Общая характеристика рыночной экономики.
Графики, таблицы – в учебнике.
План лекции:
Понятие «рынок». Основные субъекты и объекты рыночной экономики. Условия возникновения рынка.
Основные институты и принципы (черты) рынка.
Модель кругооборота доходов и расходов.
Плюсы и минусы (достоинства и недостатки) рынка.
Роль государства в рыночной экономике.
Рыночная система хозяйствования – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а потребление и производство находятся в частных руках и осуществляются на основе спроса и предложения.
Основа этой системы:
-право частной собственности
-частная хозяйственная инициатива
-рыночная организация распределения ресурсов
Рынок определяет степень успешности хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые приносят ресурсы своим собственникам, и диктует пропорции распределения ресурсов между альтернативными сферами.
Существуют разные распределения понятия «рынок». Слово «рынок» возникло от «market». Рынок – механизм взаимодействия производителей и потребителей (или - отношение спроса и предложения). Рынок показывает отношения между экономическими субъектами в области производства, потребления, обмена и распределения благ.
Также рынок – любое взаимодействие, в которое люди вступают друг с другом для торговли.
Рынок – механизм, сводящий вместе потребителей и производителей. Рынок – общественный институт (организация хозяйственной деятельности людей).
Субъекты рынка на уровне микроэкономики – потребитель и производитель, на уровне макроэкономики – бизнес, государство и домохозяйства. Субъекты взаимодействуют посредством объектов рынка – товаров и денег.
Причины возникновения рынка:
Общественное разделение труда (в 4-ех ступенях).
Экономическая обособленность производителей. –Следствие - появление денег и товарного производства.
Самостоятельность производителей и свобода предпринимательства.
Основные функции рынка в современных условиях:
Информационная функция. Предоставляет информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве благ.
Посредническая функция. Показывает, насколько взаимовыгодна взаимосвязь между субъектами.
Ценообразующая. Показывает связь между стоимостью и ценой производимых благ(?).
Регулирующая. Показывает, что, как, для кого производить.
Санирующая. Конкуренция выявляет сильных и слабых производителей.
Виды рынка:
По характеру продаж:
-розничный
-оптовый
2. По степени удовлетворённости спроса:
-равновесный
-дефицитный
-избыточный
3. По соответствию законодательству:
-легальный
-нелегальный (теневой)
4. По географическому фактору:
-местный
-региональный
-национальный
-мировой
5. По характеру конкурентной борьбы:
-совершенной конкуренции(чистый капитализм)
-несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия
Структура рынка:
Всё, что относится к объектам купли-продажи, является структурой рынка. Существует рынок ресурсов, а также рынок товаров и услуг.
Основные институты и принципы рынка:
Частная собственность – основа для развития рыночной экономики. Частная собственность обуславливает частный характер присвоения, т.е.:
А) экономическую обособленность производителей;
Б) определяет свободу собственника в отношении собственности;
В) связь материальной ответственности собственника и качества управления объектами собственности, т.е. эффективное управление ресурсами;
Г) право преемственности от субъекта к субъекта в рамках семьи или по усмотрению собственника через завещание.
В современной экономической теории права собственности трактуются как «правила игры».
Элементы прав собственности: владение, распоряжение, пользование.
Свобода предпринимательства и относительная свобода выбора.
Личный интерес как главный мотив поведения человека.
Наличие конкурентной борьбы. Сущность и виды конкурентной борьбы.
Наличие различного рода рынков и системы рыночных цен.
Модель кругооборота потоков доходов и расходов:
Схема 1! «модель кругооборота». Субъекты: домохозяйства, государство, фирмы. Между ними: рынок экономических ресурсов и рынок товаров и услуг. Всё взаимодействует друг с другом, как организм.
Домохозяйства – владельцы экономических ресурсов, потребители. На рынке товаров и услуг оставляют деньги – т.е. доход. Фирмы тратят издержки, а производят товары, которые выносят на рынки и получают доход от домохозяйства.
На рынке товаров и услуг решается вопрос – что и для кого производить, а на рынке ресурсов – как производить. Внутри – регулятор, который со всем связан: государство.
Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, которое сопровождается встречными потоками денежных доходов и расходов.
Достоинства и недостатки рынка:
Альтернативы рыночной системе – несостоятельны, как показывает мировой опыт. Централизованная система несостоятельна, что показал крах социалистической системы.
Достоинства рынка:
Рынок существует и развивается благодаря наличию внутренних экономических механизмов.
Рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов.
Рынок приспосабливается к запросам потребителей.
Рынок обеспечивает конкурентность производителям, в результате чего происходит снижение цен.
На основании действия конкурентной борьбы происходит развитие научно-технического прогресса.
! Рынок создаёт условия рассеивания экономической и политической власти, т.е. не даёт возможности сосредоточения власти в одних руках. Это, в свою очередь, создаёт основу для развития демократии.
Недостатки рынка:
Рынок развивается как сложная экономическая система, которая подвержена циклическому развитию. Это значит, что рынку присущи такие моменты, как дифференциация общества, нестабильное состояние, т.е. наличие безработицы и инфляции.
Рынок приводит к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности в обществе.
Рынок имеет тенденцию к монополизации, т.е. к объединению капиталов производителей. Это, в свою очередь, снижает роль конкуренции и приводит к повышению цен.
Основы теории спроса и предложения.
Производители и потребители действуют в условиях объективных экономических законов.
Вопросы:
Спрос (D). Закон спроса. Факторы спроса. Кривая спроса.
Предложение (S). Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения.
Равновесие на рынке. Законы рыночного равновесия.
На рынке – микроэкономика – потребитель и производитель.
На потребителя действует закон спроса. Спрос – желание и способность людей покупать товары и услуги. Спрос выражает ряд альтернатив. Суть закона спроса: «при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар в определённый промежуток времени». Верно и обратное. Действие закона спроса обуславливается:
Эффект дохода («сумма у покупателя ограничена, выберет товар по более низкой цене»)
Эффект замещения
Действие принципа убывающей полезности товара (читать)
Снижение цены.
Действие спроса можно изобразить:
А) аналитический способ
Б) табличный способ
В) графический способ (по вертикали – цена, по горизонтали – спрос Q). Это кривая спроса.
Факторы спроса (что оказывает влияние на спрос):
Предпочтения потребителя
Мода, реклама
Доходы потребителей
Количество потребителей
Ожидания потребителей
Цены на сопряжённые товары
Закон спроса не действует – исключения - читать.
Аналогично – для производителя. У производителя диаметрально противоположные цели.
Предложение – желание и возможность производить и поставлять на рынок определённое количество благ и услуг в течение определённого времени. На производителя оказывает влияние действие закона предложения. Суть: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем большее количество товара будет производиться в единицу времени. Взаимосвязь между ценой и количеством – прямая. Кривая предложения. Вызвано личным интересом производителя.
Факторы предложения:
Изменение технологии
Налоги и дотации
Ожидание
Изменение цен на ресурсы
Число производителей
Изменение цен на товары
Внешние факторы
Диаметрально противоположные желания потребителя и производителя уравновешиваются на рынке – рыночное равновесие: состояние рынка, когда планы покупателя и производителя полностью совпадают таким образом, что количество спроса и количество предложения равны. При этом отсутствуют мотивы к изменению этого состояния. Там, где кривая спроса пересекает кривую предложения – равновесная цена, точка равновесного рынка.
Два условия равновесия:
Величина спроса равна величине предложения
Цена для покупателя устраивает производителя.
Равновесие нестабильно, постоянно нарушается.
4.10.12.
Yandex.RTB R-A-252273-3