logo
Курсовая по статистике

2.1 Основные направления внешнеэкономических связей России

Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего, такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

  1. создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами: наладить дружеские и взаимовыгодные отношения с республиками Прибалтики, Украиной, Молдавией, Литвой, Эстонией, Грузией и Азербайджаном.

  2. вхождение в европейское и мировое сообщество: Европе выгодно членство России в этой организации. С помощью постоянных нападок в совете Европы и парламентской ассамблее совета Европы европейские страны могут влиять на внешнеполитический и внутренний климат в России.

  3. разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР:

  1. активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии: для этого России и Китаю целесообразно ориентировать деятельность ШОС преимущественно на цели экономического взаимодействия - посредством создания регионального интеграционного блока. Причем, другие члены ШОС - страны Центральной Азии способны сыграть важную роль связующего (и пока явно недостающего) звена в российско-китайской производственно-инвестиционной кооперации, так как промышленное освоение центральноазиатского региона потенциально представляет значительный экономический интерес и для РФ и для КНР.

  2. равноправное развитие отношений с США: в настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования. Россия должна начать торгово-экономические отношения с США.

  3. противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

  4. участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.