Автор: и. А. Ким.
Общая информация.
Инфляция – один из важнейших макроэкономических процессов. Для принятия большого количества экономических решений необходимо знать прошлый и прогнозировать будущий темп инфляции в стране. К примеру, такая информация необходима маркетологам для разработки стратегии ценообразования, банкирам для точного установления ставок по кредитам и вкладам, инвесторам для оценки будущей отдачи от проектов, профсоюзам для аргументированной борьбы за повышение заработных плат, государственным чиновникам для принятия решений об индексации пенсий и.т.д. и.т.п. Снижение темпов инфляции может даже стать важным фактором в политической борьбе. Таким образом, значение темпа инфляции, как ключевого макроэкономического показателя трудно недооценить. Наиболее известные из показателей, характеризующих инфляцию – индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП) публикуются Росстатом ежемесячно (в докладе «Социально-экономическое положение России» и на сайте Росстата в Интернете). Их же, а также множество других показателей можно найти в статистических сборниках. Например, вот ряд индексов, которые представлены в сборнике «Цены в России. 2006» (Росстат - M., 2006. – 190 c.):
Индекс потребительских цен
Индекс цен на рынке жилья
Индекс цен производителей
Индекс цен производителей сельхозпродукции и промышленной продукции и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями
Индекс цен строительной продукции
Индекс тарифов на грузовые перевозки
Имеется и детализация. Так, например, кроме общего ИПЦ, публикуются отдельные данные по субъектам Российской Федерации, для отдельных видов продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг населению.
Важно выбрать из большого количества показателей, предлагаемых нашими статистиками, наиболее подходящие для конкретных целей и правильно их интерпретировать. Необходимо также отдавать себе отчет о проблемах, которые остаются за рамками официальных публикаций.
Методики наблюдения за разными типами цен и формирования итоговых показателей могут несколько отличаться в разных случаях1, однако у всех них есть общие черты.
В любом случае первоначально формируется список наиболее важных и показательных товаров и услуг (возможно, не только отечественных, но и импортных), за ценами на которые производится наблюдение (в экономической литературе его часто называют «корзиной»). Цены на товары и услуги из корзины периодически (для большинства показателей ежемесячно) измеряются во всех субъектах Российской Федерации. После этого строится средневзвешенный обобщающий показатель, базирующийся на формуле Ласпейреса. К примеру, в случае с ИПЦ он рассчитывается так: , где показывает, как изменились потребительские цены в периоде 1 по сравнению с периодом 0 (который часто называют базовым),n – общее количество товаров и услуг в корзине, и– средняя ценаj-го товара/услуги в текущем и базовом периоде соответственно, а - вес, с которым изменение цен на этот товар/услугу учитывается в общем индексе. Величина этого веса определяется долей расходов наj-ый товар/услугу среднестатистического потребителя в его суммарных расходах. Для определения весов проводятся обследования бюджетов домашних хозяйств, используются экспертные оценки, данные о структуре розничного товарооборота, и другие источники. Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно. Например, в 2007 г. использовались такие веса:
Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в 2007г.
Наименование товарных групп | Удель-ный вес | Наименование товарных групп | Удель-ный вес | Наименование товарных групп | Удель-ный вес |
Прод.товары (включая алкогольные напитки) | 40,21 | Непродовольств. товары | 35,13 | Платные услуги | 24,66 |
Мясопродукты | 10,28 | Одежда и белье | 5,27 | Бытовые услуги | 2,69 |
Рыбопродукты | 1,87 | Меха и меховые изделия | 0,74 | Услуги пассажирского транспорта | 3,26 |
Масло и жиры | 1,37 | Трикотажные изделия | 1,3 | Услуги связи | 3,19 |
Молоко и молочная продукция | 2,68 | Обувь кожаная, текстильная и комбинирован. | 2,55 | Жилищно-коммунальные услуги | 8,83 |
Сыр | 0,96 | Моющие и чистящие средства | 0,67 | в том числе: |
|
Яйца | 0,63 | Парфюмерно-косметические товары | 1,35 | жилищные услуги | 2,75 |
Сахар | 0,92 | Галантерея | 0,8 | услуги гостиниц и прочих мест проживания | 0,1 |
Кондитерские изделия | 2,28 | Табачные изделия | 0,72 | коммунальные услуги | 5,98 |
Чай, кофе | 0,95 | Мебель | 2,21 | Услуги дошкольного воспитания | 0,35 |
Хлеб и хлебобул.изделия | 2,23 | Электротовары и другие бытовые приборы | 2,07 | Услуги образования | 2,5 |
Макаронные и крупяные изделия | 0,99 | Печатные издания | 0,49 | Услуги организаций культуры | 0,3 |
Плодоовощная продукция, включая картофель | 3,83 | Телерадиотовары | 1,2 | Санаторно-оздоровительные услуги | 0,45 |
Алкогольные напитки | 6,63 | Персональные компьютеры | 1,05 | Медицинские услуги | 1,17 |
Общественное питание | 2,23 | Средства связи | 0,8 | Прочие | 1,92 |
Прочие | 2,36 | Строительные материалы | 2,07 |
|
|
|
| Легковые автомобили | 4,99 |
|
|
|
| Бензин автомобильный | 2 |
|
|
|
| Медицинские товары | 1,62 |
|
|
|
| Прочие | 3,23 |
|
|
Источник: Росстат.
Любой из индексов цен может публиковаться в нескольких вариантах:
к предыдущему периоду (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в феврале 2007),
к концу прошлого года (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в декабре 2006),
к аналогичному периоду прошлого года (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в марте 2006).
Это связано с тем, что индексы цен делятся на базисные и цепные.
Базисный индекс сравнивает цены в любом рассматриваемом периоде с одним и тем же базовым периодом, например цены в марте, в апреле, в мае и.т.д. сравниваются с ценами в декабре прошлого года (в нижеследующих примерах цифры вымышленные):
При использовании таких индексов, для того, чтобы определить, насколько изменились цены, к примеру, в марте по сравнению с январем, необходимо:
поделить соответствующие базовые индексы: 101/102 ≈ 0,99 (т.е. уровень цен в марте составил 0,99, или 99%, от январского уровня) или
рассчитать процентное их изменение: (101-102)/102 100% ≈ -1% (т.е. цены в марте снизились на 1% по сравнению с январским уровнем).
Между двумя полученными величинами имеется взаимно однозначное соответствие. Первую (0,99) часто называют темпом роста, а вторую (-1%) – темпом прироста. Темп роста больший 1 (100%) или положительный темп прироста показывает, что цены растут. Темп роста меньший 1 (100%) или отрицательный темп прироста показывает, что цены падают. Цепной индекс сравнивает цены в рассматриваемом периоде с предыдущим, например цены в марте с ценами в феврале, цены в апреле с ценами в марте, цены в мае с ценами в апреле и.т.д. То же самое изменение цен, что и на предыдущем рисунке, будет отображено с помощью цепных индексов приблизительно (с округлением) так:
При использовании таких индексов, для того, чтобы определить, насколько изменились цены, к примеру, за два месяца – январь и февраль, необходимо:
перемножить соответствующие индексы, которые в данном случае представляют собой темпы роста цен за месяц: 1,021,01 ≈ 1,03 или
сложить соответствующие темпы прироста: +2% + 1% = +3% (данная форма вычислений является приблизительной и для больших изменений дает приблизительный ответ с большой погрешностью)
Как правило, базисный метод применяется в стабильных условиях и при низкой инфляции. Цепной метод - при нестабильном характере предложения и ассортимента товаров и услуг, за ценами на которые ведется наблюдение, частой смене организаций, участвующих в наблюдении за ценами.
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего нужны показатели, характеризующие инфляцию? В какой форме они могут быть представлены?
2. Какие индексы представлены в нижеследующей таблице, базисные или цепные?
Индексы потребительских цен для Российской Федерации, декабрь данного года к декабрю предыдущего года, %
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
940 | 315 | 231 | 122 | 111 | 184,4 | 136,5 | 120,2 | 118,6 | 115,1 | 112 | 111,7 | 110,9 | 109 |
Источник: Росстат
Во сколько раз, и на сколько процентов выросли цены за 2006 год? За 1993 год? Что происходило с ценами в России в 1993-2006 гг.? Наблюдались ли в какие-нибудь периоды:
дефляция (снижение уровня цен)
дезинфляция (снижение темпа роста цен)
ускорение инфляции
Какие действия можно совершать с данными из таблицы? В частности, как посчитать, как изменились цены за период с начала 2000 до конца 2006 г.?
3. Можно ли перейти от базисных индексов к цепным или наоборот? Продемонстрируйте, как это сделать на следующем примере:
Индексы потребительских цен для Российской Федерации в 2006 г.
| в % к декабрю прошлого года | в % к предыдущему месяцу |
январь | 102,43 | 102,43 |
февраль | 104,13 | 101,66 |
март | 104,98 | 100,82 |
апрель | 105,35 | 100,35 |
май | 105,86 | 100,48 |
июнь | 106,16 | 100,28 |
июль | 106,87 | 100,67 |
август | 107,07 | 100,19 |
сентябрь | 107,17 | 100,09 |
октябрь | 107,47 | 100,28 |
ноябрь | 108,15 | 100,63 |
декабрь | 109 | 100,79 |
Источник: Росстат
По вашему мнению, может ли произведение цепных индексов не совпасть с соответствующим базисным? Отношение базисных не совпасть с соответствующим цепным? Если да, то по какой причине?
Вспомните, что такое номинальные и реальные величины? Какие из них более применимы в макроэкономическом анализе? Для иллюстрации ответа выберите среди представленных ниже графиков те, на которых показано изменение номинальных показателей:
Динамика ряда ключевых макроэкономических показателей в России.
Источники: Росстат, Центральный банк РФ, Институт информационного развития ГУ ВШЭ.
5. Прочитайте отрывок из статьи2:
…Размер стипендии постоянно увеличивается. Так, если в 2000 году стипендия для студентов ССУЗов составляла 200 руб., то в этом году [2006] она составит 800 руб., если для студентов ВУЗов в 2000 году стипендия была 400 руб., то сейчас студенты будут получать ежемесячно – 1600 руб., аспиранты в 2000 г. получали - 800 руб., сейчас - 2 400 руб.…
Корректно ли прямое сопоставление размеров стипендий в 2000 и в 2006 г.? Является размер стипендии номинальным или реальным показателем? Как посчитать, сколько из названного роста стипендий «съела» инфляция? Насколько выросла стипендия в реальном выражении? Используйте данные таблиц, приведенных для вопросов 2 и 3.
6а. В начале 2000 г. стипендия студента ВУЗа составляла 167 руб. Какой сумме это соответствует в ценах конца 2006 – начала 2007 г.? Используйте для ответа расчеты по вопросу 2.
6б. В конце декабря 2005 г. средний размер пенсии в РФ составлял 2 364 руб. Чему он был бы равен в конце декабря 2006 г. при индексации в соответствии с ИПЦ? Используйте для ответа на вопрос данные таблицы из вопроса 3.
7. Предположим, в гипотетической стране за год цены на продовольственные товары выросли в 1,5 раза, цены на непродовольственные товары – в 2 раза, а цены на услуги – в 4 раза. Рассчитайте ИПЦ в двух разных случаях:
если среднестатистический потребитель тратит на продовольствие 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета,
если среднестатистический потребитель тратит на продовольствие 20%, на непродовольственные товары 30% и на услуги 50% своего бюджета.
Сделайте вывод. На его основе объясните, почему ИПЦ мало среагировал на рост цен на жилье в 2005-06, но заметно вырос вследствие роста цен на продукты осенью 2007 (только за три недели октября 2007 г. прирост составил 1,3%, тогда как за весь октябрь 2006 – только 0,28% – см. таблицу к вопросу 3).
8. В 2006 г., по данным известной консалтинговой компании Мercer Human Resourse (MHR), Москва заняла первое место в рейтинге самых дорогих городов в мире, опередив Токио и Сеул. Данная новость может удивить многих москвичей, бывавших в США, западной Европе или Японии и сравнивавших цены, например, бутылки кока-колы, завтрака, проезда на общественном транспорте, коммунальных услуг и.т.д. у нас и за рубежом. Также известно, что прожиточный минимум в российской столице абсолютно не соответствует другим самым дорогим городам мира.
Объясните парадоксальный результат, полученный MHR. Воспользуйтесь тем фактом, что рейтинги MHR ориентированы на крупные корпорации, которые отправляют своих сотрудников на работу за рубеж. При этом MHR сравнивает уровень цен в разных городах мира на основе «корзины» некоторых товаров и услуг, которые потребляет командированный в это город высокооплачиваемый сотрудник (например, топ-менеджер). Какие товары могут входить в эту корзину?
Сделайте вывод. Исходя из него, как вы объясните смысл заголовка статьи Ф. Чайки и Е.Николаевой в газете «Известия»: «У каждого своя инфляция»? Почему при росте цен на продукты «инфляция для бедных» может быть сильнее «инфляции для богатых»?
9. Покажите, как и при каких условиях можно свести к обычной формуле индекса Ласпейреса формулу для расчета ИПЦ –.
10. Для чего, по вашему мнению, необходимо такое количество разных ценовых индексов? К примеру, для чего нужны отдельные индексы для продовольственных, непродовольственных товаров и услуг потребительского назначения? Индексы цен для покупателей и производителей? Индексы для отдельных отраслей промышленности? Как вы думаете, насколько похоже они себя ведут?
- 2.Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен
- 2.34.Выпуск продукции на душу населения
- 3. Макроэкономические основы формирования
- 3.32 Аномальная жара и шоки в экономике
- 4.Потребление, сбережения, инвестиции . Равновесие на товарном рынке
- 5. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция.
- 5.2 Укажите, какие показатели являются:
- Кейс. «Закон Оукена в России»
- Автор: и. А. Ким.
- Государство в рыночной экономике.
- Кейс. «Государственный бюджет. Социальные расходы vs инвестиции»
- Кейс. «Бюджетно-налоговая политика государства»
- Кейс. «Достоинства и недостатки пропорциональной шкалы налогообложения»
- Денежно-кредитный механизм макроэкономики
- Кейс. «Европейская валютная система»
- Кейс. «Экономический рост Сингапура»