35. Международные торги. Виды торгов и организация их деятельности.
В современном понимании международные торги (International bid, tenders) - одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель(заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных условиях. Проще говоря, международные торги - это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов(по цене и другим коммерческим и техническим условиям).Торги являются распространенным способом размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ, строительства объектов “под ключ”. Международные торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. На долю развивающихся стран приходится до 80% общего числа проводимых в зарубежных странах торгов на машины и оборудование. В большинстве развивающихся стран действующее законодательство обязывает импортеров закупать за границей товары, в особенности оборудование, стоимость которого превышает определенную сумму, только через торги. Такие страны, как Бирма и Египет, где осуществлена государственная монополия внешней торговли, практически весь импорт товаров и все подрядные операции осуществляют через торги. Во многих странах Латинской Америки, в особенности в Уругвае, основная часть закупок и подрядов на выполнение общественных pa6oт проводится через торги. Широко применяют эту форму закупок и такие страны, как Индия, Шри Ланка, Пакистан, Иран, Ирак, Индонезия, Иордания, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Малайзия и др. В целом в развивающихся странах от 20 до 40% всех импортируемых товаров (по стоимости) ввозится государственными организациями преимущественно путем проведения торгов.В связи с ростом государственной собственности в промышленно развитых странах торги все шире применяются для осуществления закупок и выполнения подрядных работ государственными хозяйственными предприятиями - электростанциями, угольными шахтами, железными дорогами и др. Наибольшее количество торгов проводится в ЮАР, Австралии и Новой Зеландии, а также в США, Канаде, Франции, Германии, Италии и ИсландиНа первом этапе заказчик уведомляет претендентов на исполнение заказа о своем намерении вступить в сделку; при этом составляется документ, именуемый в разных странах как “предложение указать свою цену”, “приглашение к торгам”, “тендерная спецификация” или “тендерная.Основным мотивом остается стремление минимизировать цену сделки и аргументировать непредвзятый выбор поставщика или подрядчика.Основными элементами тендерной процедуры, отличающими ее от механизма двусторонней сделки является ее публичный(гласный) характер, общность требований и предварительная квалификация(отбор) претендентов. Исходя из мотивов, целей и статуса заказчиков, наибольшее распространенными видами торгов являются: открытые торги, открытые торги с предварительной квалификацией, закрытые торги(торги по приглашению), и единичные торги. В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные и негласные).К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные предприятия и пр. К закрытым торгам прибегают и в случаях размещения срочных заказов. К участию в закрытых торгах привлекается обычно небольшое число солидных, известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных.В практике проведения торгов на оборудование встречаются, хотя и весьма редко, так называемые единичные торги. Их организаторы обращаются к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы торгов и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или другой товар может быть приобретен лишь у единственной фирмы - монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законами данной страны.ЕС издало несколько директив по процедуре закупок, осуществляемых государственными органами и учреждениями стран участниц. Важнейшие из них следующие:1. Директива 1971 г. о договорах на общественные работы и строительство.2. Директива 1977 г. о правительственных заказах на поставки товаров и оборудования.3. Директива 19У8 г., разъясняющая правила ЕС о публичных торгах на поставки товаров и оборудования.Основная цель директив ЕС - обеспечить равные возможности участия в торгах па получение правительственных заказов поставщикам и подрядчикам и'; всех стран ЕС и устранение дискриминации в отношении неместных фирм, т.е. участие в публичных торгах должно быть открыто и для иностранцев (из стран, не участвующих в ЕС). Исключением в применении директив ЕС являются общественное водо- и энергоснабжение, общественный транспорт и телекоммуникации (связь), в последнем случае только в отношении поставок и оборудования, а не в отношении договоров на выполнение работ.ЕС должно согласовывать свои мероприятия публичных торгов с соглашением ГАТТ о правительственных закупках, известным под названием Кодекса ГАТТ, поскольку ЕС восприняло этот Кодекс. Соглашение ГАТТ содержит длинный список правительственных органов, к которым оно применимо.Под это соглашение подпадают только договоры, стоимость которых превышает определенную пороговую величину. Эта величина в Кодексе ГАТТ ниже, чем общий порог по нормам ЕС, Общий порог составляет 200 тыс. ЭКЮ, а величина по Кодексу ГАТТ составляет 130 тыс. ЭКЮ.Когда иностранный правительственный орган или корпорация намеревается принять участие в торгах, обычный процесс заключения следки таков. Заказчик, то есть иностранная правительственная организация, публикует объявление о предварительном отборе в ведущих газетах мира. В объявлении указываются, помимо сущности сделки, фамилия и адрес заказчика, срок подачи заявок, условия предварительной квалификационной процедуры, т.е. технических и финансовых возможностей, которым должны отвечать заявители для того, чтобы участвовать в торгах.При проведении закрытых торгов порядок информации иной. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в данной отрасли. Мировой банк и MAP обычно анализируют предквалификационную процедуру и требуют, чтобы им направили список фирм, участвующих. в отборе, а также обоснования исключения любого желающего принять участие в квалификационном отборе. Это должно быть сделано до начала торгов. Таким образом международные финансовые организации стремятся обезопаситъ отрасль от произвольного исключения из предварительной квалификации и убедиться в том, что "идет честная игра".орядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичны. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами, декретами или циркулярами. Торги проводятся, как правило, по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться их организаторами и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько этапов: представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта. В подготовку торгов входит разработка технических и коммерческих условий торгов, именуемых тендерной документацией, и ознакомление с ней потенциальных участников торгов-оферентовПредставление предложений участниками торгов - второй этап проведения торгов. Порядок и способ представления предложений регулируются организаторами торгов.. Предложения(заполненная форма тендера с подписью и печатью оферента) представляются в закрытых, запечатанных конвертах(часто двойных), чтобы сохранить их конфиденциальность. Иностранные оференты обычно представляют тендеры заказным письмом.Обычно считается, что сам факт подачи оферентом тендера означает его полное согласие со всеми условиями торгов.Выбор поставщика - третий этап проведения торгов. В назначенный день и час организация, объявившая торги, вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура конкурсного отбора может быть гласной и закрытой, в зависимости от вида объявленных торгов. Она предполагает в том и в другом случае: ознакомление со всеми представленными предложениями с целью выявления их соответствия тендерным условиям; сравнение полученных предложений по коммерческим условиям; изучение административного и делового досье фирм-оферентов. Конкурсный выбор выигравшего торги оферента всегда проводится в закрытом порядке (независимо от вида торгов).Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений.Однако чаще всего, в особенности при поставках оборудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и присуждения заказа производится вышестоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев). Это объясняется прежде всего тем, что сравнение тендеров, определение выгодности каждого из них требует известного времени. Необходимо сравнить большое количество технических показателей, учесть и разнообразные коммерческие условия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительность кредита, форму расчета, условия поставки и приемки товаров. Практика торгов, кроме того, допускает отдельные уточнения тендеров после вскрытия конвертов и их оглашения, а в некоторых случаях - уторговывание некоторых условий тендеров, что также задерживает выбор поставщика.В день открытия торгов все тендеры лишь заносятся в официальный протокол, причем представители фирм-оферентов имеют право ознакомиться с копией этого протокола в специально отведенном помещении и в определенное время узнать цены и другие условия конкурентов.После тщательной проверки тендерной документации в отношении ее соответствия условиям торгов, после сопоставления всех предложений, а для сложного оборудования и при закупках его на большие суммы. По самой сути торгов выбор поставщика должен определяться предложением более выгодных условий в отношении цен, качества, сроков. На практике дело обстоит иначе.В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие условия, но и высокое качество производимых оферентами изделий, наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта; порядок выполнения работ; возможности привлечения в случае необходимости квалифицированных субпоставщиков или субподрядчиков.Отступление от принципа “самого дешевого предложения позволяет организаторам торгов отклонять предложения оферентов из третьих стран без указания причин.Нередко организаторы торгов передают заказ местной фирме, даже если ее предложение оказывается менее выгодным, чем предложение иностранной фирмы. Допускаемое на торгах превышение цен местных фирм по сравнению с иностранными в разных странах колеблется от 5 до 20%, хотя на практике бывают и более значительные отклонения. В наиболее открытой форме преференции местным фирмам предоставляются на торгах в США. В силу действия закона “покупай американское” государственные организации, проводящие торги, обязаны отдавать предпочтение американским фирмам даже в тех случаях, когда их цены выше, чем иностранных поставщиков, в пределах до 6%.В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан внести второй гарантийный залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, выступающих в ходе выполнения заказа (в случае некачественного оборудования, опоздания с началом поставки и т.п.).Четвертый этап проведения торгов - подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Условия этих контрактов практически мало или совсем не отличаются от условий обычных контрактов купли-продажи, но иногда содержат некоторые специфические условия. Иногда этот короткий документ со ссылкой на тендер(или включающий его). Часто тендерные гарантии участников торгов, которые не имели успеха на торгах, возвращаются только после подписания официального контракта, так как до этого события нет уверенности в заключении окончательного договора.
- 24. Развивающиеся страны, их классификация и место в мировом хозяйстве.
- 25. Новые индустриальные страны (нис) и их место в развитии мирового хозяйства.
- 26. Особенности экономического развития Китая.
- 29. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая стратегия рф.
- 30. Классические теории международной торговли (а. Смит, д. Рикардо ).
- 31. Теория Хекшера-Олина. «Парадокс Леонтьева».
- 32. Теории неотехнологического направления. Теория конкурентных преимуществ м. Портера.
- 33. Формы международной торговли (экспорт, импорт, встречная торговля).
- 34. Товарные биржи в международной торговле.
- 35. Международные торги. Виды торгов и организация их деятельности.
- 36. Международные аукционы. Их виды. Организация и специфика проведения.
- 37. Посредники в международной торговле и их виды.
- 39. Понятие международного технологического обмена.
- 40. Специфика технологии как товара. Основные формы передачи технологий.
- 41. Инжиниринговые услуги в мт. Их виды.
- 42. Внешнеторговая политика: цели и основные направления.
- 43. Протекционизм в международной торговле: причины и практика применения.
- 44. Таможенные тарифы. Их виды и механизм действия.
- 45. Таможенный кодекс рф.
- 46. Нетарифные ограничения международной торговли. Их виды и механизм действия.
- 47. Нетарифные ограничения в рф.
- 3.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли
- 3. По характеру: