logo search
Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.

Глава 1 Развитие российско-американских отношений в 90-е гг. XX века - начало XXI века

Российско-американские отношения в 90-е гг. XX века находятся на стадии формирования новой модели взаимодействия двух государств, которое на протяжении большей части прошлого столетия во многом сводилось к острому глобальному противоборству.

Прекращение холодной войны, распад Советского Союза и биполярной системы международных отношений, переход России к строительству политической демократии и рыночной экономики создали новые условия для развития российско-американских связей.

С распадом Советского Союза прекратила существование созданная после Второй мировой войны система международной стабильности и безопасности, в основе которой лежало военно-стратегическое равновесие двух сверхдержав. Мир стал еще более неспокойным, еще менее предсказуемым. В рассматриваемом десятилетии произошло около 120 вооруженных конфликтов, которые затронули больше половины государств мира, но не все эти конфликты связаны с распадом Советского Союза. История некоторых из них уходит в глубину веков, но значительная часть конфликтов получила дальнейшее развитие именно в результате распада биполярного мира и существовавшего в, то время военно-стратегического равновесия.[13, с.62]

По мнению ученых, в этот период прекратился непримиримый идеологический конфликт - источник длительного противостояния СССР и США, но резко стало отличаться положение двух государств в новой системе международных отношений.

После распада СССР и Организации Варшавского Договора в Европе и Азии образовалась обширная зона нестабильности. Россия, продолжая содрогаться от раздавивших ее разного рода противоречий, финансово-экономических экспериментов, коррупции и разворовывания, все более слабела и в экономическом, и в военном отношении, теряла международный авторитет. В то же время Соединенные Штаты оказались на вершине экономического процветания и военной силы. Мощная экономика позволяла не только сохранять эти силы, но и при необходимости наращивать их.

США все больше стремятся закрепить за собой роль единственной сверхдержавы, укрепить лидерство в экономике и политике, обеспечить военное превосходство, а Россия вынуждена заново искать свое место в международных делах.

Окончание холодной войны создало условия для нормализации российско-американских отношений, перехода от конфронтации к сотрудничеству. Это позволило существенно понизить уровень военного противостояния, наладить взаимовыгодную политическую и экономическую кооперацию в ряде областей. В итоге сложились предпосылки для формирования новой, неконфронтационной модели отношений между Россией и США на основе баланса интересов сторон.[14, с.799]

Особое положение России в международных отношениях определило то, что Россия оставалась единственной державой, обладавшей потенциалом уничтожения США, несмотря на то, что в военно-политической сфере способность Российской Федерации выступать с сопоставимых с США позиций уменьшалась.

В новой системе международных отношений начала возрастать роль силы, так как распад биполярности вызвал появление мелких, но многочисленных вооруженных конфликтов. А так же США стали шире использовать силу для отстаивания своих интересов в региональных и локальных конфликтах. В международных отношениях к середине 90-х годов стало занимать большое место миротворчество, под которым понималось применение странами международного сообщества многообразных, в том числе силовых, мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах. Среди этих мер особое внимание стало уделяться такому инструменту, как гуманитарная интервенция, то есть вооруженное вмешательство в конфликт третьих стран, как правило, многостороннее, предпринимаемое коалициями государств, из гуманитарных побуждений.

В начале 1990-х гг. возникли надежды на то, что РФ и США перейдут к новой, партнерской, модели двусторонних взаимоотношений, однако этого не произошло. С одной стороны, для союзничества США и России не хватало совпадения интересов, которые обычно возникают при наличии общего врага. С другой - 1990-е гг. стали периодом успешного развития США и кризиса в России, не имевшей продуманной стратегии экономических и политических реформ. В этих условиях Америка взяла на себя роль диктатора, при этом, не считаясь с интересами России и не рассматривая ее в качестве партнера.

Однако США объявили войну против глобального терроризма, поэтому у России и США возник новый мощный единый интерес. «Аль-Каида» Усамы бен Ладена и движение «Талибан» представляли собой очевидную угрозу национальным интересам США и России.

Появление общего врага и позволило начать радикальную трансформацию российско-американских отношений, дало основание совершенно по-иному строить весь комплекс взаимодействий в экономической, политической и военной сферах. Фактически начала формироваться новая система международной безопасности. Это создало большие возможности для укрепления позиций России в мире и обеспечения благоприятных внешних условий для проведения реформ и возрождения отечественной экономики.

В решении ключевых вопросов международной политики у России и США имеются как общие, так и противоположные интересы. Поэтому в российско-американских отношениях будут сохраняться элементы и сотрудничества, и соперничества.

Одним из важных вопросов по сей день остается проблема международной безопасности, которая включает в себя такие ключевые моменты, как нераспространение ядерного оружия, урегулирование региональных конфликтов, борьба против международного терроризма.

Итак, начнем с рассмотрения ядерной сферы, отношения в которой между Россией и США имеют особый характер. В ходе гонки вооружений в период холодной войны обе страны нарастили такой стратегический ядерный арсенал, который по количественным и качественным параметрам гарантировал взаимное уничтожение.

Концепция стратегической стабильности применялась во всех основных соглашениях по контролю над стратегическим ядерным оружием - тех, которые были заключены в 1970-е гг. (ОСВ-1, ПРО, ОСВ-2), в конце холодной войны (СНВ-1) и после ее окончания (СНВ-2).[14, с.817]

После развала СССР Российская Федерация столкнулась с серьезной проблемой уничтожения ядерного оружия. Многократное сокращение доходов федерального бюджета сделало невозможным для России решение этой проблемы за счет собственных средств. В этих условиях США согласились финансировать уничтожение российских вооружений. Всего Америка финансирует 11 проектов уничтожения биологического оружия.

В ходе избирательной кампании 2000 г. Буш-младший обещал провести радикальный пересмотр ядерной политики США, призывая отказаться от «взаимного гарантированного уничтожения», но этого не произошло.

Количественные сокращения ядерных вооружений сохраняют стратегические силы США на уровне, необходимом для ведения ядерной войны против России. Такая война считается маловероятной, но в России по-прежнему видят единственную страну в мире, способную уничтожить Соединенные Штаты. Поэтому состав и структура американских стратегических наступательных сил позволяют осуществлять любой вариант нанесения ядерных ударов по России в рамках Единого интегрированного оперативного плана.

Если учесть, что в силу финансово-бюджетных причин стратегические наступательные силы России сократятся до уровня не выше 1500 боезарядов, то американская позиция в состоянии привести к ослаблению стратегической стабильности. Но это произойдет не раньше 2015 гг., когда США могут получить значительные преимущества в сферах как стратегических наступательных, так и стратегических оборонительных вооружений. Такой подход соответствует идее «адаптивного сдерживания», предусматривающего сохранение и развитие ядерных сил, достаточных для осуществления любых сценариев ядерной войны.[14, с.819]

Вместе с тем в новой военной доктрине США ядерное оружие утрачивает главенствующую роль и становится интегрированной частью новой стратегической триады, составными частями которой являются стратегические вооружения, высокоточное обычное оружие и способность к наращиванию военного потенциала.

Следующим значительным аспектом является взаимодействие двух стран в области региональных конфликтов. Стремление американского руководства доминировать при решении ряда региональных проблем, имеющих важное значение для безопасности России, ведет к осложнению отношений между двумя странами. Об этом свидетельствует Югославский кризис, переросший постепенно в конфликт в Косово.

В 1993-1994 годах Россия поддержала резолюции № 816, 836 и 903 Совета Безопасности ООН. В соответствии с ними военно-воздушные силы стран НАТО осуществили бомбардировки позиций и тяжелых вооружений боснийских сербов. Последние постоянно срывали миротворческие усилия ООН, и лишь удары с воздуха вынудили их лидеров принять условия мирного урегулирования ситуации в Боснии - Герцеговине на основе Дейтонского соглашения. Но во второй половине 1990-х годов ситуация изменилась. В России взяли курс на поддержку режима Милошевича, возможно, видя в нем инструмент противодействия росту американского влияния на Балканах. Косовский кризис 1999 года вызвал острые противоречия между Россией и США, вплотную подвел их к порогу «холодной войны».[16]

Когда начался вывод военных и полицейских из Косово, генсек НАТО отдал приказ о приостановке бомбардировок. СБ ООН принимает резолюцию о развертывании в Косово гражданского контингента и обеспечении международного присутствия по безопасности в Косово. Представители ОАК заявили, что не сложат оружие в тех местах, где будут находиться российские миротворцы. Начинаются переговоры российских и американских военных о развертывании миротворческих сил в Косово, о синхронном вводе российских и американских войск.

Представитель НАТО заявил, что российские миротворцы не войдут в Косово первыми. Британский контингент, приведенный в состояние повышенной готовности для ввода в Косово, после этого отводится на исходные позиции. Переговоры российских и американских военных приостанавливаются. Россию не устраивает предложение разместить ее контингент в американском секторе Косово. Британские вертолеты с десантниками пересекают границу, вводится британский и французский контингент и контингент США. Венгрия отказала предоставить России воздушный коридор для переброски ее миротворцев.

После этого РФ и США на переговорах согласовали вопрос о роли России в миротворческой операции в Косово. Российские миротворцы стали иметь зоны своей ответственности в американском, французском и немецком секторах.

20 июня Клинтон и Ельцин на встрече в Кельне официально объявили о решении вопроса о роли России в урегулировании конфликта в Косово. Генсек НАТО Солана сообщил о формальном прекращении операции “Союзническая сила” против Югославии. 21 июня ОАК подписала с НАТО соглашение о разоружении.[16]

Внутренний конфликт в Косово, приведший к Югославскому кризису, мог обернуться внешним конфликтом между США и Россией. Этот конфликт пришелся на время, “когда стал разрастаться системный геополитический кризис, вызванный распадом СССР, приведший к процессу мирового перераспределения центров сил. Следствие этого переходного этапа в том, что Россия- уже не империя, а США еще не империя, но США считают, что они уже империя, а Россия - что она еще империя, т. е. Россия и США заблуждаются в своих возможностях влиять на остальной мир”.[10] Переоценка своих возможностей и желание сохранить престиж могли поставить весь мир на грань катастрофы.

Последний не менее важный вопрос во взаимоотношениях между США и Россией - борьба с терроризмом. Удар по американским амбициям нанес страшный террористический акт 11 сентября 2001 года, когда США подверглись нападению на собственной территории. Группа террористов, захватив несколько гражданских самолетов, протаранила ими два знаменитых высотных здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а также здание министерства обороны США в Вашингтоне. Тогда Вашингтон принял решение начать войну для свержения талибов и стал формировать коалицию союзников, которые могли бы выступить совместно с США.

Однако к моменту сентябрьских событий отношения России и США характеризовались некоторой неопределенностью. В ноябре 2000 г. новым президентом США стал республиканец Джордж Буш-младший. Новый американский лидер был недоволен политикой его предшественника в отношении России, считая ее «мягкой». Но В.В.Путин позвонил президенту Дж.Бушу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне с выражением сочувствия и солидарности. После чего Россия выступила на стороне США, заявив о безоговорочном осуждении терактов в США и готовности оказать Вашингтону помощь для проведения операции против талибов. Москва предоставила США нужные разведывательные сведения, право воздушного коридора над российской территорией для американских самолетов на время подготовки и проведения операции, а также оказала дипломатическое содействие в получении согласия от правительств Киргизии и Узбекистана на использование ВВС США военно-воздушных баз на территории этих двух стран. Фактически Россия выступила для США в качестве главного союзника против талибов.

Через год после террористического акта в Афганистане Дж. Буш объявил о новой «Стратегии национальной безопасности США» и о том, что США и Россия будут вести бескомпромиссную борьбу с международным терроризмом.[12, с.329]

События 11 сентября 2001 г. свидетельствовали о появлении в международных отношениях новой угрозы, способной поразить любую страну в неожиданный для нее момент.

Итак, принципиальное значение для безопасности России в нынешнем столетии имеет обеспечение надежного потенциала ядерного сдерживания, предотвращающего применение сил, способных обеспечить суверенитет и территориальную целостность РФ.

В условиях неблагоприятного соотношения сил жизненно важным интересам России отвечает сохранение и укрепление режима контроля над ядерными и обычными вооружениями, предотвращение возврата к неконтролируемой гонке вооружений с участием США и других крупнейших государств мира в начале XXI в.

Поэтому значимым направлением российско-американских отношений в обозримом будущем остается сохранение стратегической стабильности и предотвращение радикального нарушения военного баланса.