1.2 Российско-японские отношения после второй мировой войны: основные тенденции и характеристика периода
Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В Совместной декларации зафиксировано согласие СССР и Японии на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, а также согласие Советского Союза на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора.
Совместная декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Токио 12 декабря 1956 г.
В 1960 г. Советский Союз в связи с заключением нового японо-американского договора безопасности дополнительно обусловил возвращение Японии островов Хабомаи и Шикотан выводом с японской территории всех иностранных войск. В ответ правительство Японии выдвинуло возражение, заключающееся в том, что нельзя в одностороннем порядке менять содержание Совместной декларации СССР и Японии, которая является договором, ратифицированным парламентами обеих стран.
Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате второй мировой войны и как таковой вообще не существует.
В Совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Москве было отмечено, что «урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами».
В Совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Токио сказано, что стороны провели «переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп». В Заявлении подчеркивается также важность ускорения работы по заключению мирного договора.
После образования в декабре 1991 г. Содружества Независимых Государств и признания Японией Российской Федерации в качестве государства-продолжателя СССР переговоры по мирному договору, которые велись между СССР и Японией, продолжаются между Японией и Российской Федерацией.
За прошедший период в российско-японских отношениях произошли крупные позитивные изменения, в основе которых - осуществление российским руководством политики демократических и рыночных реформ и последовательная поддержка этого курса Правительством Японии, а также стремление Токио к более самостоятельной и инициативной роли в мировых делах.
Отношения с Японией развиваются в качественно новом формате: обоюдная приверженность универсальным демократическим ценностям, отсутствие идеологической и военной конфронтации, ослабление японской стороной прежде плотной увязки расширения двусторонних связей с нерешенными проблемами, наличие глубокой взаимной заинтересованности в сотрудничестве на международной арене в постконфронтационный период. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития отношений:
· взаимное доверие,
· взаимная выгода,
· долгосрочность,
· тесное экономическое сотрудничество.
Это позволило выйти на исторический результат - подписание в Москве в ноябре 1998 г. в ходе встречи на высшем уровне Московской декларации, поставившей задачу строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства.
Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне. Состоялись неофициальная встреча президента России В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори в Санкт-Петербурге (апрель 2000 г.), встреча В.В. Путина с Ё. Мори в 2000 г. на Окинаве и в Брунее в ходе форума АТЭС в ноябре 2000 г., официальный визит В.В. Путина в Токио в сентябре 2000 г.
25 марта 2001 г. в Иркутске состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори, в ходе которой было подтверждено обоюдное понимание стратегического значения российско-японских отношений для обеих стран и под этим углом зрения подчеркнуто намерение продолжать их поступательное развитие, прежде всего в таких приоритетных областях как стратегическое взаимодействие на мировой арене, расширение торгово-экономического и иного практического сотрудничества, продолжение переговоров о заключении мирного договора, включая взаимоприемлемое решение проблемы пограничного размежевания.
По итогам встречи подписано Иркутское заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора.
7 мая 2001 г. состоялся телефонный разговор В.В. Путина с новым премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, который возглавил правительство Японии в конце апреля 2001 г. Стороны договорились сохранять преемственность курса на поступательное развитие двусторонних отношений на основе достигнутого к настоящему моменту позитива.
В программной речи в парламенте Японии 7 мая 2001 г. Дз. Коидзуми подчеркнул намерение твердо сохранять преемственность всех предшествующих позитивных достижений, включая результаты Иркутской встречи на высшем уровне.
В целом уровень двусторонних торгово-экономических связей нельзя признать удовлетворительным, хотя тенденции к улучшению наблюдаются. В 2000 г. товарооборот составил 5,125 млрд. долл. (рост на 21,3% по сравнению с 1999 г.). В 1994 г. учреждена и действует Российско-Японская Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (МПК). Ее очередное, четвертое заседание состоялось 2 ноября 2000 г. в Москве.
Для поддержки российских реформ правительство Японии предоставило России кредитно-финансовое содействие в разных формах на общую сумму, превышающую 6 млрд. долл.
Происходит освоение новых, «закрытых» ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В августе 1999 г. руководителями военных ведомств впервые был подписан Меморандум о создании основ для развития диалога и контактов между Министерством обороны Российской Федерации и Управлением обороны Японии. В ходе официального визита В.В. Путина в Японию в сентябре 2000 г. подписаны Меморандум о сотрудничестве между правительством Российской Федерации и правительством Японии в правоохранительной области и Меморандум об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии.
Развиваются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности.
Активизируются диалог и взаимодействие России и Японии по международным вопросам как двух влиятельных держав и членов «большой восьмерки». В сентябре 2000 г. на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. Россия поддерживает кандидатуру Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН.
В отношениях с Японией остается нерешенным вопрос о международно-правовом оформлении российско-японской государственной границы и заключении мирного договора. Переговоры по данному вопросу ведутся на высшем уровне, а также в рамках созданной в 1998 г. Совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел.
Имеется и ряд других проблемных аспектов:
· не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли, а также масштабы японских инвестиций в российскую экономику;
· не всегда эффективное использование российской стороной японского кредитно-финансового содействия;
· отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии (до урегулирования вопроса о советской загрансобственности между Россией и Украиной) и др.
Нынешнее состояние отношений между Россией и Японией в целом можно охарактеризовать как наиболее благоприятное за всю историю общения двух стран, и лидеры двух стран, похоже, осознают важность и необходимость дальнейшего улучшения отношений, в том числе, и через продолжение кропотливой работы по сближению позиций сторон с целью заключения мирного договора.
Вместе с тем территориальная проблема по-прежнему остается для Токио знаковой, и японская сторона всегда крайне болезненно реагирует на ситуации, когда, по её мнению, происходит сбой в продвижении к решению вопроса согласования российско-японской государственной границы, хотя и не подвергает при этом сомнению важность комплексного развития отношений с Россией.
- Введение
- Глава 1. Основные аспекты развития российско-японских отношений после второй мировой войны
- 1.1 Развитие российско-японских отношений в рамках взаимной торговли
- 1.2 Российско-японские отношения после второй мировой войны: основные тенденции и характеристика периода
- Глава 2. Анализ современного состояния российско-японского сотрудничества
- 2.1 Общая характеристика торгово-экономических отношений России и Японии в современных условиях
- 2.2 Анализ динамики и структуры внешней торговли России и Японии
- 2.3 Проблемы торгово-экономического сотрудничества России и Японии, и пути их решения
- Заключение
- Рф и Япония в 90-е годы: Тенденции развития российско-японских отношений:
- Российско-японские отношения
- Российско-японские отношения
- Российско-японские торгово-экономические отношения
- 65.Проблемы российско-японских отношений.
- 3.2 Российско-Японские отношения
- Динамика российско-японской торговли в 1998-2006 гг., млрд. Долл.
- История развития российско-японских отношений
- Развитие российско-японских отношений
- Проблема северных территорий в российско-японских отношениях