logo
Анализ динамики внешней торговли России

3.2 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст.46.

1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

3) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. Речь идет как об информационном обеспечении самих российских производителей и фирм-экспортеров, а также российских импортеров о развитии соответствующих мировых товарных рынков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров (и действующих, и потенциальных) о возможностях, структуре и конъюнктуре российского рынка.

Как отмечается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей России.

Существенное значение имеет обеспечение дипломатической поддержки внешнеторговой деятельности в России. Обеспечивать внешнеэкономические связи РФ в иностранных государствах должны дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также созданные на основании международных договоров торговые представительства РФ.

В поддержке и стимулировании экспортеров должны эффективно взаимодействовать государственные и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий для экспорта сложной машинотехнической продукции, включая комплектное оборудование и связанное с ним техническое содействие в виде проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой - как составную часть внешней политики страны в целом.

В настоящее время государственная политика поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующего научно-техническому, кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. В модернизации нуждаются все или большинство отраслей реального сектора экономики, но с точки зрения поощрения экс- порта неотложной задачей представляется выделение приоритетных экспортоориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике. Известно, что в настоящее время ведущую роль в экспорте России занимают отрасли ТЭК, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Государственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции.

Важное место в государственной поддержке экспорта займет создание системы экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны АТЭС, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и др. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов. В этом же направлении действуют соглашения по поставкам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией, и усилия российских фирм, даже при государственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок.