logo
9_Lektsia_Regulirovanie_tsen_i_tarifov_VED

2. Виды цен и порядок их установления в сфере экспортно-импортных операций в Украине.

В теории и практике существует множество классификаций цены, среди которых:

По степени их свободы от воздействия государства при ценообразовании цены подразделяются: на свободные, государственные фиксируемые и регулируемые (ст. 6 Закона "О ценах и ценообразовании").

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установки:

В случае чрезмерного роста цен, ранее выведенных из-под контроля по решению Кабинета Министров Украины, исполнительных комитетов областных, городских (городов республиканского подчинения) советов, допускается временное возвращение к государственного регулирования цен и тарифов.

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке.

Также в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения:

а) розничные цены,

б) оптовые цены на продукцию промышленности,

в) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию,

г) тарифы грузового и пассажирского транспорта,

д) тарифы на коммунальные и бытовые услуги,

е) цены на строительную продукцию,

ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены, которые находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализацию мирового хозяйства).

На практике возникают сложности при определении стоимости товара, при перемещении через таможенную границу Украины. Так таможенная стоимость может быть определена таможенным органом, а не декларантом при отсутствии данных, подтверждающих правильность заявленной таможенной стоимости или при наличии обоснованных сомнений достоверности представленных декларантом сведений. В этом случае таможенный орган руководствуется определёнными методиками в соответствии со ст. 266 Таможенного кодекса. В частности, может исходить из цен на идентичные или подобные товары на основе имеющейся ценовой информации. Информацию о ценах предоставляет Торгово-промышленная палата Украины, государственное предприятие «Укрпромвнешэкспертиза», а также межведомственная экспертно-аналитическая группа по вопросам проведения мониторинга мировых цен и цен товарных рынков (создана 23.04.2003г.) При необходимости данные организации представляют акты экспертизы соответствия цены конкретных внешнеэкономических контрактов конъюнктуре рынка. Так, в соответствии с п. 1.1 Положения «О порядке выдачи резидентам согласия Национального банка Украины на проведение отдельных операций» (Постановление правления НБУ от 30.12.2003 № 597 «О переводе средств в национальной и иностранной валюте в ползу нерезидентов по некоторым операциям») Согласование выдается в случае письменного отказа Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков в проведении ценовой экспертизы о соответствии контрактных цен на работы, услуги, права интеллектуальной собственности, которые являются предметом договора, конъюнктуре рынка. Если Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков провел ценовую экспертизу и установил завышение контрактных цен на работы, услуги, права интеллектуальной собственности, которые являются предметом договора, относительно конъюнкт ры рынка, то согласования не выдается.

На практике существует проблема оплаты импорта услуг, т.к. они не подлежат таможенному декларированию, а значит невозможно проверить таможенную стоимость услуг и были ли они вообще оказаны. Например, существует договор между резидентом и нерезидентом о предоставлении маркетинговых услуг на проведение исследований состояния конъюнктуры внешнего рынка, ценовых колебаний и иной информации конъюнктурно-ценового характера. За оказанные услуги резидент не сможет произвести оплату в пользу нерезидента до проведения экспертизы соответствующим центрам относительно соответствия контрактной цены конъюнктуре рынка.