Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения.
Государственное регулирование внешней торговли представляет собой деятельность, направленную на регулирование и развитие отношений экономического характера с другими странами. Основными направлениями этой деятельности являются протекционизм и либерализм. Они проводятся не только в сфере оптовой торговли, но также осуществляется и государственное регулирование розничной торговли.
Государственное регулирование внешней торговли России обусловлено рядом причин, поскольку оно направлено на решение проблем экономического, социального и политического плана в масштабах всего государства. Поэтому государство, не смотря на все выгоды свободной торговли, не должно допускать бесконтрольного потока товаров и услуг. Государственное регулирование внешней торговли необходимо для контроля занятости населения; защиты новых отраслей; недопущения нарушений в денежном обороте; контроля цен на товары международного обмена; обеспечения обороноспособности, правопорядка в стране; охраны экологии, жизни и здоровья населения; обеспечения жизнеспособности международных организаций.
Государственное регулирование внешней торговли осуществляют правительственные органы: ведомства и министерства. При этом используются разные экономические и административные методы.
Внешнеэкономическая деятельность в РФ осуществляется по принципу единства внешнеэкономической политики как части внешней политики государства, единства контроля за ее проведением, приоритета экономических мер, равенства участников, единства таможенной территории, защиты государства, прав и интересов всех участников внешнеэкономической деятельности.
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов - налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.
В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет
С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.[1]
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:[2]
Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
Таможенная процедура
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)
Нетарифные ограничения импортных операций (далее – НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.
В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:
экономические – особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;
административные – эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.
В России в настоящее время сохраняется и расширяется применение нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД.
Нетарифные ограничения включают ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей:
сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;
меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;
установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых на территорию России, а также транзитных товаров;
установление особого порядка оформления подакцизных товаров;
создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (алмазов, бриллиантов, изумрудов);
прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Главными остаются: лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот.
Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта.
Вместе с тем не менее ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в России в отличие от мировой практики, пока не используется.
К паратарифным платежам (взимаемым с товара, пересекающего таможенную границу, и увеличивающих стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины) в России относятся:
сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;
внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;
декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);
паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.
В России не применяются:
меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;
финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.
Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:
обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;
обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;
обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;
Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.
- Понятие международных экономических отношений, их основные формы.
- Место международной торговли в системе международных экономических отношений.
- Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли товарами и услугами.
- Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности.
- Этапы и особенности формирования тнк. Тнк как проводники глобализации. Влияние тнк на экономику принимающих стран. Тнк и интересы рф.
- Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения.