logo search
Анализ внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза

2.2 Выгоды и риски стран-участниц Европейского валютного союза

Выгоды, которые могут получить страны после введения евро, различны по своему воздействию на развитие экономики разных стран и могут проистекать из разных источников. Обычно специалисты выделяют следующие из них:

рост торговли и конкуренции между странами валютного союза;

устранение волатильности обменных операций и как следствие сокращение трансакционных издержек;

единая денежно-кредитная политика ЕЦБ и как следствие большая макроэкономическая стабильность;

развитие финансовых рынков и снижение ставок по клиентским займам;

преимущество использования валюты с высокой степенью интернационализации.

В краткосрочном периоде от введения евро просматривается исчезновение конверсионных операций в паре национальная валюта-евро. А это означает значительное снижение трансакционных издержек и устранение валютных рисков, что в будущем будет способствовать снижению ставок по клиентским займам. Участие в валютном союзе стимулирует торговлю. Потенциальный прирост внешнеторгового оборота в странах Центральной и Восточной Европы может достигать около 60% по оптимистичному сценарию и около 7% по пессимистическому сценарию для Чехии, Венгрии, Словении и Словакии. Для Польши данные оценки в два раза ниже. Большое значение имеет отсутствие необходимости уплаты премии за валютный риск, что способствует снижению внутренних процентных ставок и росту капиталовложений в экономику страны.

Результаты исследований, проведенные в Польше и Ирландии. Снижение волатильности обменного курса и процентных ставок в стране после введения евро стимулирует приток прямых зарубежных инвестиций. Упрощение сопоставимости цен в рамках валютного союза в долгосрочной перспективе может способствовать росту конкуренции на рынках товаров и услуг, а усиление конкуренции за счет притока иностранного капитала должно способствовать лучшему межотраслевому распределению ресурсов.

Введение единой валюты евро новыми странами-членами ЕС означает в первую очередь то, что на эти государства будет распространяться единая денежно-кредитная политика ЕЦБ. Последствия, происходящие от того, что государства не смогут более осуществлять свою независимую национальную денежно-кредитную политику, являются причиной возникновения издержек для стран валютного союза. Невозможность проводить независимую денежно-кредитную и валютную политику проявляется в том, что власти стран лишаются права по своему усмотрению использовать следующие ключевые инструменты воздействия на экономику страны:

эмиссия денежных средств;

право определять количество денег в обращении;

изменение величины учетной ставки;

регулирование обменного курса единой валюты.

Для сглаживания возможных негативных последствий утраты данных инструментов колоссальное значение имеют корреляция бизнес-циклов, степень подверженности стран асимметричным или симметричным шокам, гибкость рынка труда, особенности налогового регулирования и трансмиссии денежно-кредитной политики.

Корреляция циклов деловой активности или бизнес-циклов играет ключевую роль в определении вероятности, с которой тот или иной асимметричный шок может воздействовать на национальную экономику. Произвести точную оценку корреляции бизнес-циклов для новых стран-членов ЕС с переходной экономикой довольно сложно. Дело в том, что циклическое развитие их экономик характеризуется резким экономическим спадом после распада социалистической системы в 1990-е г., а затем стремительным ростом. Проведенные исследования показывают, что корреляции бизнес-циклов как между самими странами зоны, так и новыми странами ЕС - нет.

В результате этого высока вероятность того, что новые страны будут подвержены воздействию именно асимметричных шоков, что помимо необходимости использования методов макроэкономического регулирования, которые будут идти вразрез с политикой ЕЦБ, этим странам будет трудно оказывать влияние на решения, принимаемые ЕЦБ. Применительно к корреляции шоков спроса и предложения, наибольшая корреляция шоков спроса с зоной евро была у Кипра, Мальты и Словении - государств, которые первыми выполнили Маастрихтские критерии. Наименьшая корреляция шоков спросов наблюдается в Венгрии и Польше. Корреляция шоков предложения с зоной евро в целом довольно высока и составляет 0,55, что можно рассматривать как положительную тенденцию, поскольку на корреляцию шоков предложения в значительной мере влияет степень гармонизации денежно-кредитной и налоговой политик, а шоки спроса сильнее связаны с влиянием внешних факторов.

Гибкость рынка труда по новым государствам-членам выше, чем по зоне евро, в частности таких его сфер как законодательство по защите занятости, системы выплат пособий по безработице. Эластичность заработной платы обеспечивается за счет переговоров на уровне предприятий, деятельность профсоюзов не оказывает на этот процесс существенного влияния.

В то время как гибкость заработной платы необходима при адаптации к асимметричным шокам, последствия от которых проявляются в среднесрочной и долгосрочной перспективе, проведение тех или иных мер налоговой политики служит для сглаживания последствий от шоков, последствия которых проявляются в краткосрочной перспективе. «Чувствительность» бюджета, как правило, зависит от долей доходов в ВВП и природой шока. Например, при воздействии экономического шока, последствия которого эквивалентны 1% от ВВП, воздействие на бюджет будет составлять величину в 0,42% ВВП в Чехии и Словакии, 0,43% - в Польше, 0,44% в Словении и 0,47% в Венгрии. Объединив оценки «чувствительности» бюджета с действием налоговых мультипликаторов, прогнозируется, что автоматические стабилизаторы будут способны нейтрализовать от 15 до 20% последствий от шоков со стороны спроса.

Успешное функционирование валютного союза возможно лишь при условии того, что экономики стран-членов будут одинаково реагировать на меры денежно-кредитной политики, т.е. не должно быть существенного расхождения в механизмах трансмиссии денежно-кредитной политики в этих странах. В противном случае, общая денежно-кредитная политика окажется неэффективной и может стать причиной возникновения асимметричных шоков. На настоящий момент большинство характеристик банковского сектора новых стран-членов ЕС указывает на то, что существуют препятствия для быстрой трансмиссии денежно-кредитной политики. Возникновение в этом случае дополнительных издержек непосредственно для новых стран при вступлении в валютный союз зависит от характера шока. При симметричном шоке быстрая трансмиссия оказывают ключевое влияние на стабилизацию экономики, но при асимметричном характере воздействия, медленная трансмиссия замедляет действие инструментов ЕЦБ.

В течении какого срока после присоединения к ЕС государство должно осуществить переход на единую валюту, в Договоре о ЕС 1992 г. не указывается. Великобритания и Дания при подписании этого Договора добились получения привилегии, по которой они имеют право не переходить на евро. В Великобритании были разработаны в дополнение к Маастрихтским критериям собственные критерии, выполнение которых должно способствовать защите национальных экономических критериев Великобритании. Данные критерии, которые получили название «пять тестов Гордона Брауна» в честь их разработчика, носят весьма размытый характер, что оставляет за правительством Великобритании возможность политического маневра в вопросе перехода на единую валюту.

В Дании в 2000 г. референдум дал негативный результат, несмотря на активную поддержку перехода на единую валюту со стороны правительства. В целом в 2000 г. председатели Датского экономического совета пришли к заключению, что экономические выгоды и издержки от членства Дании в Валютном союзе оцениваются как незначительные и неопределенные. Несмотря на хорошие ключевые макроэкономические показатели, финансовый кризис оказал заметное негативное воздействие на ситуацию в Дании. Использование национальной валюты не помогло Дании преодолеть последствия кризиса, а еще более усугубило ситуацию.

Швеция подобной оговорки не получила и поэтому рано или поздно обязана отказаться от своей национальной валюты в пользу евро. В 1997 г. Парламент Швеции принял решение не участвовать в МОК-2 (Механизм обменный курсов), что служит формальным основанием для сохранения своей национальной валюты. Негативный результат референдума в 2003 г. был связан с политическими аргументами, нежели экономическими. После начала мирового финансового кризиса в 2008 г. Швеция лучше многих других стран справляется с рецессией во многом благодаря профицитному госбюджету и плавающему обменному курсу кроны.

Расширение зоны евро за счет присоединения Словении, Кипра, Мальты Словакии и Эстонии прошло без негативных, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе последствий, как для самих стран, так и для зоны евро в целом. Анализ влияния перехода на единую валюту на макроэкономическую ситуацию в этих государствах осложняется началом мирового финансового кризиса. Однако меры, проводимые ЕЦБ по предоставлению ликвидности, и относительно стабильный курс евро помогли странам противостоять углублению рецессии и массовому банкротству банков. Мировой финансовый кризис стал для стран ЕС по сути симметричным шоком, но с асимметричным воздействием. Страны вне зоны евро, которые не достигли достаточной степени реальной экономической конвергенции с наиболее развитыми членами ЕС, столкнулись с серьезными трудностями. Причем факт того, что они располагают всеми инструментами денежно-кредитной политики и возможностью свободно управлять режимом обменного курса своей национальной валюты, не поставил их в более выгодное положение по сравнению со странами зоны евро. [4]

Расширение европейского валютного союза будет иметь значение для России в первую очередь с точки зрения устойчивости данного объединения. Перед Россией все большую актуальность приобретет вопрос перевода расчетов за поставки российских энергоносителей в Европу на евро. В сфере государственного использования евро основная часть уже пройдена: расширение резервов в евро и использование бивалютной корзины позволили снизить волатильность курса евро-доллар. Переход на евро новых стран ЕС не должен существенным образом повлиять на необходимость значительного пересмотра долей в валютной корзине, объеме резервов и динамике эффективного курса рубля. Доля сделок евро-рубль невелика и представляется полезным эту долю повышать. Данный процесс будет зависеть в первую очередь от экспортных поступлений в евро и доли евро в импорте. Доля евро в активах в связи с расширением зоны евро изменится не сильно.