Введение
Изменения, произошедшие в мире после окончания «холодной войны», носили поистине революционный характер. В последнее время эти изменения слишком часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но и Россия, и США многое пережили и многим пожертвовали, чтобы эти драматические перемены в картине мира были необратимыми.
Хотя Россия и США уже не представляют реальной обоюдной угрозы, но они так и не стали партнерами в решении проблем, стоящих перед каждой из стран. «Позитивная конверсия» не завершена из-за серьезных разногласий и конфликтов интересов. Препятствуют взаимному пониманию и многие ошибочные представления друг о друге. Большинство людей в обеих странах не видит возможностей для тесного сотрудничества до тех пор, пока противоположная сторона не изменит либо саму себя, либо свое международное поведение.
Высоко оценивавшиеся в 2001 году и в Вашингтоне, и в Москве как «стратегическое партнерство», эти отношения стали давать трещину.
Поверхностный характер российско-американских связей привел к тому, что заинтересованными в их развитии остались, по сути, только лидеры обеих стран и некоторые высокие правительственные чиновники.
Отношения между двумя странами продолжают страдать от взаимного недоверия. Лучший способ его преодоления - открытое сотрудничество по конкретным вопросам, которые стороны считают отвечающими взаимным интересам.
После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года в мире начала складываться новая обстановка, что заметно изменило контекст российско-американских отношений.
Если судить по внешним признакам, эти отношения серьезно улучшились. Россия и США впервые после Второй мировой войны находятся в одной коалиции и борются против общего врага. Стало быть, их национальные интересы, во всяком случае, в противоборстве с международным терроризмом, сейчас совпадают. Между ними происходит взаимодействие, которое кажется гораздо более тесным и глубоким, чем взаимодействие России и США со своими союзниками соответственно по НАТО и Договору о коллективной безопасности.
Однако за этим внешним улучшением нельзя не видеть и того, что политика США в отношении России, по сути, не изменилась и ни одна проблем не решена.
В проведении долгосрочной кампании против международного терроризма обойтись без России американцам оказалось весьма сложно. Кризис показал, что в районе Центральной Азии ни одно государство не обладает такими политическими и военно-техническими возможностями, как Россия. Сотрудничество с ней, ее поддержка для США оказались незаменимыми. Однако пока такое сотрудничество не носит равноправного характера.
Под знаменем борьбы с терроризмом США осуществили очередное крупное геополитическое наступление, прежде всего в Центральной Азии и на Кавказе - регионах, которые Россия ранее объявила зонами своих жизненно важных интересов. Причем произошло это наступление при молчаливом согласии Москвы. В результате антитеррористической операции Россия потеряла важные инструменты международного влияния, связанные как с Договором о коллективной безопасности, так и с шанхайской «шестеркой» - эти механизмы оказались невостребованными и сейчас фактически рассыпаются.
В области политической США подтвердили свое нежелание считаться с интересами России. По-прежнему форсируются планы расширения НАТО. России отводится в лучшем случае роль младшего партнера в решении не только глобальных, но даже региональных вопросов международной безопасности.
Актуальность данной работы состоит в том, что российско-американские отношения оказывают большое влияние на происходящие в России процессы. Соединенные Штаты, будучи наиболее развитой экономической и военной державой, оказывали на протяжении последнего десятилетия существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации.
Российско-американские отношения являются продолжением отношений между СССР и США на новом историческом этапе. Но если в начале ХХ века и, особенно в период холодной войны отношения двух сверхдержав являлись стержневыми, лежавшими в основе двухполярной структуры мира, то в 90-е гг. их роль изменилась. Мир изменился и в нем единственной сверхдержавой остались США.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ российско-американских отношений в конце 90-х гг.XX-XXI вв.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить российско-американские отношения в 90-е гг. XXв. - XXIв.
2. рассмотреть региональные конфликты, оказывающие значительно влияние на развитие российско-американских отношений.
3. выделить некоторые приоритетные направления их сотрудничества.
Объектом данного исследования являются политические взаимоотношения России и Соединенных Штатов Америки как факторов современной системы международных отношений, пришедшей на смену биполярному противостоянию и продолжающей формироваться на сегодняшний день.
Предметом исследования являются роль и место отношений с США во внешней политике России и США на рубеже XX - XXI вв.
Существует много научных работ, посвященных отношениям между Россией и США, но в данной работе мы рассматриваем лишь наиболее известные и, по нашему мнению, объективные. Эти работы очень разнообразны по своему составу. Их можно подразделить на 3 категории:
1) Периодические издания. Такие публикации в журналах, как «Международная жизнь» 2012 года под редакцией В.В. Журкина и Е.М. Примакова, «Мировая экономика и международная жизнь»2009 года под редакцией А.В.Рябова.
2) Труды отечественных ученых и политических деятелей. К примеру, работы Ф.Д Стюарта (США и Россия: Новая парадигма неправительственной дипломатии), В.Стародубова (Россия - США. Глобальная зависимость), А.В.Торкунов (Современные международные отношения и мировая политика). Рассмотрению политических отношений России и США на примере конфликтов в Афганистане и Ираке посвящена работа Шаклеину В.В. «Проблемы международной безопасности и внешняя политика США».