Испания во второй половине 40-х — 70-е годы
Преодоление международной изоляции. Политика автаркии.
Переход к политике «экономической открытости». Активизация демократического движения.
Демонтаж франкистского режима.
Сразу после окончания войны режим Франко оказался в международной изоляции. На Потсдамской конференции он был квалифицирован как власть, установленная при помощи фашистских государств, поэтому Испании было отказано в членстве в ООН. В 1946 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала членам ООН разорвать дипломатические отношения с Испанией, США не предоставили помощь по плану Маршалла, а СССР отказался вернуть ту часть золотого запаса страны, которую республиканцы хранили в СССР.
Для преодоления изоляции Франко пошел на фасадные изменения режима. В июне 1945 г. была обнародована «Хартия испанцев», содержащая перечень прав и обязанностей жителей страны. Документ носил декларативный характер, поскольку перечисленные в нем права ничем не гарантировались. В 1947 г. прошел формальный референдум о форме государственного устройства, по итогам которого Испания провозглашалась королевством, но за Франко пожизненно закреплялись титулы каудильо и главы вооруженных сил. Одновременно Франко усилил сотрудничество с католическими кругами и монархистами, в результате чего Испанская фаланга потеряла роль главной опоры режима, к середине 50-х гг. развалилась и была преобразована в Национальное движение.
Маневры по смене имиджа режима удачно сработали в условиях «холодной войны», дав западным странам формальные основания для возобновления контактов с Испанией. В 1950 г. ООН отменила резолюцию 1946 г., в 1953 г. было подписано соглашение с США, а также постепенно восстановлены дипломатические отношения со странами Западной Европы. Проблема международной изоляции была решена.
Еще более серьезной проблемой для Франко стало развитие экономики, сильно пострадавшей в ходе гражданской войны. В условиях послевоенной изоляции был взят курс на проведение политики хозяйственной автаркии. Режим сделал выбор в пользу сочетания стимулирования частной инициативы и сильного госрегулирования при сохранении за государством роли двигателя экономики. Государство ввело для частного бизнеса налоговые льготы, поощряло концентрацию производства и капитала. Параллельно государство вкладывало средства в развитие стратегических или малоприбыльных отраслей. Государство также старалось привлечь иностранные инвестиции, но при этом установило 25%-й предел иностранного участия в капиталах испанских компаний. В аграрном секторе власти не решились затронуть помещичье землевладение, и государственное регулирование сельского хозяйства выразилось в действиях по стимулированию интенсификации сельхозпроизводства.
Для поддержания социального спокойствия государство проводило политику «дешевого продовольствия», регулировало отношения между землевладельцами и арендаторами, создало «вертикальные профсоюзы» — корпоративные организации с принудительным участием всего экономически активного населения.
Политик автаркии привела к ускорению развития экономики, прежде всего — промышленности. В 50-е гг. ежегодный рост промышленного производства составил 9 %, рост ВВП — 4,5 %, доля промышленности превысила долю сельского хозяйства. Внутри промышленности произошли структурные сдвиги. Но постепенно усилились проблемы, порожденные сильным регулированием: медленное внедрение новых технологий, низкое качество продукции, низкая рентабельность и даже убыточность госпредприятий, нестабильность финансовой системы.
Разрастание экономических проблем вынудило Франко в конце 50-х гг. перейти к политике «экономической открытости», проведение которой диктатор отдал в руки молодых технократов. В рамках новой экономической стратегии Испания активизировала действия по привлечению иностранных инвестиций, сократила число убыточных предприятий, разрешило трудовую иммиграцию, начало развитие туризма, активизировала экономические контакты со странами ЕЭС.
Новая экономическая политика содействовала ускорению экономического развития. В 60-е гг. средние темпы роста ВВП составили 7,2 % в год. В стране ускорилась урбанизация и разрушение традиционных стереотипов в массовом сознании. В то же время увеличилась безработица и усилилась социальная дифференциация.
Главным политическим последствием политики «экономической открытости» стало усиление оппозиционных настроений. Наиболее отчетливо это проявилось среди студенчества и интеллигенции, создавших ряд организаций левого и правого толка. Первоначально они требовали большей свободы в образовании, а затем стали выступать за демократизацию режима. Рост безработицы и медленное повышение зарплат вызвало забастовки и создание подлинных профсоюзов («рабочих комиссий»). Действующие в подполье ИСРП и КПИ создали два объединения оппозиционных организаций левого толка, в католических кругах появились христианско-демократические организации, а большинство монархистов стали требовать демократизации режима и установления конституционной монархии.
В этих условиях Франко был вынужден сочетать репрессии с политическими уступками (отмена предварительной цензуры, назначение Хуана Карлоса преемником, разрешение на создание политических организаций). К середине 70-х гг. опорой режима остались армия, верхушка духовенства, консервативная часть бюрократии и организация «Опус деи». Одряхлевший диктатор отошел от реального управления страной, которое сосредоточилось в руках технократов.
В ноябре 1975 г. Франко умер, и главой страны стал король Хуан Карлос I. В политической элите развернулась борьба между консерваторами («бункер») и прагматиками по поводу пути дальнейшего развития. Решающую роль в этом споре сыграл король, который сделал выбор в пользу изменения режима. Решение этой задачи было возложено на созданное в июле 1976 г. правительство во главе с А Суаресом. Король установил прочный контроль над армейскими кругами, обеспечив кабинету возможность проведения реформ.
А. Суарес старался проводить перемены при сохранении социального спокойствия. В экономической сфере политика правительства стала сочетанием регулирования и неолиберализма. Она основывалась на принятом в 1977 г. «пакте Монклоа», зафиксировавшем компромисс между правительством, партиями, профсоюзами и деловыми кругами. Для снижения национальных противоречий правительство предприняло шаги по децентрализации системы управления и расширению прав национальных меньшинств.
Но главным направлением деятельности правительства стала демократизация страны. В 1976-1978 гг. было распущено Национальное движение, разрешена деятельность политических партий, введены реальные политические свободы. В 1977 г. прошли парламентские выборы, на которых победила правоцентристская партия Демократический центр во главе с А. Суаресом. В 1978 г. на референдуме принята конституция страны, ознаменовавшая завершение демонтажа франкистского режима.
- Основные тенденции общественно-политической жизни западных стран в послевоенное время
- Сша в конце хх — начале XXI вв.
- Великобритания во второй половине 40-х — 70-е гг.
- Великобритания в 80-е гг. Хх в.— начале XXI в.
- Франция в годы Временного режима и IV Республики
- Франция в 1958 — 1981 гг.
- Франция в 80-е гг. Хх в.— начале XXI в.
- Италия во второй половине 40-х — 70-е гг. Хх в.
- Италия в 80-е гг. Хх — начале XXI вв.
- Испания во второй половине 40-х — 70-е годы
- Испания в 80-е гг. Хх — начале XXI вв.
- Международные отношения во второй половине 40-х — 70-е годы
- Международные отношения в 80-е гг. Хх — начале XXI вв.
- Интеграционные процессы в послевоенной Европе
- Социалистическая модель в послевоенной Европе