logo
diplom_novvy

2. Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного и нетарифного регулирования в отношении продукции предприятия

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.Таможенные тарифы имеют все страны мира.

Функции таможенного тарифа:

1.  Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2.  Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования в стране. Для стран с неразвитой системой регулирования характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая является основой товарных номенклатур практически всех крупных государств.

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза и вывоза за его пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

В настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся к доходам федерального бюджета и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

Особенности реализации национальной таможенно-тарифной политики в России на современном этапе во многом определяются двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, это процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. В связи с этим Российской Федерации пришлось присоединяться к ряду международных соглашений, ранее принятых в структуре ВТО. Во-вторых, таможенно-тарифное регулирование должно успешно решать задачи импортозамещения на российском рынке. Должно способствовать реализации преобладающей части реального валового внутреннего продукта страны (и его ежегодного прироста) на внутреннем рынке нашего государства.

Импортная деятельность ОАО «Курганхиммаш» в 2009-2010 году не осуществлялась,в 2011 году :

-Поковки с механической обработкой,в этом случае применялась ставка таможенной пошлины-15%,ставка НДС-18%

-Озонаторные трубки(стекло),ТП-15%,НДС-18%

- Фильтр коалесцер (для компрессорных станций),ТП-15%,НДС-18%

В 2012 году :

- Озоновые трубки (стекло),ТП-15%,НДС-20%

- Запасные части к поршневому компрессору, ТП-15%,НДС-18%

-Трехфазный короткозамкнутый двигатель, ТП-15%,НДС-18%

- Днище с дробеструйной обработкой, ТП-15%,НДС-18%

В 2013 году:

- Привод золотникового клапана (для компрессорной станции), ТП-15%,НДС-18%

- Клапан регулирования потока машинного масла (для компрессорной станции), ТП-15%,НДС-18%

Сборы за таможенное оформление экспортных сделок ОАО «Курганхиммаш» в 2011 году составили- ТП 112,086 тыс. руб. НДС 154,678 тыс. руб,в 2012- ТП 119,185 тыс. руб. НДС 212,324 тыс. руб,в 2013 году- ТП 113,011 тыс. руб. НДС 121,317 тыс. руб.

В целом при осуществлении таможенного оформления декларант ООО «Курганхиммаш» предоставляет в таможню таможенную, а также все необходимые документы подтверждающие сведения, заявленные в ТД, в том числе и паспорта сделок и уплачивает сборы за таможенное оформление.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 3. Выполнение международных обязательств. 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров. 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 6. Защита общественной морали и правопорядка. 7. Защита культурных ценностей. 8. Обеспечение национальной безопасности Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием,насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:  1. Меры прямого ограничения 2. Таможенные и административные формальности 3. Прочие нетарифные методы К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: - введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; - реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; - предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники); - выполнение Российской Федерацией международных обязательств Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование). Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта .Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях .В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся: 1. Импортные квоты. 2. Специальные пошлины. 3. Антидемпинговые пошлины. 4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера. 5. Компенсационные пошлины. Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения. Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей. К ним относятся: Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):  - пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; - сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Продукция ОАО «Курганхиммаш» как импортируемая, так и экспортируемая не входит в списки квотируемой и лицензируемой продукции.

3. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии

3.1Организационная структура подразделения, осуществляющая функции по организации внешнеэкономической деятельности на предприятии

Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии зависит от целей и задач, которые она призвана решать, от характера специализации предприятия на внешнехозяйственной деятельности. На выбор организационных форм ВЭД большое влияние оказывает степень зависимости предприятия от внешнего рынка, т.е. насколько оно включено в международное разделение труда.

Организационную структуру подразделения отдела внешнеэкономической деятельности ООО «Курганхиммаш» составляют:

-Начальник отдела

-Ведущий менеджер по продажам

-Менеджер по продажам

-Группа декларантов

-Ведущий переводчик

Количество сотрудников в отделе составляет 5 человек. (Приложеие В)

Деятельность данного отдела базируется на основном документе – положение об отделе внешнеэкономической деятельности ООО «Курганхиммаш» а также :

- действующим законодательством РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ, ФТС РФ и другими нормативными документами;

- Уставом ООО «КХМ»;

- Приказами и распоряжениями генерального директора ООО «КХМ», и распоряжениями директора по ВЭД ООО «КХМ»;

- требованиями действующей в ООО «КХМ» Системы менеджмента качества;

- Положением о порядке подготовки, согласования, заключения, исполнения и хранения договоров в ООО «КХМ».

- Положением о порядке прохождения Заявки Заказчика на поставку продукции, оказание услуг и выполнение работ ООО «КХМ» в Единой информационной системе «1С».

- Правилами и нормами по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности;

- Правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в ООО «КХМ».

Данное положение выделяет задачи, функции а так же взаимоотношения отдела ВЭД с другими подразделениями предприятия.

Задачи отдела ВЭД

-Обеспечение объемов производства ООО «КХМ» договорами/контрактами на поставку продукции ООО «КХМ» на экспорт (в особых случаях – на территории РФ), соответствующей требованиям заказчика.

-Осуществление от имени и по поручению руководства ООО «КХМ» экспортных и импортных операций и иных видов внешнеэкономической деятельности, в том числе участие в международных выставках и тендерах.

-Закрепление существующих и освоение новых рынков сбыта производимой ООО «КХМ» продукции.

-Организация делового сотрудничества с иностранными организациями.

Функции отдела ВЭД