Анализ проблем в тн вэд тс нефтепродуктов и пути их решения.
Трудности классификации и риски недостоверного декларирования нефтепродуктов в ТН ВЭД ТС.
В связи с формированием Таможенного союза решением Комиссии Таможенного союза о едином таможенно-тарифном регулировании установлена единая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (ТН ВЭД ТС). ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств - участников СНГ. Десятый - для государств - членов Таможенного союза.
В настоящее время благодаря административной реформе стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. В частности, в таможенной сфере их насчитывается уже более десятка, в том числе Административный регламент по принятию предварительных классификационных решений (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"). Кроме этого, таможенная служба подготавливает Сборник решений и разъяснений о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) отдельных товаров, изложенный в Распоряжении ФТС России. Данное Распоряжение зарегистрировано в Минюсте России и имеет юридическую силу (Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров"). Распоряжение ФТС РФ № 459-р от 20.12.2006. «О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров». (С изменениями от 25.12.2008 распоряжение ФТС № 363-р).
Следующая проблема для работы должностных лиц таможенных органов ТС по ТН ВЭД ТС - это пробелы в согласованных нормативных документах единого образца для всех таможенных должностных лиц в ТС. В настоящее время для облегчения работы должностных лиц таможенных органов ТС, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД ТС после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Региональные таможенные управления, таможни рассылают информационные письма с рекомендациями по классификации в нижестоящие таможенные органы (таможни, таможенные посты). Следует отметить, что эти информационные письма по классификации на таможнях и постах должностными лицами исполняются так же, как любой приказ, тем более что характер изложения этих рекомендаций напоминает Сборник решений и разъяснений о классификации товара, изложенный в вышеуказанном Распоряжении ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р. В письмах может быть приведена последовательность (алгоритм) действия лиц при решении вопроса отнесения к той или иной подсубпозиции классифицируемого товара.
Очередная проблема - недостаточно действующих законодательных актов (общих Законов для Таможенных органов таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана). Специфика ТН ВЭД ТС заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД ТС. В настоящее время в данной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна. Важность информационных писем с разъяснениями трудных вопросов классификации, как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ТН ВЭД ТС. Особое внимание привлекает тот факт, что эти рекомендации не для свободного доступа всех заинтересованных лиц, что противоречит всем таможенным нормам права (национальным и международным). Практика показывает, что участники ТН ВЭД ТС "добывают" эти информационные письма по классификации у подразделений Товарной номенклатуры и происхождения товаров, используя свои личные отношения. И это в то время, когда согласно п. 6 ст. 52 ТК ТС "таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию" (Таможенный кодекс Таможенного союза); п.п. 2,3 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров"; "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях, принятых таможенными органами в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза" (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Однако информационные письма ФТС России по классификации рыбных товаров не являются нормативно-правовым актом. Более того, решения по классификации товара, не прошедшие обсуждение и процедуру принятия решения Комиссией Таможенного союза, не являются легитимными. Рассылать таможенными органами России юридически значимые решения о классификации рыбных товаров было бы нарушением требования таможенного законодательства Таможенного союза. Заинтересованные лица сталкиваются с трудностями при реализации своих конституционных прав на получение информации по конкретному вопросу. Каждое решение таможенных органов должно быть обосновано и регламентировано, к тому же сопровождаться выдачей информации о том, в каком состоянии находится процесс администрирования. Следует отметить, что информационные письма с разъяснениями по классификации отдельных видов рыбных товаров имеют рекомендательный характер, то есть не несут никакой иной смысловой нагрузки, кроме как методической и вспомогательной, а следовательно, могут приводиться по любым рыбным товарам, которые вызывают трудность у участников ТН ВЭД ТС и таможенных органов в настоящее время или могут вызвать в перспективе.
Таким образом, анализ данного параграфа показал, что в такой ситуации напрашивается не совсем объективный вывод о том, что таможня заинтересована в том, чтобы участник ВЭД не разбирался в вопросах классификации и, как результат, либо платил штрафы (выполняя план по контрольным показателям таможни), либо предлагал взятки должностным лицам таможни. Если письма - рекомендации ФТС не имеют законной силы, поскольку они только рекомендательные, то ничто не мешает их опубликовывать на сайте под специальной таможенной рубрикой в странах ТС. Заинтересованные посетители сайта будут знать, что это субъективные мнения о классификации товаров опытных экспертов и юридической силы эти мнения не имеют. Участник ТН ВЭД ТС принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом ФТС РФ за предварительным решением.
В связи с вышеизложенным, положительное решение вопроса об обеспечении доступности информационных писем таможенных органов с разъяснениями по классификации товаров для участников ВЭД - это еще один шаг на пути по минимизации рисков недостоверного заявления кода ТН ВЭД ТС и содействия международной торговле.
Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих. Одна из них - строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности. Вторая - жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ТН ВЭД ТС.
Код влияет на размер подлежащих уплате платежей, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта. Это может привести к привлечению его к административной ответственности. Штрафы за недостоверное декларирование начисляются, даже если это обнаруживается таможенными органами после выпуска товара. За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости.
Заключение
1. Торговля нефтепродуктами занимает значительную долю рынка: в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (53,0%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимает нефть сырая и нефтепродукты, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с январем-сентябрем 2010 года на 6,4%, а стоимостные объемы возросли на 33,8%.
В ТН ВЭД ТС (Таможенного союза) представлена система классификации товаров, предназначенная для их кодирования и идентификации при таможенной обработке, что позволяет: производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.) и изучать товарную структуру внешней торговли.
2. Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.
Структура товаров нефтепереработки находится в товарной позиции 2710 (Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых ) и классифицируется в разделе V (минеральные продукты) в ТН ВЭД ТС. Коды ТН ВЭД ТС в товарной позиции - 2710. ТН ВЭД ТС представляет собой перечень нефтепродуктов с присвоенными им цифровыми кодами. Длина кодового обозначения товара в ТН ВЭД ТС составляет 10 знаков. Первые шесть цифр десятизначного цифрового кода ТН ВЭД ТС означают код товара в номенклатуре ТН ВЭД ТС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС), девятая и десятая цифры предназначены для детализации тех или иных товарных позиций.
3. Помимо негативной для таможенных органов судебной практики в части недостоверного декларирования нефтепродуктов с применением специальных знаний имеют место судебные акты по делам указанной категории, в которых требования декларантов либо таможенных брокеров о признании незаконными постановлений таможенных органов по делам по правонарушениям, о привлечении лиц к административной ответственности.
Проблемы и пути их решения:
Основная проблема при классификации нефтепродуктов - трудности и продолжительность по времени административного согласования между странами таможенного союза (Россией, Белоруссией, Казахстаном). В настоящее время благодаря административной реформе стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. Следующая проблема для работы должностных лиц таможенных органов ТС по ТН ВЭД ТС - это пробелы в согласованных нормативных документах единого образца для всех таможенных должностных лиц в ТС. В настоящее время для облегчения работы должностных лиц таможенных органов ТС, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД ТС после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Очередная проблема - недостаточно действующих законодательных актов (общих Законов для Таможенных органов таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана). Специфика ТН ВЭД ТС заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД ТС. В настоящее время в данной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна. Участник ТН ВЭД ТС принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом ФТС РФ за предварительным решением.
Анализ ТН ВЭД ТС, маркетинговые исследования, таможенная статистика ТН ВЭД ТС, база данных таможни, ФТС, база России, экспорт, импорт, таможенные данные 2010, 2011. Определение возможностей предприятий на мировом рынке, получение исчерпывающей информации по интересующему сегменту деятельности, а также составление долгосрочного или краткосрочного прогноза процессов экономики обеспечивает статистика ТН ВЭД ТС. База данных ТН ВЭД ТС отображает конъюнктуру во внешней торговле, а аналитические отчеты, составленные по этим данным, объективно воссоздают ситуацию на определенном временном промежутке. Анализ полученной информации ТН ВЭД ТС позволит определить приоритетные направления в развитии нефтеперерабатывающей промышленности России.
2710 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: |