logo
Глобализация

Императивы сбалансированного развития

Неограниченный рост населения оказывает такое давление на природу, которое может оказаться сильнее любых усилий обеспечить надежное будущее. Если мы хотим остановить разрушение природной среды, надо установить пределы этому росту. Согласно оценкам население Земли не стабилизируется на уровне ниже 12,4 млрд. человек, а, по расчетам ООН, возможно достижение отметки в 14 млрд. Но уже сейчас один человек из пяти живет в абсолютной бедности, не получая достаточного питания, а один из десяти страдает от хронического голода. Остается не более нескольких десятилетий до того времени, когда шанс предотвратить растущие угрозы будет окончательно потерян23.

Наличие двух полюсов в потреблении продовольствия - хронического голода на одном полюсе и хронического переедания на другом, численно примерно равных, создает возможность, пока, видимо, только теоретическую, разработки и внедрения некоего оптимального, медицински обоснованного, здорового рациона деятельных и энергичных людей. Более того, в мировом сельском хозяйстве и агропромышленной сфере все еще имеются большие резервы увеличения продовольственной обеспеченности без усиления давления на природную среду. К их числу относятся возможность сокращения все еще высоких потерь во всех звеньях агропромышленной цепи, дальнейшего совершенствования производительных сил земледелия на основе создания и использования природосберегающих технологий, включая достижения биотехнологии и органического земледелия, мер социально-экономического обновления, в том числе повышения регулирующей роли государства и международных межправительственных, общественных и религиозных организаций.

БИЛЕТ 26. Цели экономической деятельности ООН Организация Объединенных Наций – это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой. Преамбула Устава ООН гласит, что ее цель – содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. В первой главе Устава «Цели и принципы Устава ООН» поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешениимеждународных проблем экономического порядка. Этому сотрудничеству посвящена отдельная глава IX Устава ООН. В ней поставлены конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными. По некоторым данным, ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН, непосредственно связанных с экономической деятельностью. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) и органы, действующие под его эгидой ЭКОСОС является одним из шести основных органов ООН, статус которого определен главой X Устава ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому Перечнюмеждународных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, может созывать международные конференции по этим вопросам. Являясь основным координирующим органом в указанной области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации, привлекая в этих целях неправительственные организации, специализирующиеся и заинтересованные в рассматриваемой проблематике. Его полномочия дают возможность предоставить консультативный статус тем из них, в сотрудничестве с которыми он заинтересован. И этим правом совет широко пользуется. Он также создает различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась и действует довольно сложная система органов ЭКОСОС. Его членами являются 54 страны, избираемые на трехлетний срок, – они ежегодно обновляются на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест – квота Африки, 10 – для Латинской Америки, 11 – для Азии, 13 – для Западной Европы и других стран и 6 – для стран Восточной Европы. О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС: ¦ состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций; ¦ состояние международной торговли; ¦ проблемы охраны окружающей среды; ¦ экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам; ¦ разные аспекты продовольственной проблемы; ¦ проблемы социально-экономической статистики; ¦ проблемы народонаселения; ¦ проблемы природных ресурсов; ¦ проблемы населенных пунктов; ¦ проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов; ¦ роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран; ¦ региональное сотрудничество; ¦ составление программных социально-экономических документов; ¦ разработка международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и др. Место ЭКОСОС в системе органов ООН иллюстрируется, например, тем, что именно он принял решение в начале 70-х годов об исследовании деятельности ТНК, что стало началом нового направления его экономической деятельности, приведшей к тому, что в структуре ООН появилась специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение в Секретариате ООН по этому вопросу – Центр ООН по ТНК. Значительно обогатились функции ЭКОСОС после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программы действий по новомумеждународному экономическому порядку в 1974 г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизациимеждународных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС, его органов и организаций. Совету поручено разрабатывать многие важные документы, в которых исследуются экономические тенденции. В частности, разрабатываются и выдвигаются достаточно конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы, о программе «срочных мер» в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса, о путях ликвидации их задолженности Западу, о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом. Не случайно в рамках диалога «Север-Юг» западные страны сочли необходимым пойти по этому вопросу на определенные уступки. Здесь роль совета значительна. С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР – новым государствам СНГ, Балтии, отдельным новым государствам, издавать исследования по их проблематике. Вспомогательные органы ЭКОСОС В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комитет по неправительственным организациям и др. Они объединены под общим названием «вспомогательные органы ЭКОСОС». Совет координирует также деятельность таких межправительственных органов, как Комитет по науке и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет, Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии. Помимо них в системе ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе. Все эти органы готовят доклады и разрабатывают рекомендации для представления в Совет и Генеральную Ассамблею ООН. Региональные экономические комиссии В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемымеждународной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находится около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Регулярны заседания и специального комитета по преференциям. Надо отметить, что в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить основополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка. Хотя далеко не все рекомендации ЮНКТАД осуществляется на практике, тем не менее важно, что этот влиятельный международныйорган разрабатывает и активно «выводит» в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, настроенного» на их решение. В то же время наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО) – они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) ЮНИДО играет важную роль в структуре организаций ООН. В 1987 г. ЮНИДО претерпела серьезную реорганизацию с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СИДФА). Значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, которыми занимаются несколько отделений ЮНИДО. Эта секция ответственна за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальныхпроектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров. Специальные программы в структуре ООН Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН (ЮНЮ) и Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР). Программа развития ООН (ПРООН) Программа была создана решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г., ее деятельность финансируется из добровольных взносов государств, поэтому сохраняется их контроль над финансированием операций. Это влиятельная международная организация, имеющая многочисленный аппарат специалистов. Ее штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. В более чем 100 странах мира она имеет свои постоянные представительства. Деятельность ПРООН в настоящее время ведется почти во всех развивающихся странах. Ее направляет Совет управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года. Главными критериями оказания Помощи по этой программе выступают такие ключевые показатели, как численность населения и объем ВВП в расчете на душу населения страны–получателя помощи. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям по конкретным проектам в основном в трех формах: направление специалистов, доставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН составляет от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития страны. Сильны связи ПРООН с Международным банком реконструкции и развития, с которым она координирует свою деятельность. Ориентация ПРООН отчетливо просматривается в том обстоятельстве, что большинство ее программ в развивающихся странах почти всегда оказывается под контролем западных фирм. В ведении Совета управляющих ЦРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи; наиболее крупный из них – это фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) ЮНИСЕФ – одна из программ помощи системы ООН, созданная в 1946 г. в целях организации помощи детям в разрушенной войной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, его деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как из добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций и отдельных лиц. Программа по окружающей среде (ЮНЕП) Значение ЮНЕП быстро возрастает в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской международной конференции, созванной в 1972 г. ООН в целях установления тесногомеждународного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-квартира находится в Найроби (Кения). Программой управляет Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит исследование широкого круга проблем: охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности.

БИЛЕТ 27Природные ресурсы — естественные ресурсы, — тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.