logo
Международные организации вопросы

1.3. Основные соглашения и принципы вто

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках не дискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

31.

Необходимость вступления в ВТО обусловлена следующими причинами:

Итак, основными аргументами «ЗА» являются:

ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ. Свободный доступ российской продукции на иностранные рынки. Отмена защитных мер, которые сегодня ограничивают приход российских товаров во многие страны.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров. Привлечение к нашим торговым спорам системы третейского суда ВТО, т.е. участие в цивилизованном разрешении торговых споров, а не разрешение их методом диагональных ответов, примитивно говоря – «ударим окорочками по антидемпинговым стальным мерам США».

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности. Благоприятный климат для иностранных инвестиций. Российское законодательство будет полностью приведено в соответствие с нормами и правилами ВТО.

РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Снижение в целом административного давления на бизнес.

РОССИЯ СТАНЕТ ПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов (сегодня Россия на этих переговорах выступает в качестве наблюдателя, а не активного члена).

УЛУЧШЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ БЮДЖЕТА. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, компенсирует снижение пошлин. Изменение Таможенного кодекса РФ будет способствовать снижению серого импорта.

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА, в основном в конкурентных областях, таких как энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм. Улучшение качества услуг (банковских, страховых и пр.) и качества товаров для потребителя. Снижение цены на некоторые виды товаров.

РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ В СТРАНЕ. Рост рабочих мест, занятости, зарплат, повышение культуры производственных отношений, рост демографии, снижение преступности.

ПРИХОД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

СНИЖЕНИЕ КОРРУПЦИИ в силу появления прозрачных и понятных правил игры.

Самое удивительное, что проштудировав не одну сотню различных публикаций, просмотрев не один десяток сайтов посвященных Всемирной торговой организации, я так и не обнаружил ни одной конкретной цифры, которая характеризовала бы тот или иной параметр, который улучшится после того как Россия вступит в ВТО, даже рупор ВТО в России, сайт http://www.wto.ru  не дает ответов на поставленные вопросы.

Кроме того часть российской так называемой политической элиты, усиленно проталкивающая идею вступления в ВТО, производит подмену здравого смысла доктринальной установкой. В верхах даже не ставится вопрос о возможных выгодах и потерях от вступления в ВТО. Когда сторонники вхождения России в ВТО говорят о преимуществах, они сознательно уходят от обсуждения потенциальных негативных последствий. Единственным аргументом в пользу вхождения в ВТО остается такой: «почти все страны там, Россия не должна оставаться в стороне». Подлинного, непредвзятого, всестороннего обоснования, почему для России сейчас выгодно войти в ВТО, нежели оставаться вне ее, до сих пор не представлено. Имеющиеся положительные экспертные заключения явно продиктованы политической конъюнктурой, а не каким либо скрупулезным научным обоснованием.

Теперь предлагаю ознакомиться с теми аргументами, которые характеризуют и показывают всю негативность тех последствий, которые произойдут, если Россия все же вступит в ВТО.

Итак, аргументы «ПРОТИВ»:

СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК ЗАПАДА. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем. Объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики, а по сравнению с импортом тех же товаров по данным таможенной статистики – просто смехотворны. За 2010 год экспорт высокотехнологичных товаров составляет 17178761,3тыс. долларов США, а импорт 78824302,2 тыс. долларов США (ввозим в 5 раз больше чем вывозим). Последствия – возможный вековой сырьевой придаток. Хотя у защитников и лоббистов вступления России в ВТО другая точка зрения, они говорят, что благодаря ВТО будут развиваться высокие технологии, но, по моему мнению, это скорее фантастика, чем объективная реальность.

РОСТ КОНКУРЕНЦИИ. При “открытых дверях”, а это – один из главных принципов ВТО, дело закончиться полным вытеснением российского малого и среднего бизнеса из освоенных им секторов экономики. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей (по данным Росстата уровень износа производственных мощностей колеблется в пределах 50 – 70 %), придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, Nestlé, BP, Texaco, GM, Boeing, Airbus, Sony, Philips, LG, Siemens, и многие другие.

ПОГЛОЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА. Зарубежными компаниями, в условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых российских производств. Наибольшие риски у авиа-, судо- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды. Конкуренции с иностранцами может не выдержать пищевая промышленность.

ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции, и нарастанию безработицы как в этом секторе экономики, так и в смежных областях. Самое слабое звено в России – сельхозпроизводители. Объем дотаций в агропромышленный комплекс будет ограничен. Дешевое иностранное продовольствие разорит небольшие отечественные агрофирмы. Хотя некоторые «особо умные» в правительстве утверждают, что как раз наоборот – сельхозпроизводство вырастет (спрашивается, с чего бы, если, например, в тех же США в зоне гарантированного земледелия фермерам выделяют в рамках ВТО ежегодно прямых денежных дотаций на 30 млрд. долларов, а Россию хотят ограничить планкой в 9 млрд. долларов на поддержку сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия).

УГРОЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. Иностранные банки и страховые компании в рамках ВТО либо разорят, либо поглотят мелких отечественных конкурентов. (Я бы тоже взял ипотечный кредит под 6% годовых вместо 12%.)

ПРОЩАЙ, ПОЛИТИКА. Отсутствие возможности регулирования экономики путем регулирования экспорта или протекционизма. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.

УГРОЗЫ ДЛЯ РЯДА ОТРАСЛЕЙ. В связи с ликвидацией защитных барьеров после вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет однобокая конкуренция во всех отраслях экономики. Кроме того ВТО стремиться управлять государственными закупками. Логика простая: если можно свободно торговать с частниками, то почему нельзя с государствами? Это неминуемо приведет к разорению некоторых предприятий, живущих за счет государственных заказов (а таких у нас, как известно большинство).

НЕ В КОНЯ КОРМ. Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам». Она на своем-то внутреннем рынке не может конкурировать с продукцией иностранного производства, так на каком тогда основании она сможет воспользоваться открывающимися возможностями в рамках ВТО. И, в первую очередь, это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе.

УГРОЗА МАЛОМУ БИЗНЕСУ. С учетом нынешнего отношения и незаинтересованности со стороны государства к развитию малого бизнеса и, особенно, с учетом небольшой осведомленности государства о нуждах малого бизнеса, можно предположить, что государство приложит не слишком много квалифицированных усилий, чтобы обеспечить ему хоть мало-мальски комфортные условия жизнедеятельности в рамках ВТО.

МАССОВЫЙ ОТТОК КАПИТАЛОВ. После вступления в ВТО и окончания переходного периода вывод нашими олигархами или чиновниками средств, полученных от коррупционной деятельности на свое зарубежные семейные счета, покажется невинными детскими шалостями в сравнении с оттоком прибыли за рубеж из российских филиалов западных компаний на выплату дивидендов своим акционерам (которые далеко не российские граждане).

32

Международная экономическая интеграция — характерная особенность развития мировой экономики. Еще в XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных групп.

Международная экономическая интеграция — это объективный, осознанный и направляемый процесс постепенного сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития.

Преимущества интеграции:

  1. Расширение емкости внутренних рынков, что повышает ВВП

  2. Увеличивается покупательная способность населения, растут доходы населения и снижаются цены на товары

  3. Повышение эффективности и конкурентоспособности производства

  4. Возникает эффект масштаба производства от углубления специализации

  5. Создание более эффективной структуры производства

  6. Повышение инвестиционной привлекательности (увеличение рынка, свободное перемещение 4х факторов и роста дохода в каждом государстве)

  7. Ускоряет темпы экономического развития

Негативные последствия:

  1. Бюджетные поступления уменьшаются за счет уменьшения пошлин (налоговая реформа со временем решает эту проблему)

  2. Сокращение рабочих мест при специализации

Обычно издержки интеграции ложатся на наименее развитые страны.

Обычно издержки интеграции ложатся на наименее развитые страны.

Европейский союз – самый значительный пример экономической интеграции.

ЕУЭС – европейское объединения угля и стали – Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды. Люксембург.

Европейское сообщество и Евратом.

Цели римского договора (57 год) о формировании Европейского сообщества (общего рынка):

  1. Создание общего рынка 4х факторов

  2. Повышение уровня благосостояния населения

  3. Сближение национальных экономик

Инструменты достижения:

  1. Формирование таможенного союза

  2. Создание наднациональных органов управления

Этапы:

  1. Период 60х годов в 1968 году административные органы и бюджеты всех трех группировок

  2. 70е и первая половина 80х годов. С 79 начала функционировать европейская валютная система

  3. Современный этап. С середины 80х. Отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией. С 92 года возникает ЕС. Цель – сформировать единый экономический, политический и валютный союз. Состав Евросоюза расширился до 27 стран.