logo search
СМО, ответы (00-11)

14. Внешняя политика ес: становление овпб/епбо.

С начала 1990-х годов в Евросоюзе шел активный процесс формирования механизмов совместной внешнеполитической деятельности стран-членов ЕС. Снижение военно-политической зависимости европейских стран от США в постбиполярном мире, а также появление новых угроз европейской безопасности подтолкнули ЕС к активному поиску автономных подходов к проведению внешней политики и политики безопасности.

Старт формированию Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) был дан Маастрихтским договором о создании Европейского союза, вступившим в силу 1 ноября 1993 года. В нём были определены цели и задачи проведения ОВПБ, к которым относились защита общих ценностей, основных интересов и независимости Евросоюза; укрепление его безопасности; сохранение мира и укрепление международной безопасности. Уроки кризиса в Косово в конце 90-х - военную составляющую ОВПБ: Общую европейскую политику безопасности и обороны (ОЕПБО). Страны Евросоюза решили создать Европейские силы быстрого реагирования (ЕСБР) для выполнения так называемых Петерсбергских задач (гуманитарные и спасательные операции, операции по поддержанию мира; задачи боевых сил в управлении кризисами, включая миротворчество).

Институциональная структура. Комитет по вопросам политики и безопасности (1999 г.), Военный комитет (1999 г.), Военный штаб (1999 г.). Были учреждены Европейский спутниковый центр (2001 г.), Ситуационный центр для сбора информации и разведывательных данных (2004 г.). Активно ведется работа над созданием Европейского оборонного агентства (с начала 2004 года).

Но раазногласия стран ЕС в подходах к разрешению иракского кризиса выявили тот факт, что Евросоюз пока не был готов выступать единым фронтом во внешнеполитической сфере. Несмотря на активное формирование Общей внешней политики и политики безопасности Еврсоюза, говорить о становлении в лице ЕС единого внешнеполитического игрока пока рано. Во-первых, не являясь единым государством, ЕС испытывает трудности в согласовании интересов в области внешней политики. Во-вторых, в рамках Евросоюза сильны противоречия между так называемыми "европеистами" и "атлантистами". В-третьих, внешнеполитическая координация в Евросоюзе осуществляется посредством межгосударственного сотрудничества.

Лиссабонский договор опять-таки укрепил ОВПБ. Укрепил должность Верховного Представителя по вопросам внешней политики. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Верховный представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.