logo
Referat_po_ekonomiki_-_VTO

2. Проблемы и перспективы вступления России в вто

В СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги1.

Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу.

Возможно, со временем на «расчищенную» от российских предприятий экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной напряженности в стране, который будет усиливаться по мере развала упомянутых ранее и других реальных секторов экономики1.

В спорах по поводу вступления в ВТО противники форсирования данного процесса обоснованно отмечают недостаточную прозрачность позиций российской стороны на переговорах. Действительно, руководство страны не освещает в должной мере условия вхождения в ВТО, а также возможные позитивные и негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили бы общество в целесообразности принимаемых Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание полагать, что интересы России на переговорах с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.

Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.

Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют уступок на рынке других товаров.

В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.

Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

Секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.

В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными1.

Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке.

Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.

Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

Очевидно, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной власти по недопущению действий и принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.

Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента вступления России в ВТО, особое место занимает проблема кадрового характера.

Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате1.

Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным агентствам, службам и совместно с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

Было бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней торговли в подготовке высококвалифицированных кадров в области ВТО. Академия внешней торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и на втором образовании, предлагая несколько программ. Есть одно- и двухдневные семинары, по восемь и шестнадцать академических часов. Есть программа в сто академических часов, после чего участники получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой большой программы в пятьсот академических часов участники получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще ряд вузов, занимающихся подготовкой по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием «Информационно-методологический центр по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО1.

Прорывом и сдвигом с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России вВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.

Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса – профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО2.

Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

Анализируя вышеперечисленные основные проблемы, связанные с процессом вступления России в ВТО, можно определить и определенные преимущества от вступления, определить перспективыРоссии.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом можно представить следующим образом:

Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности1.

Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики.

Высоко- технологичные отрасли

Варианты, в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране

Пищевая

Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции

Мебельная

Встает на ноги. Важен каждый процент защитного тарифа

Фармацевтика

Обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта

Металлургия

Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий

Химия

Обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике

Авто и авиа

Смогут "выжить" только при господдержке

Транспорт

Сохранение конкурентной ситуации

Связь и информатика

Обострение конкуренции, но к частичному выигрышу потребителя

Торговля

Сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговле -наступление зарубежных супермаркетов

Наука

ВТО мало что Изменит. Главные проблемы: недофинансирова-ние, утечка умов

Менеджмент,

Финансы

Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции

Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны1.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом. Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние1.

Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”.

Рассматривая перспективы России от вступления в ВТО, на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг, российские представители заявляют, что в ближайшее время, по крайней мере, пока продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная финансово-экономическая архитектура мира, в ВТО Россия вступать не собирается. Конечно же, столь жесткого заявления об категоричном отказе вступления в ВТО российскими представителями власти не сделано.

В сложившейся ситуации можно сформулировать следующие рекомендации относительно направления процесса присоединения России к ВТО в конструктивное русло.

  1. Окончательное решение о присоединении к ВТО может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий присоединения.

  2. Принятие в ходе переговоров о присоединении к ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам, допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения обоснованного заключения об их приемлемости для России.

  3. Присоединению к ВТО должно предшествовать осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следуеттесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО

  4. В целях налаживания четкого контроля за ходом переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.