Черты и особенности аграрного протекционизма
Сферой наибольшего применения протекционизма, особенно в последние десятилетия, является сельское хозяйство. По сравнению с промышленным аграрный протекционизм оказался значительно более живучим. В середине 90-х годов степень защиты рынка продовольствия в большинстве стран с развитой экономикой почти в три раза превышала соответствующий показатель для промышленных товаров. Коэффициент поддержки производителя (отношение суммы субсидий к общей стоимости производимой сельскохозяйственной продукции) на протяжении 1986-1998 гг. сохранялся в Японии на уровне примерно 60%, Европейском Союзе - 40%, в США - 20% -26).
Международная торговля сельскохозяйственной продукцией была и ос тается объектом многочисленных ограничений, принимающих различные формы и иногда очень жесткие.
Аргументы в пользу применения аграрного протекционизма в основной такие же, что в других сферах экономики (см. выше), но есть и некоторые дополнительные, связанные со спецификой сельского хозяйства. Особенностями аграрного сектора, которые обусловливают необходимость защиты от иностранной конкуренции и поддержки отечественных производителей, являются:
влияние природных условий на объем сельскохозяйственного производства и доходы фермеров, которые таким образом становятся до определенной степени непредсказуемыми;
преобладание в сельском хозяйстве стран Западной Европы и Северной Америки семейных ферм, которые, даже будучи в ряде случаев довольно крупными, все же не в состоянии без государственного покровительства противостоять иностранной конкуренции;
неэластичность спроса и уменьшение доли расходов потребителя на продукты питания при росте доходов (результатом этого является снижение доли сельского хозяйства в национальном доходе и снижение доходов от сельскохозяйственной деятельности в расчете на фермерскую семью);
относительно низкая мобильность фермерского труда, усугубляющая безработицу в сельской местности;
продовольственная безопасность. Сейчас, при наличии перепроизводства сельскохозяйственной продукции в большинстве развитых стран, этот аргумент в пользу мероприятий, направленных на защиту отечественного производства, несколько утратил значение, хотя в некоторых странах (Япония Швейцария) обеспечению продовольственной безопасности по-прежнему уделяется большое внимание.
Отмеченные особенности порождают основные проблемы аграрного сектора в рыночной экономике, которые побуждают правительства принимать меры в интересах сельского населения, включая откровенно протекционистские. Арсенал средств аграрного протекционизма очень разнообразен и включает, помимо средств, применяемых в промышленной сфере (см. раздел 2.2), специально предусмотренные, как правило, нетарифные меры регулирования импорта,
Характерным для развития международной торговли сельскохозяйственными товарами является повышение роли многостороннего и особенно регионального регулирования при снижении роли национального.
До середины 80-годов сельское хозяйство было фактически исключено из многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Определенный прогресс в этой области был достигнут лишь на Уругвайском раунде МТП, в итоге которого появилось Соглашение ВТО по сельскому хозяйству, заключенное на шесть лет (1995-2000 г.). Основным изменением в регулировании доступа на рынки стран-импортеров, согласно Соглашению ВТО по сельскому хозяйству, является тарификация - замена большой гаммы нетарифных протекционистских мер при ввозе сельскохозяйственных товаров (квоты, скользящие импортные сборы, минимальные импортные цены, «добровольные» ограничения экспорта и т.п.) таможенными пошлинами.
Цель тарификации - облегчить переговоры по доступу к рынкам путем упрощения протекционистских мер и выражения их в более ясных цифровых показателях. Установленные пошлины в течение 6-летнего периода реализации Соглашения должны быть постепенно снижены развитыми странами в среднем на 36%. При этом пошлина на каждый товар понижается как минимум на 15%, Следует отметить, что сама по себе тарификация не привела к снижению уровня защиты рынка. По данным ОЭСР, размер пошлин, подлежащих в дальнейшем снижению, во многих случаях завышался странами-импортерами участниками ВТО. Это привело к тому, что консолидированные таможенные тарифы на многие сельскохозяйственные товары оказались очень высокими, достигнув нескольких сот процентов. Так, например исходный уровень таможенного обложения отдельных видов продовольствия составил в ЕС (в %): по пшенице – 173 (в Норвегии - 507, Швейцарии - 333 Японии - 280), по говядине - 174 (в Норвегии - 405, Швейцарии - 296), по сахару-рафинаду - 274 (в Швейцарии -293, Японии - 252, США - 216) - 28).
Другой радикальной мерой, предусмотренной Соглашением ВТО по сельскому хозяйству, является требование сокращения внутренней поддержки аграрного сектора. Положения, направленные на ограничение внутренних субсидий, содержались и в ГАТТ 1947 (статья XVI), однако практически они «не работали» в отношении сельского хозяйства. В рассматриваемом Соглашении выполнение обязательств по ограничению мер внутренней поддержки обеспечивается путем включения их в списки уступок стран-членов ВТО, установления гласности и улучшения системы разрешения споров.
Развитые страны должны сократить субсидирование аграрного сектора на 20% в течение 6 лет, а развивающиеся страны - на 13,3% в течение 10 лет по сравнению с базисным периодом 1986-1990 гг. Наименее развитые страны полностью освобождаются от каких-либо обязательств по сокращению помощи сельскому хозяйству.
Договоренность о сокращении поддержки сельскохозяйственных производителей не распространяется на отдельные виды такой поддержки, перечисленные в Приложении к Соглашению. Эти изъятия были сделаны под нажимом основных участников переговоров, прежде всего ЕС и США. Главным критерием для отнесения сельскохозяйственных субсидий к числу разрешенных является требование о том, чтобы они не оказывали (или, в крайнем случае, оказывали минимально) деформирующего воздействия на торговлю сельхозпродукцией.
Под исключения подпадают различные правительственные программы помощи, в том числе: по оказанию услуг сельскохозяйственным производителям (обучение, консультации, организация санитарного контроля, маркетинг и т.п.), развитию инфраструктуры в сельской местности (электро- и водоснабжение, строительство дорог, плотин), помощи на цели регионального развития НИОКР и охраны окружающей среды, для преодоления последствий стихийных бедствий, создания государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности и некоторые другие.
Субсидирование также допускается, если оно не превышает минимум в размере 5% от общей стоимости производства конкретного сельскохозяйственного продукта или 5% от общей стоимости аграрной продукции в соответствующем году, Для развивающихся стран этот минимальный порог составляет 10%.
Из приведенного перечня видно, что страны -члены ВТО сохраняют достаточно широкие возможности целевого финансирования, направленного на структурные преобразования и региональную помощь. Следует отметить требование ВТО в отношении того, чтобы использование субсидий в аграрном секторе соответствовало их целевому назначению, определенному правительственными программами.
Соглашение расценивается в кругах ВТО как первый крупный успех не пути реформирования аграрного сектора путем либерализации мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и становления правил, регулирующих применение и сокращение мер поддержки внутреннего рынка и субсидирования экспорта. В совокупности предусмотренные соглашением меры должны постепенно включить торговлю аграрной продукцией в русло "нормальных" международных правил, сделать национальные рынки более открытыми, а условия работы на них - более ясными и предсказуемыми.
Правила ВТО в сельскохозяйственной сфере еще только начали внедряться в практику международной торговли и пока рано говорить о результатах их применения. В отличие от них региональное регулирование получило широкое развитие в рамках Европейского Союза. Аграрный протекционизм как важнейшая составляющая Единой аграрной политики ЕС имеет уже почти 40-летнюю историю. Это позволяет проследить его эволюцию и выявить результаты.
Прежде всего, необходимо учитывать, что аграрный протекционизм ЕС складывался не на пустом месте. Это отмечают большинство западных исследователей данной проблемы. Меры по защите сельскохозяйственного рынка, вызванные растущей конкуренцией со стороны заокеанских производителей, начали сравнительно широко применяться в Западной Европе еще в конце XIX века (в середине столетия торговля между европейскими странами аграрной продукцией была почти свободна от пошлин и других ограничений). Во Франции и Италии в 1881-1887 гг. были введены или повышены пошлины на все основные виды сельскохозяйственных продуктов. В Германии значительно увеличены пошлины на зерно, в Бельгии и Швейцарии - введены тарифы на импорт мясного скота и мяса. В этот же период протекционистские меры в отношении сельского хозяйства были также приняты в Австро-Венгрии. Швеции, Испании, Португалии.
Во время первой мировой войны и в первые послевоенные годы, когда наблюдался недостаток продовольствия, тарифы на сельскохозяйственную продукцию были в основном отменены. В последующие годы тарифы постепенно снова вводились, но обычно их уровень не превышал довоенного.
Вторая волна аграрного протекционизма в Европе связана с экономической депрессией 1930-х годов: из-за сокращения покупательной способности потребителей цены на зерно и продукцию животноводства на мировом рынке стали резко снижаться. Страны-импортеры отреагировали на падение цен I усиление конкуренции повышением тарифных барьеров и серией нетарифных мер (включая импортные квоты), в результате которых их рынки становились все более изолированными. Протекционистские меры дополнялись государственными закупками по фиксированным ценам сельскохозяйственных товаров отечественного производства, прямыми субсидиями фермерам (особенно в Великобритании), государственным контролем за объемом импорта и ценами на импортируемую продукцию и др.
После 1945 г. при нехватке продовольствия аграрная политика европейских стран была направлена в первую очередь на расширение сельскохозяйственного производства. Но уже с 1953 г., по мере удовлетворения спроса не продукты питания и появления избыточной продукции, некоторые из них (Великобритания, Франция, Западная Германия) начали сдерживать рост производства товарных излишков. Внутренние рынки ограждались от поставок извне путем введения жесткого контроля за импортом, а для стимулирования вывоза продукции все шире применялись экспортные субсидии.
Таким образом, в силу особенностей сельского хозяйства, связанных с природно-географическими и социально-экономическими факторами, во всех странах-членах к моменту создания ЕС применялось государственное регулирование производства, цен и торговли аграрной продукцией. На этой основе был осуществлен переход от национальной аграрной политики отдельный стран-участниц к наднациональному регулированию отрасли органами ЕС г рамках Единой аграрной политики, что расширило масштабы и повысило эффективность аграрного протекционизма интеграционного объединения.
Сформировавшаяся в 60-е годы Единая аграрная политика (ЕАП) ЕС отразила особенности государственного вмешательства в аграрном секторе, практиковавшегося странами-членами еще до создания Сообщества. Во всех странах-учредителях сельское хозяйство было заповедной зоной, изолированной от мирового рынка при помощи высоких протекционистских барьеров и пользующейся государственной финансовой поддержкой.
В настоящее время сельское хозяйство в ЕС является особой сферой наднационального протекционистского регулирования, основанного на сочетании защиты внутреннего аграрного рынка от иностранной конкуренции (мерами поддержки сельскохозяйственного производства или производителей) и субсидирования экспорта за пределы Сообщества,
Правовой основой для деятельности органов ЕС в рассматриваемой сфере являются статьи 38-47 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (с 1993 г. - Европейского сообщества). В них предусмотрено создание общего рынка, охватывающего производство и торговлю сельскохозяйственными продуктами, проведение Единой аграрной политики и ее финансирование путем создания специального фонда.
- Глава 2. Основы формирования внешнеторговой политики государства.
- Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической политики.
- Основные инструменты проведения внешнеэкономической политики.
- Черты и особенности аграрного протекционизма
- 2.4. Анализ эффективности внешнеэкономической политики, проводимой в Украине.