logo
Анализ опыта реализации концессионных проектов за границей

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Сегодня сектор экономической инфраструктуры даже в промышленно развитых странах (не говоря о тех, которые развиваются) переживает серьезный кризис, что является отражением кризисных процессов в системе государственных финансов, а также достаточно низкой эффективностью функционирования государственных и полугосударственных предприятий данного сектора.

В 80-90-е годы ХХ века большое распространение во всем мире и особенно в развивающихся странах, получили различные варианты так называемых концессионных контрактов, один из их разновидностей - контракты ВОТ (Build, Operate, Transfer).

Согласно этим контрактам, подрядчик строит объект (Build) обеспечивает в течение определенного периода (срока концессии) эксплуатацию этого объекта (Орегаtе) и затем передает его государственному заказчику (Тгаnsfer) [7, c. 89].

Хотя формально организатором торгов является проектная компания, в создаваемых тендерных комитетах нередко присутствуют представители кредиторов. Чаще всего в схемах ПФ предусматриваются варианты централизованных закупок (например, один контракт на условиях "объект под ключ"), при которых легче осуществлять эффективный контроль за всем комплексом работ и мероприятий в рамках проекта. Если в рамках ПФ реализуется проект, принадлежащий к сектору экономической инфраструктуры (электроэнергетика, платные дороги, мосты, аэропорты, водоснабжение и т.п.), то речь может идти о конкурсе на присуждение концессии, организуется уполномоченной на то государственной структурой. С победителем конкурса подписывается концессионный контракт [7, c. 96-97].

Срок контракта (срок концессии) определяется таким образом, чтобы подрядчик (он же концессионер) смог возместить свои затраты на строительство объекта и получить запланированную прибыль.

Согласно Закону Украины "О концессиях" концессия - предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владения), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска [1, ст. 1]. концессионный проект инфраструктурный инвестиция

Мировая практика реализации инвестиционных проектов на концессионной основе свидетельствует, что концессия - это форма привлечения инвестиций частного сектора, которому государство предает права владения и пользования инфраструктурными объектами на период строительства и эксплуатации. В рамках концессионной деятельности осуществляется объединение интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности с целью обеспечения социально-экономического роста Украины и развитие реального сектора экономики на основании привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру страны, региона, города.

Особенностями концессионной деятельности являются: концессия используется по поводу объектов государственной и коммунальной собственности; государство в лице разных органов власти является одним из субъектов концессионных отношений; целью концессии является удовлетворение социальных потребностей; концессионная деятельность осуществляется на основе концессионного договора; срок действия концессии составляет 10 - 50 лет; статус концессионера - отечественные и иностранные инвесторы; процедура привлечения концессионера - концессионный конкурс; оплата концессионных платежей; концессионер самостоятельно принимает управленческие решения и ведет текущую производственную, финансовую, инвестиционную, административно-хозяйственную деятельность без вмешательства государственных органов власти согласно условиям концессионного договора; объекты концессии остаются в государственной собственности и т.д. [4, с. 154].

Мониторинг концессионной деятельности должен бать направлен на обеспечение соблюдения сторонами концессионного договора всех его положений [3].

Несмотря на принятый в 1999 г. Закон Украины "О концессии", сегодня в стране существует ряд проблем и факторов, которые препятствуют успешной реализации концессионных проектов [8, c. 483].

Концессионные сделки не должны восприниматься как инструмент привлечения только иностранного капитала. Прежде всего, они должны быть сориентированы на отечественные промышленные предприятия, строительные компании, коммерческие банки и другие частные финансово-кредитные учреждения [8, c. 484].