logo search
Анализ опыта реализации концессионных проектов за границей

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В последние несколько лет проведен ряд исследований, нацеленный на выявление проблем и факторов, препятствующих успешной реализации концессионных проектов.

Аналитики ЕБРР среди основных называют следующие факторы:

1. Политические факторы (противодействие ослаблению государственного контроля над стратегическими объектами инфраструктуры, введению платности за пользование этими объектами и т.д.).

2. Отсутствие должной государственной поддержки проектов (финансовое участие, содействие передаче концессионеру действующих объектов, выдача гарантий, содействие в решении вопросов лицензирования, землеотводов и т.д.).

3. Отсутствие достаточного опыта и квалификации в деле прогнозирования загрузки объектов инвестиционной деятельности.

4. Отсутствие достаточных стимулов в привлечении инвестиционного капитала в проектные компании.

5. Отсутствие развитых рынков капитала во многих странах (в данном случае государствах ЦВЕ), что затрудняет использование местного финансирования проектов.

6. Регулятивные и правовые ограничения (в первую очередь отсутствие концессионного законодательства) [5].

Другие аналитики, помимо вышеназванных факторов, упоминают еще такие, как:

· отсутствие даже в крупных подрядных компаниях, банках, консультативных формах достаточного количества квалифицированных специалистов для разработки проектов и проектных предложений;

· высокие начальные затраты на подготовку проектов и концессионных соглашений (в некоторых случаях затраты на подготовку проекта, проектного предложения, формирования консорциума могут достигать 10% стоимости проекта. Это отпугивает многие компании от участия в тендерах; в результате часто не обеспечивается столь необходимая конкуренция);

· отсутствие даже в пределах одной страны стандартизированных процедур и форм проведения тендеров, подачи проектных предложений, их сравнительной оценки.

Одни из выше перечисленных факторов являются труднопреодолимыми, другие - вполне устранимы в короткие сроки. Так, для удешевления и ускорения работ по подготовке концессионных проектов, введения определенных правил и стандартов в этой области ведется определенная методическая работа в международных финансовых институтах, некоторых международных организациях. ЮНИДО, например, заканчивает разработку "Основополагающих принципов разработки концессионных проектов, ведения переговоров по ним и реализации этих проектов" (данный документ адресован в первую очередь развивающимся странам) [6, c. 78].

В Турции, которая является одним из лидеров в области проектных концессий, Департаментом государственного планирования была проведена значительная работа по стандартизации документов, составляющих проектное предложение (контракты, страховые договоры, сметы, счета "эскроу" и т.д.), для того, чтобы ускорить тендерные процедуры и сделать оценки проектных предложений более объективными.

Конечно, наиболее важным и срочным для ряда стран является такой шаг, как принятие концессионного законодательства. Так, к середине 90-х годов уже целый ряд государств ЦВЕ имел такое законодательство (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния). Украина входит в ряд стран имеющих концессионное законодательство. Россия, к сожалению, такого законодательства до сих пор не имеет - хотя проект закона о концессиях был подготовлен высшим законодательным органом страны еще в 1993 г. Это тем более обидно, что Россия имеет немалый собственный опыт в области концессий (до 1917 года и в период НЭПа).

Принятие закона о концессиях является важнейшим (хотя, конечно, не единственным) условием преодоления инвестиционного финансового кризиса в стране. Концессионные соглашения не должны восприниматься как инструмент привлечения только иностранного капитала. В первую очередь они должны быть ориентированы на отечественные промышленные предприятия, строительные компании, коммерческие банки и другие частные финансово-кредитные учреждения. Во многих случаях концессионные соглашения между государством, с одной стороны, и отечественными финансово-промышленными (а также финансово-строительными) группами - с другой, могли бы оказаться гораздо более эффективной альтернативой нынешней приватизации и вдохнуть в реальный сектор украинской экономики [6, c. 79].