logo search
Лавров ФМ 1-3,Протекционизм (1)

Стимулирование экспорта в Российской Федерации

С учетом современного состояния российской экономики и актуальных проблем развития ее внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие: предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт; предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.

В рамках дальнейшего развития и совершенствования механизмов финансовой помощи экспортерам будет продолжена работа по изучению возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитования производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей.

Среди других направлений финансового содействия, способных оказать заметное стимулирующее влияние на российский экспорт, целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как: предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней; обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах страхование операций по освоению внешних рынков.

Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" первоочередной задачей в этой области является создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета и управляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует в ближайшее время разработать принципы создания и функционирования такой системы.

Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме. Актуальные проекты информационной сферы экспорта:

  1. Создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации);

  2. Организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;

  3. Воссоздание и развитие системы информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров, включая высшие образовательные учреждения, и российских загранучреждений.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции (в том числе как вариант - воссоздать государственную инспекцию по качеству экспортных товаров), что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.       В отличие от инспекции, существовавшей в СССР, новая российская инспекция должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству.

Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации в целях взаимного признания результатов испытаний продукции.

Процессы стандартизации в настоящее время затрагивают не только сферу материального производства, но и применение современной электронной версии документооборота во внешней торговле, который основывается на стандарте Европейской экономической комиссии ООН.

Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время. В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его использования в работе российских экспортеров.

Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки.

Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта.

В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а именно:

Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных выставках. Работу на этом направлении необходимо восстановить и расширить, сконцентрировав внимание на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях. В рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности следует определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной поддержкой.