1.2. Мировой рынок и международное движение товаров.
В становлении мирового рынка можно выделить четыре стадии: внутренний рынок, национальный, международный и мировой.
Внутренний рынок – форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем.
Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. Он возникает почти в одно время с внутренним рынком, так как появляется специализация рынков. В результате создаются оптовые и розничные рынки, обособляются рынки труда и капитала и часть внутреннего рынка ориентируется на иностранного покупателя.
С XVI века до середины XVIII века возникает и развивается мануфактурное производство, основанное на разделении труда, что приводит к повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Для реализации выпушенной продукции городские рынки и ярмарки становятся тесными, поэтому они постепенно расширяются до региональных, далее государственных и межгосударственных рынков. Таким образом, формируется международный рынок.
Международный рынок – это часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.
В XIX веке развивается крупная фабрично-заводская индустрия, производительность труда еще больше возрастает, что приводит к увеличению производства товаров. Произведенная продукция уже не может сбываться только на внутреннем рынке - ей необходим всемирный сбыт. Поэтому локальные центры международной торговли перерастают в единый мировой рынок.
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда.
Основным внешним признаком существования мирового рынка является наличие международной торговли.
Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля предполагает два встречных потока: экспорт и импорт товаров. Основными показателями мировой торговли являются торговое сальдо и торговый (внешнеторговый) оборот.
Торговое сальдо – разность стоимостных объемов экспорта (Х) и импорта (М) . X – M = торговое сальдо (ТС)
Торговый оборот – сумма объемов экспорта и импорта.
X + M = торговый оборот (ТО)
Yandex.RTB R-A-252273-3