Иностранные инвестиции в Кыргызстане
На сегодняшний день иностранные инвестиции успешно используются в рыночной экономике всех стран, поскольку любая экономика требует постоянного притока материальных и финансовых ресурсов. Инвесторами и получателями капитала являются и развитые, и развивающие страны, извлекающие из этого немалые, а в ряде случаев и решающие преимущества для структурной перестройки и укрепления экспортного потенциала, решения актуальных проблем социально-экономического развития страны.
Кыргызстан в этом плане не стал исключением. А соответственно также расценивает иностранные инвестиции как фактор обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, поскольку от эффективного решения вопроса привлечения иностранных инвестиций всецело зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ в стране.
Национальный статистический комитет республики информирует о том, что в 2007 году объемы поступления прямых иностранных инвестиций в экономику страны возросли по сравнению с прошлым годом на 17,4 % - до 393,9 млн. долларов США, их положительное сальдо составило 207,6 млн. долларов США.
Президент страны К.Бакиев не раз указывал, что из общего числа инвесторов именно «Российскую Федерацию мы рассматриваем в качестве крупного инвестора в экономику Кыргызстана».
Надо отметить, что в последние годы темпы инвестиционного сотрудничества Российской Федерации и Кыргызской Республики действительно оптимизировались. В 2007 году объем прямых российских инвестиций составил 13,352 млн. долларов США. В январе - марте 2008 г. доля российских инвестиций в общем объеме прямых иностранных инвестиций из стран СНГ составила 5,7 % (рост в 3,8 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года).
Объемы иностранных инвестиций поступивших из Российской Федерации в экономику Кыргызской Республики за последние восемь лет выглядели следующим образом: 2000 г. - 5426 тыс.долл., 2001 г. – 3100 тыс.долл., 2002 г. – 1709 тыс.долл., 2003 г. – 1112 тыс.долл., 2004 г. – 1112 тыс.долл., 2005 г. – 8128 тыс.долл., 2006 г. – 1978 тыс.долл., 2007 г. – 1335 тыс.долл.
Основная доля инвестиций России приходилась на город Бишкек – 19%, а также на Иссык-Кульскую и Таласскую области, совокупный удельный вес которых в общем объеме ПИИ составил 0,8 %. Очевидно, что подобная диспропорциональная региональная структура использования ПИИ характеризует не только различие регионов в экономическом развитии, но и недостаточную активность отдельных регионов в привлечении инвестиций, повышении экономического потенциала, а также объясняется отсутствием эффективного экономического менеджмента.
Несомненно, анализ динамики валового притока российских инвестиций в Кыргызстан периода 2000-2007 гг. свидетельствует о том, что их поток в последние годы возрос, поскольку объемы инвестиций поступивших из России в экономику Кыргызской Республики ранее, в период с 1995 по 2000 годы были значительно ниже нынешних показателей. Так, в 1995 году данный показатель составлял лишь 263 тыс.долл. США, в 1996 году – 773,4 тыс.долл., в 1997 году – 688,9 тыс.долл., в 1998 году – 1323, 1 тыс.долл., в 1999 году – 1505,2 тыс.долл., в 2000 году – 5426,0 тыс.долл. США. Таким образом, суммарный объем российских инвестиций за шесть указанных лет составил лишь 9979,6 тыс.долл. США., в то время как по итогам лишь одного 2006 года приток прямых инвестиций оказался в 2 раза больше.
Тем не менее, мы склонны полагать, что пока на сегодняшний день российские инвестиции не играют заметной роли в экономике Кыргызстана. Анализ географического распределения прямых иностранных инвестиций из стран СНГ показал, что основной страной-донором для Кыргызстана является не Россия, а соседний Казахстан. Объемы поступления инвестиций составляли из Казахстана в 2002 г. 2% от общего объема иностранных инвестиций, в 2003 - 4%, в 2004 г. – 4,6%, 2005 г. – 12%, 2006 – 40,7%.
Подтверждением того, что объемы российских инвестиций в кыргызскую экономику пока относительно малы свидетельствуют и другие примеры. Так, показатели Национального статистического комитета КР, характеризующие поступление прямых иностранных инвестиций и по ряду других стран вырисовывают следующую картину.
В 2007 году поступление иностранных инвестиций из Австрии были зафиксировано на отметке 15033 тыс.долл., Великобритании – 60095,1 тыс.долл., Германии – 28634,7 тыс.долл., Китая – 29090,3 тыс.долл., Турции – 16557,7 тыс.долл., Казахстана – 182712,0 тыс.долл.
Укрепление финансовой системы России, безусловно, может стать важным фактором закономерного поиска путей выгодного экономического и стратегического партнерства с зарубежными странами в перспективе. И Кыргызстан в этом смысле может рассматриваться в их числе. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Г.Петров по этому поводу отметил, «сегодня в России наблюдается заметное укрепление отечественного бизнеса, которому стали тесны национальные рамки и поэтому он стремится выйти за пределы страны. И здесь для россиян приоритетным является развитие контактов, в первую очередь, со странами СНГ. В этом плане, определенный интерес для России представляет и Кыргызстан».
В 2007 году российские инвестиции в экономику Кыргызстана привлекались путем создания и ведения хозяйственной деятельности филиалов российских предприятий и российско – кыргызских совместных предприятий. Крупные проекты осуществляются с участием таких российских компаний, как ОАО «Газпром», «Вимм-Билль-Данн», «Автобанк», «Новосибирский оловокомбинат» и другие.
Следует отметить, что в Кыргызстане на сегодняшний день создана правовая база, регулирующая приток инвестиций из-за рубежа. Важными элементами инвестиционного законодательства республики являются Законы Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» от 21 июля 1998 года №95, «Об инвестиционных фондах» от 26 июня 1999 года №92, «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года №64, Постановление Правительства «О службе надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской республики» от 24 июля 2007 года № 288, реализация которых должна способствовать формированию фондового рынка в стране, привлечению капитала в развитие страны, качественному росту экономики Кыргызстана, расширению взаимовыгодных торгово-экономических связей. Однако в чем же причины низких размеров российских инвестиций?
По ряду факторов Кыргызстан имеет преимущества среди стран СНГ в плане инвестиционной привлекательности. В частности: реализуется программа рыночных преобразований и макроэкономической стабилизации; проводится активная работа по приватизации телекоммуникационного, энергетического и транспортного секторов экономики; действует полноценный либеральный торговый режим, система свободного обмена валюты и беспрепятственного капитала. Существует либеральный инвестиционный режим, когда практически все секторы экономики открыты для инвесторов; республика стала членом Всемирной торговой организации и установлены тесные взаимоотношения с Европейским союзом.
Но наряду с этим, в стране еще имеются неблагоприятные факторы, такие как: ограниченные внутренние экономические ресурсы; недостаточное количество земель сельскохозяйственного назначения; малый внутренний рынок; слабо развитая коммуникационная инфраструктура; высокие транспортные затраты на перевозку экспортных товаров; высокая коррумпированность. Все это значительно снижает привлекательность нашей страны в глазах потенциальных инвесторов, в том числе и российских.
Инвестиционный климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др. По многих из этих показателей Кыргызстан пока значительно уступает более развитым странам, что несомненно влияет на инвестиционную привлекательность его экономики.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что иностранные инвестиции действительно играют неоценимо важную роль в развитии национальной экономики, что в свою очередь требует срочного проведения и реализация реформ нацеленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, совершенствования механизма взаимоотношений с инвесторами и увязывания интересов кыргызской промышленности с интересами западных партнеров. Особое значение в этих условиях приобретает и разработка новых форм, методов привлечения иностранного капитала в экономику Кыргызстана, направление их в приоритетные отрасли отечественной экономики, а также верное использование позитивного и устранение прошлого негативного опыта инвестиционной деятельности в нашей стране. Только в этом случае у Кыргызстана есть шанс на успех.
Источник: ИСАП КРСУ