logo search
Концептуальные основы внешнеполитической стратегии США с ключевыми партнерами в ЕС

1.1 Внешнеполитический старт администрации Обамы

4 ноября 2008 года в Соединенных Штатах Америки состоялись 56-е выборы президента. Как известно, победу одержал кандидат от Демократической партии Барак Обама, в прошлом - сенатор от штата Иллинойс.

Соперником Обамы на выборах 2008 года стал республиканец Джон Маккейн.

Главный стратег двух президентских кампаний Барака Обамы - опытный политконсультант Дэвид Аксельрод (David Axelrod). После первой инаугурации 44-го президента США Аксельрод был назначен на должность старшего советника президента. Аналитики склонны считать, что именно фигура Дэвида Аксельрода сыграла одну из решающих ролей в судьбе президентской гонки 2008 г.

Касательно переизбрания Барака Обамы на второй президентский срок, следует отметить, что главной причиной поражения республиканской партии на выборах стала ее ультраконсервативная платформа, отпугнувшая значительную часть так называемых умеренных избирателей. Жесткая позиция по таким вопросам, как отношение к иммигрантам, вероисповеданию, абортам, и наконец, политика, проповедуемая республиканцами, по выдавливанию государства из социально-экономической жизни общества (которая и привела к самому большому кризису со времен Великой депрессии) безнадежно устарели.

Политическую составляющую вопроса также не стоит упускать из вида. Республиканская партия требует активного вовлечения США в международные дела. В то время как большую часть избирателей заботила экономическая ситуация в Соединенных Штатах, основной темой выступлений на съезде Республиканской партии (на котором Ромни был избран кандидатом на выборах) была необходимость возврата США к роли мирового лидера.

Первоочередной задачей новой администрации было вывести страну из глубокого финансово-экономического кризиса - самого серьезного после «великой депрессии» 1929-1933 гг. На решение этой задачи было направлено главное внимание и основные ресурсы Белого дома. Но и внешнеполитические проблемы не могли быть отложены в долгий ящик, тем более что в самой Америке и мире в целом с приходом к власти харизматического нетрадиционного президента возникли большие надежды на серьезное обновление всего политического курса страны. Общие подходы Б. Обамы и его команды к международным делам наметились уже в ходе предвыборной кампании и первых шагах его администрации. Во многом они шли в русле либеральной критики «бушизма» и представляли собой антитезу наиболее одиозным аспектам внешнеполитического курса правых республиканцев [10, C. 635]. Но речь шла не просто о возвращении к либеральному интернационализму Демократической партии времен У. Клинтона с его безоглядным оптимизмом и твердой уверенностью в прочности глобального доминирования Америки. Уроки правления Клинтона и особенно Буша-мл., новая ситуация в стране и мире диктовали необходимость серьезных изменений в традиционной политике.

Ряд исследователей склонны проводить параллели между положением новой администрации Обамы и ситуацией, установившейся в конце 1960 - начале 1970-х гг., когда Р. Никсон и Г. Киссинджер после поражения во Вьетнаме столкнулись с большими сложностями по приведению раздутых внешних обязательств и претензий США в соответствие с сократившимися возможностями, в том числе - за счет «наведения мостов» к новым центрам силы (СССР, КНР) и игры на противоречиях между ними.

Главная стратегическая задача, стоявшая перед новой администрацией, состояла в осуществлении «организованного отступления» и перегруппировки сил в этом новом полицентрическом мире, сохраняя, тем не менее, основу американского глобального лидерства и не допуская дальнейшего ослабления мировых позиций США.

Исходя из заявления, сделанного Хиллари Клинтон, решение данной проблемы виделось в смене внешнеполитических приоритетов и методов продвижения американских интересов в мире. На слушаниях по утверждению Клинтон на пост Госсекретаря, она отметила: «Мы будем следовать политике «мягкого влияния» [10, C. 635].

Лейтмотивом этой переориентации стала концепция «умной силы» (Smart power), впервые выдвинутая видным внешнеполитическим экспертом демократов Дж. Наем, предполагающая использование таких средств влияния, как дипломатические, экономические, политические, правовые и культурные, помимо использования военных рычагов. Концепция была впоследствии развита в докладе, выпущенном в конце 2008 г. вашингтонским Центром стратегических и международных исследований. По сути, речь шла о том, чтобы наполнить американское лидерство новым содержанием: вместо откровенного эгоизма, односторонних действий и силового диктата «доктрины Буша» перенести упор на организацию многостороннего сотрудничества в совместном решении общих проблем и тем самым сделать лидерство США более полезным и привлекательным для других стран. К таким проблемам относятся: энергетическая безопасность, глобальное изменение климата и природной среды, распространение СПИДа и других опасных эпидемий, помощь развитию беднейших стран мира, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, преодоление мирового финансово-экономического кризиса, реформирование международных институтов для решения глобальных проблем.

На базе этой новой повестки дня, как подчеркивалось в первых программных документах новой администрации по внешней политике и национальной безопасности, следует расширить и укрепить отношения США с союзниками, а также попытаться начать диалог с конкурентами и противниками Америки. В своей первой речи в качестве президента Соединенных Штатов на заседании Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2009 г.) Обама призвал к «новой эре вовлечения, основанной на общих интересах и взаимном уважении», и «новым коалициям, преодолевающим прежние водоразделы».

Серия миролюбивых инициатив и радикальная смена образа лидера США возымели свое действие. К лету 2009 г. 59% против 15% американцев (поданным опроса кампании «Си-Би-Эс») одобряли внешнеполитическую деятельность Обамы. Еще более явным стало быстрое улучшение имиджа Америки в мире на волне симпатий к ее новому руководству, фиксируемое многими опросами. В декабре 2009 г. Обама был даже удостоен Нобелевской премии мира «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между людьми». Тем не менее, как показала практика, осуществление этих намерений и обещаний оказалось очень трудным, а подчас и невозможным делом. Чтобы раскрыть суть данных сложностей, следует рассмотреть внутри- и внешнеполитическую обстановку, в которой Обама начал свою деятельность.