logo search
Мировая экономика

Основные виды международной предметной специализации производства

Производительные силы становятся всемирными в результате международной специализации и кооперации производства, проявляющихся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого звена образующейся системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что приводит в конечном счете к усилению целостности этой системы. Последняя во все большей мере приобретает потенциал, превышающий сумму потенциалов составляющих ее частей.

Под международной специализацией производства (МСП) понимается такая форма разделения труда между странами, при которой рост концентрации однородного производства и обобществление труда в мире происходят на основе прогрессирующей дифференциации национальных производств, выделения в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления все более однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает все большее взаимное дополнение дифференцированных национальных комплексов. Указанные процессы находят отражение в интенсификации международного обмена товарами, услугами, научно-техническими знаниями.

Сколько существует видов международной специализации? Международная специализация производства развивается по двум направлениям — производственному и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий. В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, групп стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

По нашему мнению, имеется всего лишь три вида предметной специализации — специализация по производству готовых изделий, специализация по производству деталей и узлов и технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов, например сборка, окраска, сварка, термическая обработка, производство отливок, поковок, заготовок и т. п.). Технологическая специализация в определенной мере близка специализации по производству деталей и узлов, так как она предусматривает выполнение частичной работы при изготовлении определенного предмета.

Международная специализация не представляет собой застывшую форму МРТ. Она претерпевает систематические изменения в силу внутренней логики своего движения и воздействия внешних условий, определяющих ее развитие. На всех исторических этапах, а на современном особенно, для международной специализации характерны динамичность протекающего процесса, непрерывное изменение ее видов, направлений, переход к более сложным формам, порождаемым глубинными изменениями в общественном производстве, сдвигами в структуре мировых потребностей, воздействием НТР.

Еще в 30-е годы в мире преобладали международная межотраслевая специализация и соответствующий обмен продукцией одной комплексной отрасли (например, обрабатывающей промышленности) на продукцию другой (добывающей промышленности или сельского хозяйства). В 50—60-е годы ведущее место продолжала занимать межотраслевая специализация, но уже на уровне первичных отраслей (автомобиле- и тракторостроение, производство синтетических красителей, кожаной обуви, часов и т. д.). В 70— 80-е годы на передний план выходит внутриотраслевая МСП и соответствующий международный обмен товарами-аналогами с различными потребительскими характеристиками (например, колесных тракторов на гусеничные машины, тракторов мощностью 30—50 л. с. на машины класса 100—120 л. с., кожаной обуви на резиновую и т. д.).

За последние 20—25 лет значимость МСП как фактора повышения эффективности национальных производств и интенсификации международного обмена неизмеримо возросла. Например, в 80—90-е годы темпы прироста мировой торговли продукцией машиностроения на 40% обеспечивались за счет комплектующих изделий.

Проявление конкретных форм МСП в промышленности отдельных стран, их соотношение зависят от особенностей и уровня развития национальной промышленности, экономики в целом.

Наиболее полное развитие все формы специализации производства получили в машиностроении:

— его продукция обладает конструктивными особенностями — машины, оборудование, механизмы состоят из большого числа компонентов (агрегаты, узлы, детали), производство которых требует своего обособления, т. е. специализации.

— продукция машиностроения имеет количественные и качественные особенности. Она включает оборудование, машины, приборы сотен тысяч наименований, выпускаемые в различных масштабах (единичное, мелко- и крупносерийное, поточно-массовое производство). В силу конструктивной сложности производство многих из них требует кооперированной работы десятков, сотен и даже тысяч предприятий различных стран. С особенностью машиностроительных изделий связана и концентрация выпуска наиболее сложных из них на ограниченном числе предприятий в узком кругу стран.

— для машиностроения характерны технологические особенности выпускаемой продукции, в силу которых одни и те же заготовки и детали производятся с применением различных технологических процессов, наиболее эффективные из которых могут быть применены лишь при переходе на массовое специализированное производство. При этом границы национального рынка обычно становятся тесными для такой продукции.

Из трех выделенных видов предметной специализации наибольшее распространение в отношениях между всеми странами мира получила специализация по производству готовой продукции. При такого рода специализации страны сосредоточивают усилия на производстве определенной номенклатуры продукции или, если речь идет о внутриотраслевой специализации, то на производстве определенных типоразмеров этой номенклатуры, а от производства других отказываются в пользу стран-партнеров.

Высшей разновидностью специализации по готовым изделиям является специализация по производству комплектного оборудования и систем машин, обеспечивающих полную механизацию или автоматизацию производственных процессов. Здесь объектом международной специализации являются не отдельные машины или виды оборудования, а их полные комплекты для сооружения целых заводов или других крупных объектов. Многие развитые страны уже давно доказали свою способность экспортировать за границу комплектное оборудование и возводить промышленные предприятия «под ключ». Что касается бывшего Советского Союза, то в послевоенные годы он специализировался на экспорте комплектного оборудования для возведения предприятий металлургической промышленности, тепловых и атомных электростанций, химических и машиностроительных заводов и некоторых других объектов.

В отечественной экономической литературе было широко распространено употребление таких парных категорий, как специализация и кооперирование. При этом некоторые авторы считали, что «специализация производства не может развиваться без установления общественной связи, без устойчивого кооперирования производства»1. Конечно, специализация не может реализоваться без установления общественной связи, но этой связью вовсе не обязательно должно быть только кооперирование. Специализация производства как внутри страны, так и в международном плане может осуществляться и без кооперирования.

Но есть и такой вид специализации, который действительно сопровождается кооперированием. Это специализация по производству деталей и узлов. В отличие от специализации по готовым изделиям ее условно можно назвать детальной специализацией. При такого рода специализации несколько предприятий производят отдельные детали, узлы или агрегаты, а затем поставляют их предприятию, монтирующему эти части и производящему готовый продукт. Примером этого рода специализации может являться производство легковых автомобилей. Автомобильному заводу некоторые страны могут поставлять много различных деталей и узлов, а в обмен получать готовые легковые автомашины.

Еще одним видом предметной специализации является специализация по технологическим операциям. В противоположность детальной технологическая специализация предусматривает сосредоточение усилий стран на выполнении отдельных операций при изготовлении какого-то продукта. Примером международной технологической специализации является обработка сырья на обрабатывающем заводе и возвращение готовой продукции в страну-поставщик сырья.

Рассмотренные три вида международной предметной специализации обусловлены достигнутым уровнем развития производительных сил в странах-партнерах. К примеру, если страна не имеет производственных мощностей для выпуска комплектного оборудования, то она и не будет участвовать в экспорте этого вида готовой продукции. Если сложившаяся структура экономики страны не требует ее участия в технологической специализации, то она и не станет отправлять свои полуфабрикаты для обработки в другую страну. Каждый из названных видов специализации лишь тогда дает значительный экономический эффект, когда он сопровождается концентрацией производства, ростом размеров предприятий стран, участвующих в международном разделении труда. Но увеличение размеров предприятий есть рост кооперации. Следовательно, если при международной специализации предприятие расширяется, то тогда разделение труда дополняется ростом кооперации через концентрацию.

Иногда экономисты подчеркивают приоритетное значение частичной специализации. Бесспорно, внутриотраслевой специализации по узлам, деталям и технологическим операциям должно принадлежать видное место в развитии международного разделения труда. И надо делать все необходимое, чтобы возросла ее роль. Но нельзя придавать этому процессу исключительно приоритетный характер: в настоящее время далеко не исчерпаны возможности развития специализации по производству готовой продукции. Именно здесь, на наш взгляд, лежит огромнейший резерв для развития процесса участия Республики Беларусь в международном разделении труда в предстоящие годы. Это касается в первую очередь большинства машиностроительных отраслей и подотраслей, это относится и к другим подразделениям экономики.

Отнесение экспортной продукции к специализированной не зависит не только от вида соглашений о ее поставках, но и от периодичности этих поставок. Страны, участвующие в международном разделении труда, поставляют товары друг другу через каналы внешней торговли. Часть этих товаров продается на основе случайных разовых сделок, а другая поставляется систематически, из года в год на базе разного рода долгосрочных соглашений. Независимо от периодичности поставок — разовых или систематических — вся экспортируемая продукция является специализированной, т.е. особенной, или обособленно произведенной странами продукцией для удовлетворения потребностей населения или производственных секторов экономики других стран. Разница между ними состоит лишь в том, что систематические поставки создают устойчивые экономические связи между странами, а разовые сделки не всегда ведут к этому. Но и разовые сделки возможны лишь в том случае, если страны производят разные товары, другими словами — эти сделки выражают существующее между странами фактическое разделение труда, хотя оно и не приобрело еще прочного характера.

Таким образом, объем специализированной продукции значительно шире той ее части, которая производится и экспортируется согласно заключенным соглашениям о специализации. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что объем специализированной в международном плане продукции данной страны включает все экспортируемые ею товары.

Ныне, как известно, понятие «специализированная продукция» широко употребляется в качестве какого-то условного показателя, характеризующего уровень развития экономического сотрудничества различных стран. Выделяя специализированную продукцию из всей массы экспортируемых товаров, некоторые экономисты хотят подчеркнуть, что международное разделение труда поднялось на более высокий уровень развития по сравнению с тем периодом, когда оно осуществлялось на базе не только краткосрочных, но и долгосрочных торговых соглашений. В связи с этим проведенное нами отождествление специализированной продукции со всей массой экспортируемых товаров неизбежно ставит вопрос о переоценке значения самого термина «специализированная продукция».

Даже если к специализированной продукции мы отнесем не все экспортируемые товары, а только их часть, которая производится на основе соглашений о специализации производства, то и в этом случае специализированная продукция не может служить показателем более углубленного разделения труда, чем продукция, поставляемая по обычным торговым соглашениям. Специализированная продукция не имеет одной и той же качественной меры, с определенной точки зрения она является разнородной продукцией. В самом деле, понятие «специализированная продукция» не означает, что все ее части экономически равнозначны, что они произведены при одинаковых экономических условиях. Напротив, под общим названием «специализированная продукция» скрывается тот факт, что отдельные ее части изготовлены при разных производственных условиях, что они отличаются друг от друга не только местом своего происхождения, но, что более важно, и величиной затрат общественного труда на их изготовление. Если взять, к примеру, однородную продукцию машиностроения, то одна часть ее может быть изготовлена на мелких, другая — на средних, третья — на крупных предприятиях. Затраты общественного труда на производство этой продукции будут неодинаковы в разных странах. Именно такую картину мы наблюдаем в отдельных отраслях экономики различных стран, например в автомобилестроении, комбайностроении и других отраслях машиностроения. Таким образом, учет так называемой специализированной продукции, призванный показать уровень углубления разделения труда между странами, в действительности не выполняет этой задачи. Более того, соглашения о специализации производства в том виде, в каком они заключаются, фактически скрывают существование мелкосерийного производства, не способного применять современное автоматизированное оборудование и обеспечивать постоянное снижение затрат общественного труда на их производство. Поэтому выделение специализированной продукции из всей массы производимых товаров на такой критериальной основе, как соглашения о специализации производства, не имеет какого-либо дополнительного четкого экономического смысла, кроме того что эта продукция поставлена по тем долгосрочным торговым контрактам, которые предусматривают или упоминают о необходимости специализации производства. Но данные товарные поставки могут быть осуществлены и без подобного упоминания, на основе обычных торговых контрактов.

Природные ресурсы Европы

Страны Европы (без стран бывшего СССР) занимают площадь, равную 487 млн. га, но на ней располагаются более 30 государств с населением почти 500 млн. человек. Европейские страны весьма неоднородны по природным условиям, по величине и объему природно-ресурсного потенциала.

В недрах Европы сосредоточено 12% мирового топливно-энергетического потенциала, в том числе 20% мировых запасов ископаемых углей; крупные запасы металлических руд (ртути, свинца, цинка и др.), самородной серы, калийных солей и ряда других видов полезных ископаемых. Но почти все европейские страны в той или иной мере зависят от импорта сырья, особенно топливно-энергетического.

В недрах зарубежной Европы сосредоточены разнообразные полезные ископаемые. Некоторые виды минерального сырья образуют довольно крупные концентрации и могут полностью обеспечить потребности общеевропейского хозяйства (ископаемые угли, природный газ, ртуть, свинцо-во-цинковые руды, калийные соли, графит и др.). Однако большая часть минеральных ресурсов в Европе количественно незначительна и среди них — нефть, марганцевые и никелевые руды, хромиты, фосфориты. Поэтому Европа в больших количествах импортирует железную и марганцевую руды, олово, никель, урановые концентраты, медь, вольфрам и молибден, бокситы, нефть. Потребность в минеральном сырье для промышленности Европы продолжает неуклонно возрастать, хотя масштабы европейского потребления и переработки полезных ископаемых намного превышают ее удельную сырьевую обеспеченность.

Европа в целом сосредоточивает в своих недрах около 1/5 мировых запасов углей, значительные ресурсы природного газа, но Италия, Швеция, Франция, Испания, Швейцария или полностью лишены этих видов топлива, или обеспечены ими недостаточно. Великобритания вынуждена импортировать бокситы, руды цветных металлов; Германия — железную руду, природный газ, нефть.

Территория Европы располагает благоприятными климатическими ресурсами для выращивания многих сельскохозяйственных культур. На территории Европы возможно выращивание широкого набора культур умеренного и субтропического поясов: скороспелых зерновых, овощей и травосмесей — на севере, а на юге — оливы, цитрусовых и даже хлопчатника.

Сухопутная площадь Европы (без водоемов) невелика — 473 млн. га. из которых 30% (140 млн. га) распахано, на 18% территории (84 млн. га) выпасается скот, 33% (157 млн. га) покрыто лесами, а остальная поверхность — 92 млн. га (19%) — занята населенными пунктами, транспортными магистралями, горными разработками, скальными выходами, ледниками.

Современная структура использования земельного фонда Европы складывалась на протяжении многих столетий, поэтому она отражает особенности исторического развития хозяйства этой части света.

Земледельческое освоение территории на севере, в .центре и на юге Европы существенно различается. Самый высокий коэффициент земледельческого использования (КЗИ) в Румынии, Польше, Венгрии, на востоке Германии, Дании — более 80%. На западе Средней Европы распаханных земель меньше: на западе Германии и во Франции — 50%, в Великобритании — 40, в Ирландии — всего 17% сельскохозяйственного фонда. На субтропическом юге, где равнин мало, пашни занимают всего 1/3 земель, используемых в сельском хозяйстве. Например, в Италии плантации занимают до 17% всех сельскохозяйственных земель, в Испании — 16%, в Португалии — 14%.

Резервов для расширения площади пашни в зарубежной Европе немного, по обследованию ФАО' — всего 6 млн га.

Природные воды — один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, — основная проблема в современном водопользовании в Европе.

Общие запасы воды, сконцентрированные на поверхности или в недрах Европы, довольно значительны: их объем приближается к 1 600 тыс. км3.

Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 км3 чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе б 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта.

Страны Европы располагают достаточно высоким агроприродным потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств Невысокое плодородие побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.

Леса покрывают в зарубежной Европе 157,2 млн га, или 33% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 га леса (в мире эта норма составляет 1,2 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось.

Эксплуатационных лесов в Европе 138 млн га с ежегодным приростом 452 млн м3. Они выполняют не только производственные, но и средозащитные функции. По прогнозам ФАО и ЕЭК ООН', объем лесодобычи в 2000 г. в Европе достигнет 443 млн м3.

Европа — единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво- и водоохранная роль леса, его рекреационное значение.

Европа располагает густой воднотранспортной сетью (судоходными участками рек и каналами) обшей протяженностью свыше 47 тыс. км. Сеть водных путей достигла во Франции почти 9 тыс. км, в Германии — более 6 тыс. км, в Польше — 4 тыс. км, в Финляндии — 6,6 тыс. км.

Самая крупная река Европы — Дунай; она пересекает территорию восьми государств и ежегодно перевозит свыше 50 млн т. грузов. Его водосборный бассейн отличается сложностью в климатическом и морфологическом отношении. Наиболее труднопроходимым был отрезок Дуная в районе прорыва Карпат. В начале 70-х годов был построен комплексный гидроузел Джердап (плотина, две ГЭС и судоходные шлюзы), улучшивший транспортные возможности реки.

Река Рейн, пересекающая территорию пяти государств, является основной транспортной артерией Западной Европы. Рейн и его притоки проходят через крупные индустриальные центры Германии (Северный Рейн — Вестфалия, Франкфурт-на-Майне и др.), Франции, Швейцарии, поэтому грузоперевозки по реке превышают 100 млн т в год.

Существует транс-европейская система судоходных каналов, связывающая между собой реки Среднеевропейской равнины — Буг, Вислу, Одру, Эльбу, Везер.

Природные ресурсы Азии

Страны Азии и ближнего Востока различны по своему социально-экономическому развитию и по степени освоения и рационального использования природных ресурсов. Одни из них разрабатывают комплексный подход к использованию природных ресурсов, который проявляется в учете и планировании исследования природных ресурсов, предотвращении расхищения природных богатств, в прогнозе возможных экологических последствий.

Страны Азии располагают крупными и разнообразными ресурсами полезных ископаемых, создающих мощную базу для развития независимой экономики. В Азии сосредоточена большая часть запасов нефти и газа мирового хозяйства, хромитов, олова и вольфрама. Большая часть добываемого сырья экспортируется. Единственной страной Азии, полностью зависящей от импорта минерального сырья, является Япония.

Ряд стран не выработал собственную, научно обоснованную концепцию использования природных ресурсов, которую зачастую отождествляют только с экспортом растительного и минерального сырья.

По сравнению с другими регионами земного шара Азия в достаточной степени обеспечена всеми видами природных ресурсов, так как на нее приходится более 41% мировых запасов топливно-энергетического сырья. По потреблению энергии на душу населения она стоит на последнем месте в мире. На страны Азии приходится почти 2/3 мировых ресурсов олова и вольфрама и более 1/3 кобальта, 1/4 никеля, основные запасы графита, сурьмы, калийных солей ит.п. В то же время она располагает значительными территориями, еще не исследованными в геологическом отношении.

Азия обладает значительной долей мировых земельных ресурсов: 31% пахотных земель, 19,4% пастбищ, 63,4% орошаемых площадей и более половины мирового поголовья скота. Однако продуктивность земледелия и животноводства в регионе в целом низкая, поэтому сохраняется зависимость многих стран от импорта продовольствия.

Неравномерное обеспечение минеральным топливом отдельных стран делает особенно важной проблему гидроэнергетических ресурсов. В условиях слабого развития сухопутной транспортной сети в странах Азии особое значение приобретают водные пути.

Лесные ресурсы Азии составляют всего 12,1% мировых. Однако она занимает первое место по заготовке круглых лесоматериалов (33,7%) и древесины лиственных пород — 1/3. Страны Азии дают 65% мирового экспорта твердой древесины и 43,5% мировых заготовок дров. Крупнейшие страны-экспортеры древесины — Индонезия, Малайзия, Филиппины; основные импортеры — Япония и Южная Корея.

Так как для ряда стран древесина служит основным источником валютных поступлений, лесные ресурсы расходуются очень расточительно и неравномерно.

Ископаемые энергетические ресурсы Азии составляют 66,7% мировых запасов: 82,3 млрд т нефти, 37,5 трлн м3 газа. Площадь нефтеносных полей на ее суше 4 млн км2. В 19 гигантских месторождениях Аравийского полуострова находится почти половина мировых запасов нефти, т. е. столько же, сколько ее находится в 19 тыс. других месторождений мира. 23 млрд т нефти находится в Саудовской Аравии, 12,7 млрд т — в Кувейте, 13,0 млрд т — в Иране, 13,6 млрдт — в Ираке, 13,3 млрд т. — в ОЭА. Крупными запасами нефти располагают Индонезия, Китай. Значительные ресурсы нефти обнаружены в недрах Катара, Малайзии, Индии, Омана, Сирии, Брунея, относительно меньшие — в Пакистане, Бахрейне, Мьянме, Таиланде, на Филиппинах и острове Тайвань.

Для многих стран Азии характерны крупные месторождения, отличающиеся высокой рентабельностью добычи, качественными характеристиками и ценными свойствами извлекаемого сырья. Так, средний годовой дебет нефтяных скважин Ближнего Востока составляет от 680 тыс. т в Саудовской Аравии до 273 тыс. т в Катаре (против 1,1 тыс. т в промышленно развитых странах). Издержки добычи также в 25 раз меньше, чем в Северном море или на Аляске.

Обеспеченность гидроэнергоресурсами и степень их освоенности в странах Азии неравномерны. Япония, например, занимает пятое место в мире по выработке электроэнергии, а Лаос по производству энергии на душу населения еще недавно был на последнем месте в мире.

Опережающий рост производства гидроэнергии характерен для Индии, Малайзии, Турции, Непала, Афганистана. Это связано главным образом со сравнительно низкой стоимостью энергии, получаемой на ГЭС. Участие ГЭС в выработке энергии падает лишь там, где развивается атомная энергетика (как в Японии), либо имеются другие мощные источники энергии (нефть, газ). Наиболее богаты гидроэнергоресурсами влажные тропики с обильным стоком, где возможно строительство крупных водохранилищ и ГЭС, работающих на обеспеченном стоке. Однако в настоящее время гидроэнергоресурсы во влажных тропиках почти не используются.

По уровню обеспеченности населения водопроводом и канализацией (6%) страны Азии опережают, пожалуй, только страны Африки. Южная Азия по развитию водопроводной сети занимает последнее место в мире — только 36% ее жителей пользуются водопроводом. Ненамного выше этот показатель для Юго-Восточной и Восточной Азии — соответственно 42 и 52%. Самая высокая обеспеченность населения водопроводом в Юго-Западной Азии — более 75%.

Основные источники питьевой воды — реки, озера, пруды, колодцы, а в ряде стран — опресненная морская вода. Поверхностные воды густонаселенных районов сильно загрязнены промышленными бытовыми стоками. В реку Ганг у г. Варанаси ежедневно спускают 600 млн л неочищенных стоков, в реку Хугли у Калькутты — 2 млрд л'. Кроме того, в воды Ганга во время традиционных похоронных церемоний ежегодно сбрасывают 40 000 трупов людей и 60 000 трупов животных.

Из-за плохого санитарного состояния водопроводов в питьевой воде присутствуют болезнетворные бактерии, в том числе тифа, инфекционного гепатита, желудочных болезней и др. Это приводит к широкому распространению инфекционных заболеваний. Водопроводная и канализационная сеть развиты слабо. В Индии, например, только 57% городов имеют центральное водоснабжение и 7% — канализацию. Нормы водопотребления низкие — в Бомбее, например, 250 л/чел в сутки; потребности в питьевой воде удовлетворяются только на 55%.

В Юго-Восточной Азии системы водоснабжения развиты лучше. В полуостровной Малайзии имеются 240 тыс. предприятий по очистке воды и около 40 тыс. км водопроводных систем. Ежегодно бытовое водопотребление составляет около 1 млрд м3. Обеспечено водопроводом свыше 70% жителей.

В Индонезии к 2000 г. предполагается обеспечить водопроводной водой 75% населения малых городов и довести водоснабжение до 30 л/сут на человека. Большие трудности с водоснабжением испытывают Сянган и Сингапур. Сян-ган 1/3 всей используемой воды покупает в Китае, 1/3 составляют собственные воды, 1/3 получает в результате опреснения морской воды на одной из крупнейших в мире установок мощностью около 182 тыс.м3/ сут. Катастрофическое положение с водоснабжением сложилось в Сингапуре, который 80% всей пресной воды получает из Малайзии.

В Китае водопроводную воду использует лишь 15% сельского населения. 45 млн человек снабжается водой, имеющей избыточное содержание фторидов, 60 млн человек пользуются солоноватой водой и 150 млн человек — из загрязненных поверхностных источников.

Критическое положение с водоснабжением отмечается на юге равнины Канто в северной части Кюсю, на побережье Внутреннего моря, в зоне Киото — Осака — Кобе, агломерации Токио, которые испытывают дефицит воды в 6 км3.

Природные ресурсы Северной Америки

На территории Северной Америки расположены три государства: США, Канада, Мексика.

Изученность и освоенность природных ресурсов стран Северной Америки весьма неравномерны. Территория США исследована относительно хорошо, и маловероятно открытие крупных легкодоступных месторождений полезных ископаемых, за исключением Аляски и прилегающих шель-фовых территорий. В Канаде и Мексике открыты крупнейшие в мире месторождения калийных солей в провинции Ма-нитоба, богатые нефтяные месторождения на мексиканском шельфе. Важнейшая тенденция развития североамериканских государств — нарастание масштабов эксплуатации минеральных и энергетических ресурсов.

Эти страны выделяются высокой степенью освоенности земельных ресурсов: пахотные угодья составляют до 80% от площади земель, пригодных для обработки без крупных капиталовложений. Примерно 25% площади Северной Америки занимают тундровые и лесотундровые области, однако центральная и южная части материка по климатическим условиям исключительно благоприятны для сельского и лесного хозяйства. Территории умеренного пояса занимают более 4 млн км2, т. е. 16,3% от площади материка. Они хорошо обеспечены термическими ресурсами, поэтому здесь можно выращивать широкий ассортимент культур повышенной продуктивности. Значительный агроклиматический потенциал стран Северной Америки во многом предопределяет высокую естественную продуктивность растениеводства даже при относительно невысоком уровне применения удобрений.

Региональные различия в обеспеченности водой хозяйств стран Северной Америки велики. Следует отметить, что наряду с физической нехваткой водных запасов в ряде регионов, где ресурсы поверхностных и подземных вод значительны, возникла проблема недостатка воды высокого качества.

Уникальны лесные ресурсы Северной Америки, которые отличаются не только колоссальной величиной запасов древесины, но и поразительным видовым разнообразием.

По промышленным запасам важнейших полезных ископаемых (уголь, уран, молибден, цинк, никель, свинец, плавиковый шпат, фосфатное сырье, асбест и др.) Северной Америке принадлежит ведущее место в мире. Хотя некоторых видов минерального сырья явно не хватает — это марганец, кобальт, хром, бокситы, олово.

Северная Америка характеризуется крупными запасами нефти: открыто более 26 тыс. месторождений комплекса разного возраста. Предполагается, что потенциальные запасы нефти весьма велики, но в основном они сосредоточены в северных и приполярных районах.

Недра этого региона также богаты газом и каменным углем: его общие запасы (до глубины 900 м и при помощи пластов более 75 см) составляют 4 801,7 млрд т, из них 3 600 млрд т — в США, 1 200 млрд т — в Канаде и 1,7 млрд т — в Мексике. По другим оценкам, достоверные запасы каменного угля в Канаде составляют 5,6 млрд т, США — 225,9, Мексике — 1,6 млрд т, а извлекаемые — соответственно 3,8; 113,0 и 1,3 млрд т. Достоверные запасы бурого угля равны в Канаде 15.2 млрд; США — 204,5;

Мексике -- 0,8, а извлекаемые — соответственно 3,1; 102,3 и 0,6 млрд т.

Понятен интерес во всем мире к альтернативным энергоисточникам и в первую очередь к неисчерпаемым, не оказывающим негативных последствий на природную среду.

На западе Северной Америке существуют уникальные геотермальные условия; особенно много таких мест в Калифорнии, где построено несколько геотермальных электростанций суммарной мощностью 500 тыс. кВт. Опыт эксплуатации геотермальных электростанций показал их потенциальную опасность для природной среды, поскольку конденсат и высокотемпературные растворы содержат ядовитые химические соединения, поэтому в Канаде, в заливе Фанди (провинция Новая Шотландия), известном рекордными приливами (18 м), строится крупная электростанция мощностью в 4 800 Мвт. Однако перспективы развития этого источника энергии невелики из-за ограниченности площадок для строительства: нужно учитывать не только высоту приливов, но и глубины места строительства, разрушительную силу штормовых волн, близость энергопотребителей и целый ряд других факторов.

В разработанной в начале 70-х годов Национальной программе США в области энергетики предполагалось, что к 2000 г. доля солнечной электроэнергии в энергобалансе составит 45%.

Водохозяйственный баланс стран Северной Америки.

Прогнозы потребления воды на 2000 г., разработанные в 1960—1970 гг., породили представление о водном кризисе, надвигающемся на США и отчасти другие страны североамериканского континента. И, действительно, для ряда районов США, Канады и Мексики кризис стал реальностью. Он привел к осознанию того, что дальнейшее освоение водных ресурсов должно основываться на увеличении кратности использования преимущественно речных вод (с необходимей очисткой), а также пресных и солоноватых подземных вод; опресненных морских вод.

В Канаде кризисная ситуация в обеспечении водой отраслей хозяйства проявилась не столь остро. Страна обладает значительными запасами водных ресурсов.

Современная структура земельного фонда Северной Америки сформировалась как результат интенсивного освоения территорий за два последних столетия: она отражает высокую степень изменения природной среды деятельностью человека.

Сельскохозяйственная политика США и Канады оказывает заметное влияние на динамику фонда пахотных земель. В последние десятилетия в этих странах периоды значительного роста экспортных поставок зерна сопровождались распашкой сотен тысяч гектаров эрозионно-опасных земель. В годы пониженного спроса на зерно и уменьшения государственных закупок фермеры сокращали площади худших пахотных земель и активнее проводили почвозащитные мероприятия.

Разрабатываемые в США природоохранные программы, включающие и противоэрозионную обработку земли, носят рекомендательный характер и, как правило, применяются в крупных хозяйствах на лучших землях.

В Северной Америке орошается 25,5 млн га земель. Значение орошаемого земледелия в экономике стран Северной Америки неуклонно возрастает благодаря росту урожайности, обусловленному модернизацией оросительных систем, совершенствованием агротехнических приемов обработки почвы, применением удобрений и селекцией. В Канаде орошается 3,5% от площади пахотных земель, в США — 11 и в Мексике — 22%. Только в Мексике, где, согласно оценкам специалистов, возможная площадь орошения составляет 11,2 млн га продолжается прирост орошаемых угодий. В США с 1978 г. площадь поливных земель сократилась на 7% в связи с неустойчивостью цен на сельхозпродукцию, повышением стоимости откачки подземных вод на орошение в результате падения их уровня и роста цен на топливо.

Для стран Северной Америки характерно расточительство в использовании природных ресурсов и материалов. С одной стороны, увеличилось потребление отдельных видов сырья, а с другой — происходит некоторое снижение производства минеральных ресурсов в результате истощения ряда месторождений, концепции стратегически важных разработок полезных ископаемых, ориентации на импорт более дешевого сырья из развивающихся стран. Необходимо подчеркнуть, что в этих странах происходит постоянное удорожание всех видов минеральных ресурсов. Разрабатываются месторождения с низким содержанием полезного вещества в руде, усложняются технологии добычи и условия эксплуатации.

В условиях энергетического кризиса страны Северной Америки, экономика которых была ориентирована на дешевый источник энергии — нефть, вынуждены были перестроить структуру топливно-энергетического баланса путем увеличения доли угля в энергопотреблении. Наметившиеся в последние десятилетия тенденции смягчения энергетического кризиса подтвердили конкурентоспособность угля как энергоисточника. Широкое использование угля в качестве энергоисточника, так же, как и бутиминозных сланцев и нефтеносных песков, сдерживается необходимостью проведения природоохранных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, в атмосферу ежегодно поступает свыше 180 млн т загрязняющих веществ.

В странах Северной Америки в последние 3—4 десятилетия быстрыми темпами рос уровень загрязнения водных источников.

Благодаря действенным мерам административно-правового характера и другим мероприятиям по совершенствованию технологии производства и экологического регулирования, было отмечено улучшение их состояния приблизительно в трети штатов, произошло оздоровление Великих озер. Наиболее значимые результаты были достигнуты там, где в решении водохозяйственных проблем прослеживается комплексный подход. Так, результатом многосторонней деятельности межштатной комиссии по бассейну реки Дела-вер и администрации долины реки Теннесси стало существенное улучшение качества этих двух водных артерий. Удалось добиться определенного улучшения состояния окружающей среды.

Основным методом природоохранного регулирования стал административно-законодательный подход — введение предельно допустимых норм загрязнения среды, а в ряде случаев — запрет экологически опасных производств.

Лесные ресурсы

Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельное и трудно переоценить. На протяжении последних 20—25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшалось, а обстановка с лесоиспользованием обострялась. Выделяют несколько причин, вызывающих деградацию лесных ресурсов.

Первая - сложившаяся практика лесопользования и отклонения от основных лесоводческих принципов. Еще в начале XX в. во многих странах была разработана система ведения лесного хозяйства, которая предусматривала, с одной стороны, возможность крупномасштабных заготовок леса, а с другой — восстановление, защиту лесов с учетом их ценности для сохранения земельных и водных ресурсов, обеспечения благоприятных жизненных условий для населения, регулирования экологических процессов.

Второй важной причиной сокращения лесных массивов являются лесные пожары.

Лесные ресурсы являются достоянием всей планеты, так как играют важную роль в экологическом равновесии биосферы. На состоявшемся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международном конгрессе по проблемам развития Земли была принята Конвенция о лесах. В ней особо отмечалась необходимость с1)здания национальных программ защиты и сохранения лесов с учетом их ценности, роли в жизни страны и экологическом равновесии планеты.

По данным ФАО, опубликованным в 1995 году в статистическом ежегоднике по лесным товарам, за 1983—1993 гг. мировое производство круглых лесоматериалов возросло с 3 044,9 млн. до 3 484,4 млн. куб.м., фанеры — с 44 млн. до 48,3 млн.. древесностружечных плит — с 39,9 млн. до 51,6 млн., древесноволокнистых плит — с 16,5 млн. до 19 млн. куЕ'. м., бумаги и картона — с 177 млн. до 253,3 млн.. За тот же период производство пиломатериалов снизилось с 441,8 млн. до 432,4 млн. куб. м.

Крупнейшими производителями круглых лесоматериалов в 1997 году были (млн. куб. м): США — 485,8, Китай — 300,7, Индия — 287,4, Бразилия — 272, Индонезия — 188, Канада — 180, Россия — 176, Нигерия — 118, Швеция — 62,9, Эфиопия — 47, Франция — 44, Финляндия — 39,6'.

В ассортименте лесных товаров произошли определенные структурные изменения. Хотя соотношение между отдельными видами лесопродукции в последние годы оставалось довольно стабильным, тем не менее можно отметить некоторые тенденции.

Увеличилась доля балансов — сырья для целлюлозно-бумажного производства и дров, в то время как снизился удельный вес бревен — сырья для механической обработки древесины, а также прочих деловых ассортиментов. Последнее объясняется сокращением производства ассортиментов, используемых в круглом виде — рудничные стойки для крепления горных выработок, бревен для столбов и т. п.

Более половины мирового объема лесозаготовок приходится на дровяную древесину, что связано с ее широким использованием в качестве топлива в развивающихся странах Южного полушария. Следует иметь в виду, что в структуре топливно-энергетического баланса отдельных регионов имеются существенные различия. В Европе, Северной Америке и России, где основными энергоносителями служат природный газ, нефть, каменный уголь и ядерное топливо, на долю дров приходится соответственно 15, 20 и 23% производства круглых лесоматериалов. В то же время в Африке этот показатель составляет 78%, в Южной Америке — 57, а в крупнейших странах Азии — Индии и Индонезии — 87 и 78% соответственно (для сравнения: Финляндия - 10%, США - 18%, Канада - 4%, Швеция -7%, Япония — 0,5%).

Структурные сдвиги произошли и в ассортименте других видов лесных товаров. Так, в составе листовых древесных материалов доля фанеры снизилась на 3,7%, на столько же увеличилась доля древесностружечных плит, а доля древесноволокнистых плит осталось без изменений. В общем объеме бумажной продукции удельный вес газетной и типографской бумаги вырос на 5%, газетной бумаги снизился на 2%, а прочих сортов бумаги и картона — на 3%.

Для стран Северного полушария характерно более широкое вовлечение в переработку лиственной древесины, что дает возможность экономить ценную древесину хвойных пород.

В странах с развитой лесной и лесоперерабатывающей промышленностью большое внимание уделяется более полному использованию заготовленной древесины путем утилизации древесных отходов. Они перерабатываются в технологическую щепу, используемую в целлюлозно-бумажном производстве и при изготовлении древесных плит.

В последние годы переработанные древесные отходы превратились в объект внешней торговли, мировой объем экспорта щепы и древесной стружки за последние десять лет вырос в 2 раза.

Международные, региональные и национальные организации, такие, как ФАО, Комитет по лесоматериалам ЕАК, Лесная служба департамента сельского хозяйства США и др., составили прогнозы о перспективах развития лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства на первую треть XXI в. С учетом более или менее благоприятных условий прогнозы составлены в двух вариантах — по максимальному и минимальному сценариям.

По оценке экспертов, лесные товары по-прежнему будут пользоваться достаточно широким спросом, хотя после 2000 г. темпы роста их потребления несколько снизятся по сравнению с последним двадцатилетием XX в. В странах Европы (без России) к 2025 г. потребление пиломатериалов достигнет 123—148 млн. куб. м (против 102,3 млн. куб. м в 1980 г.), листовых древесных материалов — 52—60 млн. (35,6 млн.), бумаги и картона — 68—95 млн. т (49,2 млн. т).

Достаточно динамичного роста производства и потребления лесоматериалов, по данным американских экспертов, можно ожидать в США. В 2030 г. по сравнению с 1967 г. потребление пиломатериалов возрастет на 58%, фанеры — на 65%, древесных плит — в 2,8 раза.

Разработаны прогнозы по отдельным отраслям лесопромышленного комплекса, прежде всего в области бумажного производства. Ожидается, что потребление бумаги к 2010 г. возрастет до 440 млн. т (против 250 млн. т в 1993 г.).

В связи с этим потребность в балансовой древесине увеличится на 35—40%, хотя вес вторичного сырья (макулатуры) к концу прогнозируемого периода достигнет 40% (против 30% сейчас).

В перспективе следует ожидать дальнейшего увеличения производства и потребления лесных материалов.

Между тем состояние лесных ресурсов в глобальном масштабе вызывает серьезную озабоченность лесозаводов и экологов. По данным ФАО, общий годовой прирост древесины во всем мире составляет около 5,5 млрд куб. м. Однако уже к 2000 г. объем рубки леса может превысить 4 млрд куб. м, а текущий прирост в освоенных лесах, где заготавливается древесина, составляет лишь 1,8 млрд. Кроме того, большую тревогу специалистов вызывает хищническая эксплуатация тропических лесов, важнейшей природной лаборатории связывания углерода и воспроизводства кислорода на Земле.

В декларации Х Всемирного лесного конгресса, состоявшегося в Париже в 1991 г. при участии более 2 500 ученых и специалистов из 136 стран, выражена озабоченность обезлесением и деградацией лесов в связи с отсутствием надежного управления и загрязнением, вызванным хозяйственной деятельностью человека. Конгресс обратился к общественности, политическим лидерам, национальным, международным, региональным и неправительственным организациям с напоминанием о необходимости предупредить необратимый ущерб, наносимый биосфере, необходимости применять методы управления лесами на основе принципов постоянного пользования лесных товаров и услуг.

Не секрет, что насущные проблемы в решении продовольственной и энергетической проблем в условиях экстенсивных методов хозяйствования толкают на вырубку лесных массивов, а это, в свою очередь, ведет к деградации почв, что оборачивается потерей посевных площадей и невозможностью решить изначальные задачи.

Сегодня достаточно четко обозначились тенденции мирового развития. Современный этап НТР характеризуется широкими процессами электронизации различных сторон деятельности и жизни человека. Несомненным достижением современной науки стало открытие и освоение биотехнологий и возникновение генной и клеточной инженерии;

расширилась сфера использования космоса для решения разного рода задач; значительный прогресс прогнозируется в поиске производства новых видов энергии, топлива. Новейшие научные и технические достижения позволяют добиться продвижения в решении общемировых проблем.

Сегодня создается новый технологический мир, важнейшей особенностью которого является процесс информатизации, что обусловит распространение идей и знаний, а их применение создаст новые условия для дальнейшего социально-экономического развития мирового сообщества.

Экономический рост и проблемы потребления природных ресурсов

Под экономическим ростом в экономической литературе понимается прирост валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени (обычно за 1 год).

ВНП — это совокупная стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг. Это сумма цен товаров и услуг, произведенных на территории определенной страны, независимо от того, кто осуществляет хозяйственную деятельность — граждане данной страны или иностранные подданные без так называемого «повторного счета».

Для определения совокупной стоимости товаров и услуг с учетом национальной принадлежности их производителей рассчитывается показатель валового национального продукта (ВНП), который отличается от ВВП на сальдо внешнеэкономических операций, включая сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, сальдо перевода прибылей от вывезенного за рубеж капитала.

Таким образом, ВВП и ВВП — это две модификации показателя, описывающего результаты хозяйственной конъюнктуры в стране.

Экономический рост является наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться в физическом (физический рост) и стоимостном выражении (стоимостной рост). Первый способ более надежен (т. к. позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален: при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:

• рост объема ВВП/ВНП или НД;

• темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

• темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.Б.Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал.

По внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капвложения делятся на поступающие в страну извне и на мобилизуемые внутри страны, а эти последние можно разделить на используемые внутри страны и на вывозимые за пределы страны и т.д.).

Распространено и деление факторов на две другие группы — в зависимости от характера роста (количественного и качественного).

К экстенсивным факторам роста относятся:

• увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологий;

• увеличение числа занятых работников;

• рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива. К интенсивным факторам роста относятся:

• ускорение НТП (внедрение новой техники и технологий путем обновления основных фондов);

• повышение квалификации работников;

• улучшение использования основных и оборотных фондов;

• повышение эффективности производства за счет лучшей его организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста — об интенсивном типе.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства, а при интенсивном — путем качественного их совершенствования и лучшего использования.

Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капвложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно, и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, сочетания затрат труда и капитала и лишь в определенной степени от технического прогресса.

С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют Поэтому лучше говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Современные теории экономического роста сформировались на основе двух источников: неоклассической теории, уходящей своими корнями к теоретическим взглядам Ж.-Б.Сэя и получившей законченное выражение в работах Дж.Б.Кларка (США); кейнсианской теории макроэкономического равновесия.

Различные модели экономического роста оперируют, как правило, одними и теми же факторами, сочетаемыми в зависимости от условий страны и состояния ее материально-технической базы. Структурировать их можно по-разному, но общепризнана следующая схема: факторы, определяющие физическую способность экономики к росту, т. е. количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала, технология; факторы спроса (возможности повышения уровня совокупных расходов);

факторы распределения (способность экономической системы распределять ресурсы так, чтобы получить максимальное количество продукции).

Развитие мировой экономики сопровождается неуклонным ростом производства и потребления минеральных ресурсов.

Устойчивое минерально-сырьевое обеспечение промышленности связано с необходимостью усиления разведки запасов, восполнения выбывающих и создания новых горнодобывающих мощностей, строительства дополнительных, реконструкции и технического перевооружения действующих перерабатывающих производств, более полного использования эффективных технологий. Эта проблема не может решаться исключительно на основе рыночных механизмов без совмещения их с государственным регулированием.

Регулирующая роль государства, его интересы в укреплении минерально-сырьевой базы, как это имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и богатых минерально-сырьевыми ресурсами (США, Канада, Австралия и др.), должны быть определены законодательными и другими нормативно-правовыми актами. Однако до настоящего времени полного и четкого законодательного обеспечения в сфере владения, использования и управления ресурсами недр в России нет.

Соглашения с иностранными инвесторами (концессионные или на основе раздела продукции), заключаемые под давлением возникших экономических трудностей переходного периода к рынку, вряд ли можно считать дальновидными с позиции необходимости сохранения ресурсов для собственного перспективного обеспечения. Это прежде всего относится к месторождениям нефти, урана и золота.

Дальнейшее развитие в таком направлении внешнеэкономической деятельности не только приведет к долговременным долговым обязательствам на увеличивающийся вывоз сырья, но и к потере части прибыли от эксплуатации месторождений, а также окажет серьезную нагрузку на ресурсный потенциал недр. Сырьевая база нефти России не настолько велика, чтобы не вызывать озабоченности относительно обеспечения своих потребностей в ней в недалеком будущем. Последним крупным нефтегазоносным регионом остается труднодоступный для разведки и освоения континентальный арктический шельф, где выявлены уникальные месторождения газа.

Наряду с указанными проблемами в нефтяной сырьевой базе во внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать и то, что с ростом внутреннего потребления нефти и других ресурсов Россия сейчас значительно отстает по этому показателю в душевом измерении от индустриально развитых государств.

Практически прекратившееся воспроизводство минерально-сырьевой базы в результате резкого сокращения объемов и направлений геологоразведочных работ — одна из важнейших проблем в области ресурсообеспечения, требующих незамедлительного решения.

Деятельность геологической службы, без которой не могут быть надежно обеспечены потребности в различных видах сырья, по мере стабилизации и дальнейшего подъема экономики, должна находиться под особым вниманием государства. В США, например, политика обеспечения промышленности минеральным сырьем формируется специальным Советом по национальным ресурсам и окружающей среде при Министерстве внутренних дел. Кроме того, есть Комитет по глобальной и международной геологической минерально-сырьевой деятельности. Проведение геолого-разведочных работ осуществляется Геологической службой и Горным бюро, которым выделяются значительные ассигнования из федерального бюджета. Они же координируют эти работы, выполняемые частными компаниями.

В России для формирования государственной научно-технической политики по всему комплексу проблем в области изучения недр, развития и использования минерально-сырьевой базы, включая вопросы сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья, целесообразно образование при Центральной геологической службе Совета (комиссии), состоящего из представителей федеральных правительственных органов, геологических, промышленных и научных организаций субъектов Федерации, Российской академии наук.

Россия остается одной из потенциально богатых минеральным» ресурсами стран мира. Вместе с тем настоящее состояние и промышленное использование минерально-сырьевой базы характеризуется наличием ряда крупных проблем, решение которых является необходимым условием мобилизации и подъема экономики.

Прогнозы и модели развития всемирного хозяйства учитывают проблему дефицитности мировых запасов ресурсов. Сегодня имеют место две точки зрения на понятие ограниченности ресурсов. В соответствии с первой точкой зрения предполагается, что при росте потребления энергии современными темпами все виды используемого сегодня топлива будут израсходованы в недалеком будущем: по некоторым прогнозам — в начале XXI в.

Природные богатства могут выступать в качестве определенного ресурса (например, стать фактором производства) в том случае, если в них возникает потребность. Потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Например, нефть была известна как горючее вещество еще за 600 лет до н.э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX века. Именно с этих пор нефть превратилась в реально доступный для использования энергетический ресурс, значение которого неуклонно возрастало. Однако до второй половины XX века нефть, залегающая в донных отложениях шельфа Мирового океана, не рассматривалась в качестве ресурса, так как состояние техники извлечения нефти делало невозможной ее добычу на шельфе. Лишь в 1940-х годах впервые на акваториях (озеро Маракайбо в Венесуэле, Каспийское море в СССР) нефть начала разрабатываться в промышленных масштабах, и нефтяные залежи мелководных зон морей и океанов приобрели ресурсное значение.

При первобытнообщинном строе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло земледелие и скотоводство, и соответственно в состав природных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившая кормовой базой для выпасаемого скота. В лесах добывалась древесина для строительства жилищ и для получения дров; постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов); человек научился осваивать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади девственной природы.

Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывали в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов.

Лекция 5. Международная экономическая интеграция

Концепции интеграции

Американские ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции.

1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.

2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.

3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства.

4. Экономический союз унифицируется стратегия экономического развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза.

В других исследованиях добавляется пятая форма — платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».

Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.

Следует отметить, что первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании — это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках «Уругвайского раунда», совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординиро-ванность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз — соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

— статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;

— динамические — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отклонения торговли».

«Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник.

В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, , увеличивается.

«Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне-интеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный.

Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, т.е. на 0,3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» практически отсутствовал.

Следует отметить, что среди российских и зарубежных специалистов нет единства в отношении определения зоны свободной торговли и таможенного союза. Например, по мнению О. В. Чер-ковца, зона свободной торговли представляет собой более высокую стадию межгосударственного экономического сотрудничества, поскольку предусматривает в качестве конкретной цели формирование единого торгового пространства, внутри которого были бы уже полностью отменены (сразу или по истечении некоторого фиксированного времени) пошлины во взаимной торговле, а нетарифные ограничения составляли бы часть заранее согласованной торговой политики'. Основным аргументом такого утверждения выступает исторический аспект этой проблемы. Действительно, первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок.

Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам.

В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это дает импульс к изменению структуры потребления и производства.

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутриин-теграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики'. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Качественно более высокой ступенью интеграции является общий рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание таможенного союза в общий рынок обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий по обмену, существуют нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиделось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач. Первые две задачи решаются на ранних этапах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к третьим странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку.

Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках общего рынка, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже «наработанного» инструментария, который заключается в следующем:

1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах.

2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения.

3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции — крайне существенное звено в интеграционной «системе обеспечения», поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.

4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы. Создание общего рынка должно представлять собой подлинно единое экономическое, правовое и информационное пространство и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу. Следует отметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов этого этапа межгосударственной экономической интеграции, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе общий рынок был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это — межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся. В роли последней может выступать как одна из действующих валют стран-участниц такого соглашения, так и специально установленная новая валютная единица. Здесь также подразумевается элемент плановости в хозяйственной деятельности на государственном уровне и даже с предпосылкой его выхода на международный уровень, ибо подобная форма межгосударственного взаимодействия предполагает не только уже сам по себе высокий достигнутый уровень торгово-экономических связей между странами, отсутствие у них политических обид и взаимных претензий, но и способность и возможность поддерживать в будущем согласованную валютно-финансовую политику, прогнозировать и по возможности преодолевать различные катаклизмы на мировых и региональных валютных рынках и даже влиять на них.

Обычно считается, что составной частью платежного союза выступает валютный союз, когда сотрудничающие страны договариваются не обо всей организации взаимных платежей, проведении согласованной валютно-финансовой политики и использовании общей валюты, но для начала решают какой-либо одни вопрос — обычно или по согласованию платежей, или по введению общей валюты.

Функционирование экономического союза в Европейском Союзе как единственном мировом аналоге подобного интеграционного формирования в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической интеграции является переход от общего рынка через экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу — единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро».

Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего последовательное прохождение различных стадий, показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений. Именно поэтому не выдержали испытания практикой и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70—80-е годы амбициозные супергруппировки, как латиноамериканские ЭКЛАК, ЛАЭС и АЛАДИ, а также «Андская группа» (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и Перу), созданные по принципу географический близости, без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров. Уход со сцены «бумажных» интеграционных союзов характерен также и для Африки, где вследствие ухудшения общеэкономического положения большинства государств тропической части континента не смогли наладить сколько-нибудь эффективного сотрудничества несколько группировок в центральной и южной его частях. Доля взаимной торговли у многих из этих стран чрезмерно мала и не превышает 3% от величины их общего товарооборота, причем за прошедшую четверть века данный показатель кое-где даже уменьшился.