logo
Рабочая программа курса

Тема 4. Теории международной торговли.

Теории абсолютных преимуществ Адама Смита и сравнительных преимуществ Давида Рикардо. Национальный рынок в условиях автаркии. Автаркические цены. Образование мирового рынка. Мировая цена. Выгоды от международной торговли. Условия торговли и их значение. Теория Хекшера-Олина. «Парадокс Леонтьева». Анализ динамической модели международной торговли на основе теории Хекшера-Олина. Изменении характеристик спроса и предложения. Нейтральный и сбалансированный спрос. Импортозамещающий и экспорторасширяющий рост. Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь». «Разоряющий» рост факторов производства. Неотехнологические теории международной торговли. Теория «технологического разрыва». Теория «цикла жизни товара». Теория предпочтения сходства. Внутриотраслевая торговля. Рост «эффекта масштаба».

Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Изменения в характере конкуренции и новая теория национального конкурентного преимущества (КП). КП фирм в глобальных масштабах. Конкурентная стратегия. Главные моменты, определяющие выбор стратегии. Типовые стратегии. Источники КП, их иерархия. Цепочка ценности фирмы. Создание и удержание КП. Глобальная стратегия фирмы.

Детерминанты КП. Факторные условия. Иерархия факторов. Условия спроса. Структура внутреннего спроса. Величина спроса и характер его роста. Интернационализация спроса на внутреннем рынке. Отрасли-поставщики (поддерживающие отрасли) и родственные отрасли. Конкурентоспособность отраслей-поставщиков. Конкурентоспособность родственных отраслей. Стратегия, структура и соперничество фирм. Стратегия и структура национальных фирм. Влияние случайных событий, деятельности правительства на КП. Динамика национального преимущества. Системный подход к детерминантам национальных КП. Модели национальных КП. Национальные КП Российской Федерации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4