19 Вопрос. Мировой кризис задолженности и его разрешение в современных условиях.
Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность дляразвития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступлениякризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.
Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Факторы кризиса внешней задолженности
Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного балансаиз-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях;бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.
Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или)циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНКв развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороныТНБтому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.
В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставокпокредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программеМВФ, которая предполагает:
отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
снижение обменного курса местной валюты;
проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджетапутем сокращения расходов и увеличенияналоговицен, отказ от индексации ставокзаработной платы, поощрение свободы рынков;
открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.
Анализ внешней задолженности
Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.
Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.
Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.
В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.
В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономикеразвивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.
Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.
Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населенияи степени обремененности внешним долгом.
Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.
В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.
В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.
Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.
Причины и последствия кризиса международной задолженности.
2. Проблемы внешней задолженности развивающихся стран.
1. В условиях растущей взаимозависимости мирового хозяйства развитые страны все чаще приходят к осознанию, что обеспечение экономической и политической безопасности в мире во многом зависит от стабильности внутреннего развития и смягчения социальных контрастов в развивающихся странах. В то же время в начале 80-х гг. обострились проблемы международной задолженности. В 1982 г. Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Тогда же еще ряд латиноамериканских стран объявил о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление.
В центре проблемы мировой задолженности традиционно находится вопрос о долгах развивающихся стран. Стремление выйти из порочного круга бедности, стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом диктует странам, прежде всего развивающимся, необходимость активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, формируется необходимая инфраструктура, создаются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. В результате общая задолженность составляет около 1,5трлн долл.
Возрастание выплат по международной задолженности вновь значительно повысило спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов. Однако банки резко сократили предоставление новых ссуд развивающимся странам. Они были напуганы перспективой неплатежей вследствие ухудшения ликвидности государств. Экономический кризис 1980–1982 гг. в ведущих странах мира привел к абсолютному сокращению мировой торговли и сокращению спроса на товары развивающихся стран. В период кризиса резко возросли учетные ставки. Определяющей чертой в движении международного ссудного капитала стал его огромный приток в США. Для развивающихся стран это означало не только уменьшение возможностей в получении новых финансовых средств, но и резкое повышение выплат процентов по старым долгам – в 3,5–4 раза. В результате многие страны оказались не в состоянии обслуживать свою внешнюю задолженность.
Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников. Бремя долгов затормозило экономический рост. Оно привело к росту процентных ставок и вынуждало государства использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов, что сокращало возможности расширения инвестиций. Кроме того, промышленным компаниям становилось выгодно ссужать свободные средства кредитным учреждениям под высокий процент и получать более высокий доход в сравнении с производственными вложениями. В результате кризисные страны в 2–3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, которые не испытывали трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был в 9–22 раза выше.
Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что, в свою очередь, вызвало целый ряд взаимосвязанных неблагоприятных последствий. Сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов повлекло за собой снижение нормы накопления, а это сдерживало рост производства и экспорта.
Во второй половине 80-х гг. развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступили за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженностипо государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами.
Развитые страны предприняли частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Произошли важные изменения в перестройке долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности была списана, бόльшая пересмотрена.
По мере дальнейшего развития производств, требующих высокой квалификации, побудительные мотивы кооперации развитых стран с развивающимися будут уменьшаться. Такая кооперация лишится своей основы – эффективности. Следовательно, возможности финансирования долга развивающихся стран очень ограничены и проблема задолженности даже в перспективе не будет решена. Обострение проблемы задолженности неизбежно снизит возможности финансирования долга за счет заимствований на мировом рынке ссудного капитала и повысит значимость межгосударственной координации решения этой проблемы. Важнейшим источником ликвидации долга станут международные финансовые институты.
2. Регулирование проблемы внешней задолженности ведется в настоящее время на межправительственном уровне, и ключевые позиции по этому вопросу принадлежат МВФ и МБРР. Их деятельность по решению долговой проблемы ведется в трех основных направлениях: выполнение роли координатора для обсуждения проектов урегулирования задолженности на межправительственном уровне и принятия конкретных, подкрепленных солидной финансовой базой решений; поддержание притока иностранного финансирования в страны-должники; содействие национальным правительствам в поиске лучших направлений стабилизации и структурной перестройки экономики для выхода из долгового кризиса и ускорения социально-экономического развития.
- 17 Вопрос.
- 18 Вопрос. Еврооблигации
- 19 Вопрос. Мировой кризис задолженности и его разрешение в современных условиях.
- 20 Вопрос. Проблема утески мозгов в мировой экономике.
- 1.1 Миграция населения
- 1.2 Проблема «утечки умов» из России
- 1.3 Основные причины «утечки умов» из России
- 21 Вопрос. Формы международной экономической интеграции.
- 22 Вопрос. Промышленно развитые страны в мировой экономике.
- 23 Вопрос. Роль развивающихся стран в мировой экономике.
- Заключение