объектами иностранной инвестиционной деятельности являются:
недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
ценные бумаги;
интеллектуальная собственность.
Классификацию инвестиций можно произвести в зависимости от различных критериев: по направлениям вложения средств; по формам собственности вкладываемых ценностей; в зависимости от сроков вложения; по степени риска.
2) Иностранные инвестиции компаний в 2010 году составили 1,122 трлн. USD, что на 7,2% больше, чем в 2009 г. На долю развивающихся стран в 2010 г. пришлось 53% от общего объема инвестиций, т.к. резко увеличились потоки инвестиций в Восточную Азию и Латинскую Америку. ЮНКТАД ожидает, что иностранные инвестиции в развитые страны в 2011 г. восстановятся, а общий объем инвестиций повысится до 1,3–1,5 трлн. USD.
Несмотря на широкое разнообразие систем стимулирования и льготирования иностранных инвестиций в разных странах, до сих пор эффективность этих инструментов регулирования должным образом не исследована. Однако не вызывает никакого сомнения, что они неотделимы от других местных факторов. В работе рассмотрен механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику на примере Венгрии и Китая.
3) Совершенствование инвестиционного законодательства в Республике Беларусь необходимо проводить по следующим направлениям:
- выявление приоритетов инвестиционной политики, таких как защита инвестиций, либерализация инвестиционной среды, противодействие негативным эффектам инвестиций, определение приоритетных отраслей и форм инвестиций для стимулирования;
- достижение сбалансированности частных и общественных (государственных) интересов;
- построение соответствующих стандартов отношений и защиты инвестиций, в том числе иностранных;
- достижение сбалансированности стимулов и требований к инвестициям;
- снижение ограничений в отношении инвестиций;
- гармонизация с двусторонними и многосторонними правовыми актами в сфере инвестиций;
- введение международной практики кодексов поведения транснациональных компаний.
На основе теории и международной практики стратегию реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата для Республики Беларусь можно подразделить на мероприятия кратко-, средне- и долгосрочной перспективы. С учетом оценки условий привлечения в Республику Беларусь эффективных ПИИ, которые будут создавать новые производства с новыми технологиями, включая тем самым экономику в международные производственные сети, необходимо реформировать инвестиционный климат, прежде всего за счет целостной и последовательной системы мероприятий в области ПИИ политики и в других сферах экономического регулирования, составляющих основы инвестиционного климата, т.е. целесообразно создать стратегию реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата Республики Беларусь. Причем при ее реализации огромное значение будет иметь скорость осуществления мероприятий и постоянное отслеживание их результативности.