logo
Анализ дальнейшего расширения Европейского союза

3.1 Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз

Наиболее конфликтной и взрывоопасной частью Балканского региона считают Западные Балканы, куда принято относить бывшие югославские республики Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Бывшую Югославскую Республику Македония, а также Албанию. Термин Западные Балканы имеет скорее политическое, чем географическое значение, и был введен в текст официальных документов Европейского Союза для обозначения самых неблагополучных стран региона.

Рассмотрим уровень ВВП на душу населения в странах Балканского полуострова, желающие вступить в Евросоюз. (рис.3)

Рисунок 3 - ВВП на душу населения

По данным таблицы видно, что наибольший уровень ВВП на душу населения в Турции 15,00 $, наименьший в Сербии 6,08$.

Географически регион является неотъемлемой частью Европы, что определяет, с одной стороны, естественное стремление балканских стран войти в объединяющуюся Европу, практическим воплощением которой стал Европейский Союз, и с другой стороны, встречную заинтересованность ЕС и других европейских институтов во включении этого сложного региона в интеграционные процессы, бурно развивающиеся в Европе. С окончанием кровопролитных войн на территории бывшей Югославии долгосрочная стратегия стабилизации региона строилась на европейской и евро-атлантической интеграции.

В процесс стабилизации на Балканах по-прежнему вовлечено множество государств и международных организаций при определяющей роли ООН, ЕС и НАТО. Именно на Балканах еще в ходе югославского конфликта стали складываться механизмы международного взаимодействия, а после его окончания - впервые опробованы новые стратегии региональной стабилизации.

В настоящее время в странах Балканского региона преобладает ориентация на Европейский Союз, который постепенно берет на себя ответственность за судьбу региона. Будучи заинтересованным в устранении очагов напряженности в Европе, ЕС видит свою задачу в том, чтобы максимально содействовать всесторонней демократизации и экономическому благополучию региона. Вместе с тем, сам Европейский Союз как уникальное политическое и экономическое образование находится сегодня в процессе серьезной внутренней трансформации, более того, кризиса, связанного с неудачами прежней стратегии, направленной на одновременное расширение и углубление европейской интеграции. Очевидно, что пересмотр интеграционной стратегии ЕС потребует и корректировки планов по включению наиболее проблемных стран Западных Балкан в этот процесс.

В силу возросшей взаимозависимости регионов после окончания эпохи биполярности Балканы, находящиеся на пересечении Большой Европы и Большого Ближнего Востока, крайне уязвимы с точки зрения появления новых транснациональных угроз международной безопасности - терроризма и связанных с ним других негативных явлений. Старые балканские конфликты обретают новые формы взаимосвязи с этими глобальными проблемами. Укрепление стабильности и безопасности на Балканах и в Европе в целом требует глубокого анализа как причин, питающих сегодня латентные конфликты в регионе, так и новых нетрадиционных угроз европейской безопасности.

Устранение сохраняющихся в Балканском регионе проблем, представляющих собой угрозу европейской безопасности, требует согласованных усилий всех сторон, заинтересованных в укреплении европейской безопасности, и может стать основой для выработки новых международных механизмов сотрудничества в этой сфере.

В наиболее общем виде стратегии европейской безопасности применительно к региону разработаны и предложены на сегодняшний день Европейским Союзом и НАТО. В их основе лежит идея европеизации, поэтапной интеграции всех балканских государств, в НАТО и ЕС. Очевидна общность целей в этих стратегиях, направленных на стабилизацию региона. Вместе с тем, НАТО, безусловно, сохраняет роль проводника интересов США, то есть, рассматривает европейскую безопасность сквозь призму евро-атлантических отношений. В то же время Европейский Союз, интенсивно развивая и реализуя на практике Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) и Европейскую политику в области безопасности и обороны (ЕПБО) стремится выстраивать свою внешнюю политику и политику безопасности независимо от США, курс которых по определенным вопросам не совпадает с европейским.

ЕС и НАТО продолжают играть ключевую роль в стабилизации Западных Балкан. В регионе сложилось партнерство двух организаций при объективно более широкой функциональной ориентации балканских стран на ЕС. Европейский Союз сделал упор на стратегию развития политической, экономической и социальной сфер стран региона, в то время как НАТО традиционно концентрировалась на военных аспектах. Однако к настоящему времени ЕС постепенно принимает на себя организационно-командные функции при проведении полицейских и миротворческих операций, используя военный потенциал НАТО.