2. Внешняя торговля России
Одной из главных форм связи между производителями продукции разных стран мира является внешнеторговая деятельность. Внешняя торговля России включает межстрановый обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).
В структуру внешней торговли России входят следующие ее виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покупка товара за рубежом с одновременной продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные торговые соглашения и др.
На развитие внешнеторговых отношений России со странами мира основное воздействие оказывают:
1) либерализация мировой торговли;
2) регулирование мировой торговли по правилам ВТО (Всемирная торговая организация);
3) углубление международного разделения труда, интернационализация производства под влиянием научно-технического прогресса.
Россия в мировой экономике занимает промежуточные позиции между промышленно развитыми и развивающимися странами. Удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991г. до 2,8% в 2005г. Доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% (5-е место в мире). По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) -- 64-е место, а в сельском хозяйстве -- 77-е место в мире.
Условиями расширения участия России в мировой торговле являются:
1) конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;
2) развитие структуры внешней торговли;
3) динамичное развитие национальной экономики.
Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье.
В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС (Европейский союз) приходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ -- 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона -- 16,1% (рис. 1).
Основным торговым партнером России является Германия. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%).
В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.
Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство.
Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли -- сокращением российского присутствия на многих региональных и мировых товарных рынках, в странах -- бывших членах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами.