logo
ИСПАНИЯ лекция

Vііі. Экономика.

К середине ХХ ст. Испания оставалась отсталым аграрным государством. В отличие от Большой Британии или Нидерландов, огромные средства от эксплуатации колоний не были использовании для экономического развития Лишь после смерти генерала Франко Испания за короткий срок прошла через политические и экономические реформы, которые в корне изменили ее реноме на международной арене и внутреннее пространство. Решающую роль в этом процессе сыграл король Хуан Карлос, которого в 1969 г. назначил своим преемником сам Франко.

С середины 80-х годов и к в настоящее время Испания демонстрирует высокие, как для западноевропейских государств, темпы роста валового внутреннего продукта (не менее 3 % ежегодно) и за совокупным ВВП в настоящее время занимает 16-е место в мире (1,1 трлн дол.). На высоком уровне доходов (приблизительно 27,4 тыс. дол. на человека) базируется высокое качество жизни испанцев (все данные на 2007 p.).

Структура производства ВВП (сельское хозяйство - 3,9 %, промышленность - 29,7 %, сфера услуг - 66,4 %) та структура занятости (сельское хозяйство - 5,3 %, промышленность - 30,1 %, сфера услуг-64,6 %) вполне отвечает высокоразвитым странам. Традиционно высокий уровень безработицы в последние годы снизился до 8-10 %. Страна превратилась в привлекательный рынок труда для выходцев из Африки и Центральной Европы, в т.ч. украинцев. Низким остается и уровень инфляции (3-5 % в год).

Главными отраслями растениеводства является выращивание зерновых, овощей, оливок, винограда, сахарной свеклы, миндалю и цитрусовых; животноводство - разведение скота, свиней, птиц, овец, производство молокопродуктов и рыболовство. Производство сельскохозяйственной продукции не только удовлетворяет внутренние потребности, в т.ч. туристического сектора, но и обеспечивает валютные поступления от ее экспорта.

Кроме традиционных легкой и пищевой, в 2-ой половине XX ст. были созданы современные предприятия металлургической, химической, судно- и автомобилестроительной, электротехнической, фармацевтической промышленности и др.

Самыми важными отраслями сферы услуг является туризм, розничный торговля, предоставление транспортных и финансовых услуг. В стране функционирует 154 аэропорта, построен 14974 км железных дорог и 666292 км автодорог. Развивается скоростное наземное соединение. Так, на протяжении от Мадриду к Севильи можно достаться за 2 ч. 45 мин.

Главными морскими портами является Альхесирас, Барселона, Картахена, Хихон, Ла-Корунья, Таррагона и Валенсия. Главными внешнеторговыми партнерами Испании являются страны Европейского Союза (Германия, Франция, Португалия, Италия, Большая Британия, Нидерланды), США и Китай.

Важными этапами на пути социально-экономического роста Испании стали присоединения к ЕС (в 1986 г.) и НАТО (1981 г.). Если в 1975 году Испания оставалась изолированной от мира (страну посетил лишь премьер-министр Мальты), то в настоящее время она является весомым участником общеевропейских и мировых структур.

Гостиничная база Испании.

Испания располагает целой гаммой разнообразных средств размещения на все вкусы. В Интернете предлагается информация более, чем о 15 тыс. испанских отелей.

Эта страна имеет около 9,5 млн мест для туристов, из которых 1,2 млн находятся в более, чем 16,8 тыс. гостиницах. Общий фонд размещения Испании составляет около 200 тыс. гостиничных заведений, предлагающих для проживания более 2,7 млн мест. Более половины проживающих в испанских гостиницах составляют испанцы, а две трети всех ночевок приходится на долю иностранцев. Наибольшим спросом пользуются трехзвездочные гостиничные предприятия (более 70%), и четырехзвездочные (65%).

Некоторые регионы, в частности острова, страдают от избытка гостиничных мест средней и низкой категории. Существующий в настоящее время план благоустройства предусматривает снос ветхих гостиниц, а также ограничение нового строительства в некоторых зонах. Классификация гостиниц предусматривает от 1-ой до 5-ти звезд и 5 звезд «люкс». Достаточно убрать одну звезду, чтобы определить категорию по сравнению с французскими гостиницами и гостиницами Северной Европы. Имеется большая концентрация туристского предложения в пяти автономных регионах, предлагающих продукт «Солнце и пляж». Эти пять регионов — Каталония, Балеарские острова, регион Валенсии, Канарские острова и Андалузия объединяют 58% гостиниц и 76% гостиничных мест в Испании. Они обеспечивают 90,4% ночевок иностранцев в Испании. Семейные гостиницы доминируют в сельской местности и на побережье. Семейные гостиницы или Hostels классифицируются от 1-ой до 3-х звезд. Только города и большие курортные центры имеют гостиничные цепи. Основная испанская цепь «Соль Мелия» расположена и Латинской Америке и Азии. Различаются гостиницы «Соль» 3 и 4 звезды и гостиницы «Соль Мелия» 4 и 5 звезд, ориентированные на массовый туризм и деловую клиентуру соответственно. Международные гостиничные цени (10% гостиничных мест) в основном представлены группами «Форте» («Forte») и Аккор («Ассог»).

Гордостью гостиничного хозяйства Испании остаются Парадорес — исторические здания, переделанные в гостиницы, их тарифы контролируются государством. Государственная цепь Парадорес (Paradores), созданная в 1926 г., включает 86 отелей по всей территории страны. Первый отель этой цепи появился в 1928 г. в Сьерра-де-Гредос. Поначалу в нем размещалась королевская семья, когда монарх приезжал на охоту. В церемонии открытия отеля принял участие Его Величество король Испании Альфонс XIII. Большинство из этих отелей (парадоров) расположены в зданиях-памятниках архитектуры: замках, дворцах и старинных особняках. Например, Alarcon находится в старинной арабской крепости VIII в., Almagro— в бывшем францисканском монастыре, в Albacete гостям предлагают остановиться в комнатах Санчо Панса и Дульсинеи Тобосской, в Argomanis располагался штаб Наполеона во время его испанского похода. С другой стороны, некоторые отели этой цепи построены недавно, но зато места для них выбраны самые впечатляющие, а номера оборудованы по современным требованиям. Обычно парадоры могут вместить до 100 человек, но в некоторых из них к услугам туристов предлагается не более 20 мест.

В конце 2002 г. в Галисии, в здании бенедиктинского монастыря Сан-Винсенте открылась новая, уже 87 гостиница цепи Paradores.

В настоящее время Испания занимает лидирующее положение в Европе, работая в этом направлении. Концепция Paradores рассматривается не только как действенный мотив для привлечения туристов, но и как эффективный способ привлечения средств для сохранения национального наследия. Весь процесс находится под государственным контролем. Второе место по созданию таких отелей в Европе занимает Германия, где в группу Schlosshotel по данным 2002 г. входило около 30 гостиниц.

К сети Paradores относятся и некоторые рестораны. Так, например, туристы любят посещать Alcala de Henares, мадридский ресторан, находящийся в старинном здании XVI в.

На Средиземноморском побережье Испании расположены 9 парадоров, на Канарах — 4 парадора (на островах Гомера, Иерро, Тенерифе и Ла-Пальма), на африканских территориях Испании — два. На Балеарских островах парадоров пока нет.

Кроме того, в континентальной Испании все отели цепи Paradores соединяют 8 основных туристических маршрутов: «Пути Сантьяго», «Белые города Андалузии», «Королевские монастыри», «Пиренейский маршрут», «Зеленая Испания», «Серебряный путь», «Маэстразго Рут» (по сельской местности и горам в провинции Арагон) и «Римская Андалузия». Все маршруты проложены по интереснейшим местам страны, где расположены важнейшие исторические и культурные достопримечательности страны. Так, например, маршрут «Путь Сантьяго» проложен по старинной дороге пилигримов и объявлен Первым культурным маршрутом Европы.

Во многих отелях этой цепи действуют музеи, выставки, галереи. В некоторых отелях к услугам клиентов занятия цветной керамикой или переплет книг.

Большое внимание уделяется в отелях цепи Paradores искусству приготовления пищи и обслуживанию за столом.

Что касается других средств размещения, то на побережье существуют многочисленные гостиницы — резиденции (18 резиденций MAEVA), арендуемые апартаменты, построенные с появлением массового туризма в 1950 г., вторые резиденции (14% испанцев имеют таковые и многочисленные резиденции принадлежат иностранцам). Система таймшера очень развита на островах, особенно на Канарских.

Испания предлагает 1200 кемпингов для размещения более 650 тыс. мест в кемпингах. Они очень популярны у немцев, бельгийцев, англичан и французов (20%). Курортные центры предлагают многочисленные деревни: первым был «Среднеземноморский клуб». Затем за ним последовал клуб «Вакасьонес».

В последние годы в Испании активно развивается сельский туризм, хотя размещение у местных жителей или в сельских домах еще мало распространено. В некоторых регионах страны уже принята квалификационная система для определения категории помещений, в которых могли бы размещаться туристы в сельской местности. По данным статистики, за 2001 г. более 1 млн 200 тыс. человек сделали свои выбор в пользу сельских домов для туристов. При этом, из них было около 90% испанцев, а остальные туристы прибыли, в основном, из Германии.

Не так давно несколько отелей Испании и соседней Андорры создали группу Vilavi, объединяющую отели-пансионы для пожилых людей.

Транспорт. Горный рельеф страны долгое время был препятствием для развития путей сообщения. Внутренний транспорт значительно улучшился в связи с Олимпийскими играми в Барселоне и Всемирной выставкой в Севилье. Это позволило Испании восполнить отставание в этой области, которая играет преимущественную роль в туризме и экономике.

Воздушный транспорт

Только 5% испанцев используют для перемещений во время отпуска самолет. До либерализации воздушного транспорта в 1990 г. Iberia была единственной регулярной авиакомпанией. Эта компания и остается самой значительной, особенно если добавить сюда полеты ее филиалов: Aviaco —внутренняя компания Испании и Viva Air, которая осуществляет многочисленные полеты в Латинскую Америку, где она является партнером чилийских и аргентинских компаний. В стране — около 30 международных аэропортов. Наиболее значительные: Мадрид — Баракас обеспечивает 20% перевозок Испании, Пальма де Мальорка, Барселона, Эль Прат, Лас Пальмас, Тенерифе, Фуэртевентура, Малага, Аликанте, Севилья, Валенсия, Бильбао, Ибица (Ибиса), Менорка.

Автомобильный транспорт

Сеть дорог от Мадрида значительно улучшилась в последние годы. Связи с Францией обеспечиваются автострадой А9, которая от Ле Пертус продолжается до Аликанте и Мурсие и по автостраде Париж-Бордо-Хеаде, которая проходит до Бильбао и Бургаса. На севере автострада соединяет Бильбао с Барселоной. Открытие в октябре 1994 г. туннеля Puy morens позволило улучшить связи с остальной Европой. К выставке в Севилье построена автострада Мадрид-Севилья-Кадис.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожная сеть Испании долгое время рассматривалась как одна из устаревших сетей Европы, но в настоящее время железнодорожный транспорт, также как и автомобильный, претерпевает большие изменения.

Расширение путей, отличающихся от остальной Европы, вызывает необходимость замены составов на границах. Кроме трансевропейских поездов, типа Talco (Женева-Барселона-Мадрид) и Пуерто дель Соль (Париж-Малага) государственная компания железных дорог Испании RENFE предусматривает создание высокоскоростных поездов (Tav или Ave). Железнодорожная сеть Испании соединена с сетью высокоскоростных поездов Франции TGV Юг-Восток. С 1992 г. первый участок от Мадрида до Севильи через Кордову позволяет доставлять пассажиров за 2 часа 45 мин. Затем были построены участки Мадрид-Барселона, Барселона-Валенсия и Валенсия-Мадрид. Существуют туристские поезда «Люкс», для туристских маршрутов и круизов, как например, «Андалузский экспресс» (Мадрид-Кордова-Севилья) и «Транскантабрико», который обслуживает «Зеленую Испанию». Вдоль Средиземноморского побережья проходит крупная железнодорожная линия. На одном из наиболее посещаемых островов Испании — Майорке функционируют две железнодорожные ветки между Пальмой и городом Сольер и сообщением Пальма-Инка-Са Побла.

Морской и речной транспорт

Испания — одна из редких стран Европы, где речной транспорт не используется для туристских целей. Климатические условия и экономическое состояние не способствовали его развитию. Но существуют многочисленные регулярные морские линии между континентальной Испанией с островами — от Барселоны, Кадиса, Малаги, Валенсии, Альгезираса, Альмерии к Канарским островам (Лас Пальмас, Санта Круз де Тенерифе). Балеарским островам (Пальми. Ибиса, Маон) и Марокко. Наложено паромное сообщение между Барселоной, Валенсией и Балеарскими островами компанией Transmediterranea. Небольшие компании организуют однодневные поездки из Ибицы на Форментеру Из порта Пальмы пассажирские суда отходят в Барселону, Валенсию, Дению (Аликанте), Ибису, Сьютаделью и Маон (остров Менорка). Из порта Алкудия, который также находится на Майорке, можно добраться не только до соседнего острова Менорка, но и в город Сете (Франция).

Туризм.

Испания является одним из главных туристских центров мира, специализируясь в основном на массовом пляжном туризме. Бурный рост международного туризма наблюдался после Второй мировой войны. Туризм сконцентрирован на Средиземноморском побережье страны, где рыбацкие городки превратились во всемирно известные курорты, и Балеарских островах. Экономика побережья (от Гибралтара до границы с Францией) основывается на специализированном сельском хозяйстве, промышленности и секторе услуг, обслуживающие международный туризм. Атлантическое побережье Испании относительно слабо освоено в туристском отношении. Нельзя не отметить один из самых привлекательных центров мира — столицу Испании Мадрид. Ежегодно его посещают более 5 млн чел. как с познавательными, так и с деловыми целями. Каждый год в крупнейшем выставочном центре испанской столицы устраивается более 50 больших международных выставок, в том числе известная туристская ярмарка FITUR.

Туризм в Испании — явление, имеющее историю. В 1930-34 гг. города Андалузии, Каталонии и Мадрид принимали уже 200-300 тыс. туристов в год. Но гражданская война и тоталитарный режим Франко положили конец этому. Нужно было дождаться 1950 г. и особенно 1960-1970 гг., чтобы туризм начал развиваться по указанию Франко. Для поднятия имиджа своей страны за границей он открыл ее после длительной изоляции.

В 60-х годах XX в. испанское правительство признало значимую роль международного туризма в национальной экономике и начало проводить активную политику поощрения развития туризма, например, выдавало ссуды для строительства отелей и др. Испанское государство приняло ряд налоговых и юридических мер в отношении иностранных инвесторов. Так, в Германии по закону Strauss в качестве помощи третьим странам 1968 и 1973 гг. были освобождены от налогов инвестиции в недвижимость, построенную в Испании. В 1975 г. туризм уже составлял четвертую часть испанского экспорта. Количество туристских прибытий увеличилось более чем в 18 раз — с 3 млн поездок в 1950 г. до 54 млн в 2004 г.

Международный туризм играет значительную роль в национальной экономике. По доходам от международного туризма Испания (45,2 млрд долл.) на протяжении нескольких лет занимает твердое 2-е место, оставив позади Францию. На долю международного туризма приходится 6% ВВП и 28% всего испанского экспорта. Туризм обеспечил рабочими местами 18% экономически активного населения страны.

Туризм пользуется благоприятным обменным курсом, настолько благоприятным, что долгое время Испания привлекала массовую международную клиентуру со скромными доходами и была символом недорогого отпуска. К этим факторам следует добавить близость стран, из которых выезжают туристы. Такое мероприятие как Всемирная Выставка в Севилье позволила развить сеть ж/д и автодорог, но большого эффекта не оказала на экономику Андалузии, где показатель уровня безработицы поднялся до 26% и туризм все же остается основным источником доходов.

Сегодня можно выделить три основные туристские дестинации в Испании — Каталония, Канарские острова и Балеарские острова. По данным Института статистики туризма, за первые шесть месяцев 2004 г. Балеарские острова — была третья по популярности дестинация среди туристов, посещающих Испанию. Острова посетили с начала января по конец июня 3 млн 812 тыс. 186 человек, что на 2% больше, чем за тот же период 2003 г.

Каталония была более популярным выбором (5,2 млн посетителей). Рост числа туристов на 9,4%, по сравнению с первой половиной 2003 г. Канарские острова были вторыми — 4,9 млн Посетителей, что ниже по сравнению с 2003 г. на 5,6%.

В июне 2004 г. Балеары посетили 1 млн 333 тыс. 554 человека, что на 3,2% меньше, чем в течение этого же месяца в 2003 г. Для сравнения, Каталонию посетили в этот же период 1,1 млн человек, а Андалузию —733 тыс. человек.

Основные генерирующие туристские потоки рынка Испании — Франция, Германия, Португалия и Италия. Исключение составляет Великобритания. Количество туристов из данной страны сократилось в 1,5 раза. Это было связано и с конкуренцией со стороны других туристских центров, и с экологическими проблемами многих старых испанских курортов, и с нежеланием страны принимать специфический контингент отдыхающих — «английских футбольных фанатов».

Активно развивается внутренний туризм Испании. Наиболее популярны среди граждан страны Валенсия, Андалусия и Каталония. Курорт Бенидорм посетило более 4% внутренних туристов, а Пальма-де-Мальорка — 3%. Ростом внутреннего туризма относительно компенсировалось сокращение количества туристов из Великобритании на такие курорты, как Коста-Брава, Коста-Бланка и Коста-дель-Соль.

Испанцы имеют 38 дней отпуска, из которых 25 дней оплачиваемые и 13 выходных дней. Школьный календарь предусматривает 11,5 недель школьных каникул в год, из которых 8 недель — летом. 46-50 % испанцев используют отпуск, из которого около 19% проводят за границей (в основном из промышленных районов Каталонии и Мадрида). Цифра выезда испанцев постоянно растет, благодаря демократизации общества и экономическому росту.

Можно сказать, что Испания является замечательным резервом туризма. В последние годы отпускной бюджет увеличивается на 25%. Однако девальвация песеты моментально замедлила рост количества отпусков за границей. Несмотря на большую приверженность к отдыху на море, испанцев привлекают престижные центры и большие города.

Во время поездок за границу испанцы выбирают различные средства размещения, особенно 3-х и 4-х звездные.

Незначительная часть испанцев предпочитает останавливаться в семьях, которые живут за границей. Как у большинства европейцев, излюбленным направлением является Европа. На первом месте — Франция, затем Португалия, Италия, Великобритания (лингвистические поездки), а также привлекательными направлениями являются близкорасположенные и недорогие страны, такие как Марокко и Тунис.

Основные виды туризма в Испании

Испания долгое время считалась направлением в основном для отдыха на море, но, с недавних пор она пытается сделать более разнообразным свое туристское предложение. Без сомнения, отдых на море остается доминирующим, на побережье концентрируется большинство туристских потоков (65%). С самого начала развития туризма этот вид туризма поддерживался государством. С 1950 г. и особенно в 1960-1970 гг. были созданы огромные гостиничные комплексы, которые привлекали европейскую клиентуру со средним достатком.

Испания, омываемая Средиземным морем от франко-испанской границы до Гибралтара и Атлантическим океаном, более холодным на юго-западе и северо-западе, насчитывает 4000 км побережья, из которых 2000 км это — пляжи, без учета Балеарских и Канарских островов. Между тем, три региона лидируют в туризме: Коста дель Соль, Каталония и Коста-Бланка. В этих регионах предлагаются многочисленные возможности размещения и развлечений. Интересы туристов с недавних пор меняются — туристы все больше интересуются большими городами (Мадрид, Барселона, Кордова, Севилья, Гренада), которые имеют многочисленные памятники, совмещающие различные стили: испанский, влияние арабо-мусульманского мира и христианства.

Испания прилагает большие усилия для развития этого вида туризма, который повышает имидж страны. Также активизируется религиозный туризм: паломнические поездки в город Сантьяго де Компостела, в монастырь Монсеррат, религиозные процессии, которые проходят на Святой неделе.

На подъеме находится деловой и конгрессный туризм, особенно после проведения крупных мероприятий 1992 г., которые позволили улучшить инфраструктуру туризма.

Испания находится на 9-ом месте в мире по количеству проводимых международных конгрессов. Страна принимает ежегодно более 260 международных конгрессов; 12 городов являются членами европейской федерации конгрессных городов: основные — Мадрид и Барселона. Крупные курортные центры имеют хорошую инфраструктуру для размещения и хорошо оснащены для приема семинаров и конгрессов.

Имеется оздоровительный туризм: в Испании — около 100 термальных курортов, которые принимают 80 тыс. курортников. Курорты с устаревшим оборудованием используются только для внутреннего туризма. С конца 1980 г. развивается талассотерапия с центрами в Марбелье, Бенидорме, на побережье Коста-Брава — в городе Льорет-де-Мар.

Развивается спортивный туризм. Кроме водных видов спорта туристы могут заниматься гольфом (136 площадок), конным спортом в 9-й Национальных парках и зимними видами спорта. Существуют 26 центров зимних видов спорта, сосредоточенные в Пиренеях (Ля Малина, Бакуериа Берет) и в Сьерра Неваде, но несмотря на многообещающий лозунг «солнце и снег», эти центры не очень хорошо оснащены, настолько, что сами испанцы ездят кататься на лыжах в Андорру и Францию. Начинает появляться туризм в сельской местности (экотуризм). По причине сурового климата немногие регионы могут претендовать на развитие этого вида туризма. Это — Галисия, Арагон и некоторые острова.