Институционализация отношений России с европейскими организациями
Стержневой линией российской политики долгое время оставалось противопоставление укрепления ОБСЕ расширению западных структур, прежде всего НАТО. Тем не менее начиная с 1994г. в политике России прослеживается акцент на постепенную институционализацию отношений с ведущими европейскими организациями на основе налаживания механизмов прямого политического диалога с ними.
24 июня 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом66, вступившее в силу 1 декабря 1997 г. Соглашением учрежден механизм политического диалога между Россией и ЕС, включая регулярные консультации по всему спектру политических, экономических и других проблем. Два раза в год должны проходить встречи президента России с руководством ЕС - председателем Европейского совета и председателем Европейской комиссии. Диалог на уровне министров осуществляется в рамках Совета сотрудничества, призванного наблюдать за осуществлением соглашения, обсуждать двусторонние и международные вопросы, давать соответствующие рекомендации. Он опирается в своей деятельности на Комитет сотрудничества в составе старших должностных лиц. Комитет парламентского сотрудничества в составе депутатов Федерального Собрания России и Европарламента может давать Совету свои рекомендации.
ЕС признал Россию страной с экономикой переходного периода, что позволяет применять режимные положения в торговле и экономическом сотрудничестве на уровне, близком к мировой практике. В 1998 г. ЕС принял решение о применении к России антидемпинговых процедур в том же порядке, как и к странам с рыночной экономикой. Режим торговли по основным элементам совпадает с правилами ГАТТ/ВТО. В ходе переговоров Россия добилась отмены количественных ограничений на импорт в страны ЕС российских товаров. Однако отдельными соглашениями регулируется торговля углем и товарами черной металлургии, текстилем, сельскохозяйственной продукцией, товарами ядерного топливного цикла, рынок коммерческих космических запусков. В 1998 г. завершился процесс урегулирования большинства из этих вопросов.
Наиболее драматично складывались отношения России с НАТО. Принятие программы ПРМ поначалу было позитивно воспринято российским руководством. Однако в условиях публичной критики как идеи расширения НАТО, так и ПРМ приоритетное значение в России было отдано оформлению «особых» отношений с НАТО, включая проведение консультаций по широкому кругу проблем европейской безопасности.
22 июня 1994 г. Россия подписала рамочный документ ПРМ одновременно с протоколом, в котором выражалось намерение подготовить широкую индивидуальную программу партнерства, «отвечающую размерам, значимости и возможностям России», а также наладить далеко идущие отношения сотрудничества «как в рамках, так и вне рамок» ПРМ. Россия и НАТО договорились углублять диалог и сотрудничество путем обмена информацией по проблемам политики безопасности, имеющим европейское измерение, проводя по мере необходимости политические консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, осуществляя сотрудничество по всему кругу вопросов безопасности, в том числе в сфере поддержания мира.
В ходе последующих переговоров были подготовлены два документа, подписание которых ожидалось 1 декабря 1994г., - индивидуальная программа сотрудничества России с НАТО в рамках ПРМ и документ о механизме расширенного политического диалога с НАТО, выходящего за более узкие военно-политические рамки ПРМ. Однако оба документа были подписаны лишь 31 мая 1995 г. в Нордвейке (Нидерланды).
С этого времени Россия явно отдавала предпочтение более широкому политическому диалогу с НАТО. Индивидуальная программа партнерства так и не была наполнена реальным содержанием. Хотя с 1995 г. Россия неоднократно инициировала встречи по формуле 16+1, многие параметры этого механизма ее не удовлетворяли. Диалог осуществлялся на нерегулярной основе и фактически был ограничен встречами на уровне послов, хотя с 1996 г. встречи в составе «16+1» стали проводиться и на уровне министров иностранных дел и обороны. Занимая крайне отрицательную позицию в отношении расширения НАТО, Россия вплоть до начала 1997 г. отказывалась вести официальный диалог о совершенствовании механизма политических консультаций, хотя соответствующие предложения от НАТО неоднократно поступали.
Лишь в декабре 1996 г. Россией и НАТО было согласовано начало с января 1997 г. консультаций о взаимных отношениях, перешедших в переговоры, которые завершились подписанием 27 мая 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. В этом документе зафиксированы принципы сотрудничества между ними, механизм регулярных консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС) Россия - НАТО, собирающегося дважды в год на уровне министров и ежемесячно - на уровне послов, сформулированы области консультаций и сотрудничества.
Процесс институционализации механизма политического диалога оказался затяжным. Первое заседание СПС на уровне министров иностранных дел 17 государств и генерального секретаря НАТО состоялось в Нью-Йорке 26 сентября 1997 г. С первым визитом начальника российского Генерального штаба в НАТО и назначением Россией в конце 1997 г. главного военного представителя в альянсе, а также с созданием в Брюсселе военной миссии связи с НАТО были сделаны важные шаги в направлении формирования механизмов взаимодействия с этой организацией. На заседании СПС на уровне послов 24 октября 1997г. было принято решение о создании первых рабочих групп, в том числе по вопросам миротворчества, по ядерным вопросам, по военно-техническому и другим аспектам сотрудничества.
Несмотря на драматизм отношений России с НАТО и неизбежные политические издержки жесткой риторики с российской стороны, состояние отношений России с европейскими организациями во второй половине 90-х годов свидетельствует в целом о возможностях их дальнейшего выравнивания и позитивного развития в интересах как России, так и Европы в целом.
Заключено в целом благоприятное для России соглашение с ЕС, хотя на рубеже XXиXXIвв. сложности в их отношениях будут возрастать ввиду торгово-политических последствий для России предстоящего расширения Европейского союза. Создан, хотя и работает со сбоями, механизм сотрудничества с НАТО. В 1996 г. Россия стала полноправным членом Совета Европы. С 1994 г. начался постепенный, хотя и медленный процесс институционализации отношений сотрудничества России с ЗЕС.
Главное же заключается в начале формирования механизмов прямого диалога и взаимодействия России с основными европейскими институтами в политической, экономической и военно-политической областях, хотя этот процесс и шел со сбоями и откатами. Наполнение взаимодействия с ЕС и НАТО реальным содержанием, а также развитие двусторонних отношений с европейскими державами и США наряду с сохранением активного участия России в ОБСЕ способны заложить институциональную основу взаимодействия и согласования интересов России с главными субъектами европейской политики, ее полновесного участия в формировании новой системы отношений в Европе.
- Современные международные отношения
- Редакционный совет:
- Авторский коллектив:
- Раздел I. Современная система международных отношений 6
- Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154
- Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250
- Введение
- РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Общемировые проблемы
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций
- Организация Объединенных Наций (оон)13
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
- Организация Североатлантического договора (нато)
- Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
- Совет Европы
- Содружество Независимых Государств (снг)
- Другие региональные структуры
- Рекомендованная литература
- Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
- Рекомендованная литература
- Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны
- Альтернативные концепции
- Контуры новой глобальной стратегии
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Европейский союз: углубление и расширение интеграции
- Нато: адаптация и расширение
- Основные контуры будущей системы отношений в Европе
- Институционализация отношений России с европейскими организациями
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
- Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
- Экономическая составляющая региональных отношений
- Региональные экономические организации интеграционного типа
- Новая роль Китая
- Тайваньская проблема
- Тайваньский мини-кризис 1996 г.
- Решение проблемы Гонконга
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- «Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Африка в современных международных отношениях
- Рекомендуемая литература
- РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)
- 1989 Г.
- 1990 Г.
- 1991 Г.
- 1992 Г.
- 1993 Г.
- 1994 Г.
- 1995 Г.
- 1996 Г.
- 1997 Г.
- 1998 Г.
- 27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.
- 1999 Г.