logo
Экономика общественного сектора (восстановлен)

4. Состав общественного сектора России

Исходя из критерия собственности и контроля над деятельностью предприятий, в России в государственный (общественный) сектор попадает значительная часть корпораций, относящихся в СНС к секторам нефинансовых и финансовых корпораций. Это относится, в частности, к таким корпорациям, как ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", оборонные заводы, предприятия по добыче и переработке примерно четверти нефти и др. 5

Государственной организацией является Центральный банк РФ. Он регулирует денежную эмиссию, осуществляет контроль над объемом кредита, управляет международными резервами страны, осуществляет общий контроль над денежно-кредитной системой. В собственности государства могут находиться и другие финансово-кредитные учреждения, занимающиеся приемом переводных депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов, принимающие финансовые обязательства и приобретающие финансовые активы. Такими учреждениями являются Сбербанк России, Внешэкономбанк, Внешторгбанк и некоторые другие финансово-кредитные учреждения.

Органы государственной власти могу оказывать влияние на их экономическую политику и практическую деятельность. Принадлежность к государственному сектору России обусловливает ряд особенностей, позволяющих органам власти использовать эти предприятия для решения социально-экономических задач, определять цели их деятельности. При формировании производственной программы общественный интерес ставится выше интересов предприятия. Органы власти могут влиять на цены реализуемой продукции, заключать контракты на поставку продукции для государственных нужд и использовать другие методы воздействия.

Взамен они могут оказывать финансовую помощь, предоставлять субсидии, кредиты на льготных условиях и т. д. В случае принятия органами государственной власти решений, негативно сказывающихся на финансовом положении предприятий, убытки или упущенная выгода могут компенсироваться за счет бюджетных средств. Степень их хозяйственной самостоятельности обратно пропорциональна степени подконтрольности государству. Право собственности и основанного на собственности контроля позволяет органам государственного управления использовать их в целях проведения государственной экономической политики и регулирования экономики.

Однако они не выполняют функций по государственному (общественному) управлению России, в их функции не входит предоставление населению бесплатных общественных благ или социальных выплат. По характеру своей экономической деятельности они относятся к секторам нефинансовых или финансовых корпораций. Центральным звеном экономики общественного (государственного) сектора России является экономика сектора государственного (общественного) управления.

Органы государственной власти России считаются собственниками предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций или других видов участия в капитале. К предприятиям, находящимся в государственной собственности, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Другой формой предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются акционерные общества, в которых им принадлежит более половины акционерного капитала.

Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, такое предприятие, по существу, является государственным. Единого критерия, определяющего порядок отнесения к государственному сектору предприятий, контролируемых государством, не существует. В настоящее время ведется работа по уточнению признаков, на основании которых предприятия могут быть отнесены к государственному сектору России.6