logo
эк

2.3 Современное положение России в мировой экономике

Высокие темпы развития российской экономики в последние годы во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2007 год металлы в среднем подорожали в 2 раза, нефть более чем в 2 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). Но, в то же время в последние три-пять лет возрастает роль фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала (приложение 7).

Произошел позитивный эффект для экономики от проведения значительной части структурных реформ, формирования институциональной среды развития рыночных процессов. Это касается также открытия рынков для импорта, выравнивания цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами, др. Данное способствует интеграции российского хозяйства в глобальный рынок.

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров, обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве.

Доля российского ВВП в мировом ВВП, приведенного в сопоставимый вид по паритету покупательной способности с ВВП США, ЕС, КНР, Индии и Японии равняется соответственно за 2004г.: 1,5-2%(РФ), 20% (CША и ЕС), 12%(КНР) и по 3% Япония и Индия; внешнеторговый оборот в 2005г. в РФ составил 370,4 млрд. долл. США (+32% к 2004г.), в 2006г.- 468,6 млрд.долл. (США (+26,5% к 2005г.),а в 2007г. - 506,8 млрд. долл.

Реальный объем ВВП России за девять месяцев 2009 года снизился на 9,9% по сравнению с прошлогодним уровнем. Номинальный объем ВВП России за этот период составил 28 трлн 298,6 млрд. руб. в текущих ценах. Номинальный объем ВВП в третьем квартале нынешнего года составил 10 трлн 489,5 млрд руб. в текущих ценах. В целом при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций прирост ВВП в 2010 году составит около 3,1% (Приложение 8).

Объем промышленного производства в России в январе-ноябре 2009 года сократился на 12,0% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В ноябре 2009 года объем промышленного производства возрос на 1,5% по сравнению с ноябрем 2008 года и на 2,0% по сравнению с октябрем текущего года. Объем добычи полезных ископаемых за январь-ноябрь 2009 года сократился на 1,8%, объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности - на 17,4%; объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 6% по сравнению с январем-ноябрем 2008 года. Рост потребительских цен в 2009 году в России составил 8,8%. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные Росстат. В декабре 2009 года инфляция составила 0,4%.

По итогам января-ноября 2009 года Россия заняла третье место в Европе по уровню инфляции, отстав лишь от Украины, где рост цен за первые 11 месяцев составил 11,3%, и Белоруссии, где инфляция достигла 8,7%. В нашей стране показатель инфляции в январе-феврале 2009 года составил 8,4%. Стоит также напомнить, что в прошлом году инфляция в России была еще выше. По оценке Госкомстата России, за 2008 год потребительские цены в стране выросли на 13,3%.

По уточненным оценкам Международного валютного фонда (МВФ), экономический спад в России в 2009 году составил примерно 9% ВВП. В нынешнем году он должен смениться ростом на 3,6% ВВП, а в 2011 темпы роста должны чуть замедлиться - до 3,4% ВВП. Новые оценки для России пересмотрены по итогам 2009 года - в худшую, а по прогнозам на 2010-11 годы - в лучшую сторону. В октябре прошлого года МВФ полагал, что спад за 2009 год составит в нашей стране 7,5% ВВП, а рост в 2010 году достигнет лишь 1,5% ВВП. Нынешняя цифра близка к тому показателю - минус 8,5% за 2009 год - который озвучил в конце декабря глава правительства России.

Характерным фактом современной внешнеэкономической деятельности - как основного элемента, обеспечивающего участие Российской Федерации в процессе регионализации, является динамика Внешней торговли со странами Дальнего Зарубежья и СНГ (рис.9).

По данным Минэкономразвития задача обеспечения выгодного участия нашей страны в международном экономическом пространстве будет обеспечена за счет роста импорта и некоторого снижения экспорта, преимущественно углеводородного сырья. Однако не учтен тот факт, что стратегическое партнерство с КНР, экономика которой в 2006г. развивалась темпами + 9,5% в год, обусловит расширение поставок и сжиженного газа, электроэнергии и нефти в эту страну. Этот факт вряд ли снизит цены мировой торговли, и уменьшит объемы экспорта России (Рис.9).

География структуры торговли России со странами СНГ в 2007 г. против 2000г. выражается следующими данными (весь товарооборот РФ с СНГ принят за 100%): Украина 37,4 против 34,1% в 2000г.; Азербайджан 2,5% (1,1%); Армения 0,8 (0,3%), Беларусь 30,8% (36,5%); Грузия 1,0% (0,5%); Казахстан 19,8% (17,5%); Киргизия 1,2% (0,8%); Молдова 1,5% (2,1%); Таджикистан 0,8% (1,2%); Туркмения 0,5% (2,4%); Узбекистан 3,7% (3,7%)).

Рисунок 9 - Динамика Внешней торговли России

Внешнеторговый оборот России в 2009 году по сравнению с 2008 годом по экспорту и импорту снизился примерно на 36% (рис.10).

Рисунок 10 - Объем внешней торговли Российской Федерации в 2008-2009

Формирование внешнеторговой динамики в конце 2008г. было обусловлено замедлением темпов роста мировой экономики, которое привело к снижению мирового спроса на топливные и сырьевые товары. В результате произошло значительное снижение цен на топливные ресурсы на мировых рынках (средняя цена нефти марки Brent в ноябре составила 57,15 долл./барр.). Под влиянием этих факторов в ноябре 2008 г. произошло резкое сокращение объемов внешней торговли. Впервые с июня 2002 г. месячный показатель внешнеторгового оборота снизился как по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, так и по сравнению с предыдущим месяцем. Внешнеторговый оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в ноябре 2008 года составил 51,8 млрд. долл. По сравнению с октябрем 2008 он сократился на 21,3%, а по сравнению с ноябрем 2007 года - на 11,6 %.

Из анализа таблиц (приложение 9-11), можно сделать вывод о том, что в конце 2008 г. Произошло резкое снижение основных показателей российской внешней торговли. Падение цен на нефть в четвертом квартале обусловили ускорение темпов сокращения экспорта. Девальвация рубля и снижение доходов населения привели к значительному сокращению импортных поставок.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

ускорения экономического и технического прогресса;

обновления и модернизации производственного аппарата;

овладения передовыми методами организации производства;

обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон, к которым можно отнести:

богатые природные ресурсы;

мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат;

высокий научно-технический потенциал;

наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100%. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Поэтому в него не включаются акции «Газпрома». Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ, Лукойл, МГТС, Мосэнерго, Норильский никель и др.). Кроме инвестиционного индекса и инвестиционный рейтинг МФК для оценки инвестиционного климата страны часто используются и международные кредитные рейтинги. Они составляются одиннадцатью наиболее авторитетными агентствами в мире. Из них пять - американские, три японских, два канадских и одно - английское.

При этом 90% рынка принадлежит двум известным американским компаниям - Standard and Poor's Investor Service и Moody's Investor Service.

Инвесторы, кредиторы и заемщики стремятся использовать информационную функцию рейтингов в целях экономии затрат на привлечение и размещение капиталов. Независимо от величины рейтинга сам факт его присвоения служит серьезным аргументом, убеждающим потенциальных инвесторов и кредиторов страны в определенной надежности ее экономики, готовности подчиняться правилам игры международных финансовых рынков. Поэтому попадание в рейтинговые списки ведущих агентств столь важно для стран, привлекающих инвестиционные и заемные средства.

Присвоение престижных международных финансовых рейтингов России вдохновило российский фондовый рынок, привлекло внимание зарубежных портфельных и отчасти прямых инвесторов.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим. В Российской Федерации пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения.

Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к появлению множества различных документов с правилами таможенного и лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные причины, связанные с коррумпированностью чиновников, скрытое сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так и мелких, средних), собственные нарушения законодательства предприятиями с иностранными инвестициями содействуют ухудшению инвестиционного климата.

По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятно, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.

Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата России является то, что Россия на протяжении ряда лет имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса. Присоединение России к ст. VIII Устава МВФ способствует цивилизованному проведению международных расчетов, что повышает привлекательность инвестиций.

К 2007 году в России сложились предпосылки для привлечения иностранного капитала путем выпуска и размещения корпоративных ценных бумаг.

Рассмотрим объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2007 г. (табл. 5).

Таблица 5 - Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2007 г., по основным странам - инвесторам

Млн. долл. СШАВ процентах к итогу Всего инвестиций 120941 100 из них из стран: Соединенное Королевство (Великобритания)2632821,8 Кипр2065417,1 Нидерланды1875115,5 Люксембург115169,5 Франция66965,5 Швейцария53404,4 Ирландия51754,3 Германия50554,2 США28392,3 Виргинские острова (Брит.)21401,8

Из таблицы 5 видно, что самая большая доля инвестиций приходится на Великобританию (21,8%), далее идут Кипр (17,1%), Нидерланды (15,5%) и Люксембург (9,5%). Самую малую долю от всех инвестиций составили инвестиции Виргинских островов (1,8%). Всего на 0,5% больше доля США по сравнению с Виргинскими островами, Почти на одном уровне находятся Франция, Швейцария, Ирландия и Германия. Их доли соответственно составляют от 4,2 (Германия) до 5,5% (Франция).

Среди регионов у западных инвесторов наибольшей популярностью пользуется Москва, Санкт-Петербург, а также Архангельская, Московская, Тюменская области. Менее популярны Республика Коми, Приморский край, Ленинградская и Омская области (Табл.6).

Таблица 6 - Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

Области и регионыНакопленные иностранные инвестициимлн долл.% от общего объемаМосква10 215,157,29Тюменская область961,95,39Санкт-Петербург700,53,93Московская область581,63,26Архангельская область395,52,22Республика Коми321,01,80Приморский край258,71,45Ленинградская область251,71,41Омская область250,31,40

Кроме регионов, перечисленных в таблице 6, благоприятный режим для притока иностранных инвестиций создала Новгородская область. В ней четыре района объявлены безналоговыми зонами. Зарубежные капиталовложения освобождены от местных налогов до полной их окупаемости. По этому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.

Новым явлением для российской экономики стал приток капитала из азиатских новых индустриальных стран. Еще недавно их привлекали только сырьевые отрасли. В последние годы они начали уделять внимание проектам в высокотехнологичных и даже инфраструктурных областях. Главные интересы азиатских инвесторов, включая Японию, связаны с развитием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, главный резерв увеличения иностранных инвестиций не в странах Запада, а как раз в странах Востока, в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, накопивших за последние годы огромный капитал, имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше боящихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Странам Дальнего Востока и АТР нужны российское топливо и сырье; они готовы также вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, поддерживая российскую обрабатывающую промышленность.

Начиная с 2000 г. По 2005 г. Наблюдается опережающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями. Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных консалтинговых фирм. Так, по оценкам компании индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. И до 7-го места в 2002 г. (приложение 12).

В России к 2002 году прямые иностранные инвестиции превышали портфельные на уровне 15-17%. До дефолта картина была иная. Тогда портфельные инвестиции превышали прямые.

Как видно из таблицы (приложение 13), по состоянию на конец июня 2008г., накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,1 млрд.долларов США, что на 35,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,7% (на конец июня 2007г. - 52,8%), доля прямых - 48,4% (45,2%), портфельных - 2,9% (2,0 %)

Инвестиционный климат в России в последние годы является сложным. Своеобразный парадокс инвестиционного процесса в нашей стране состоит в том, что если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует за притоком отечественных, то в России наоборот. В целом в настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

Основные страны-инвесторы в I полугодии 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург, Швейцария. На долю этих стран приходилось 77,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 80,8% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (Табл. 7).

Таблица 7 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)

Накоплено на конец июня 2008г.В том числе 1 полугодие 2008г.всегов % к итогупрямыепорт- фельныепрочиеВсего инвестиций1)242149100117197690311804946530из них по основным странам-инвесторам20977386,6101889639410149038713в том числе: Кипр5676523,44168122341285010820Нидерланды4434718,3396476346375724Соединенное Королевство (Великобритания)3136512,9408924672480910311Люксембург3051812,6766336294162283Германия132385,553302778813313США94163,93263104851051024Ирландия80713,34160,37655679Франция66752,81692649772382Виргинские острова (Брит.)57242,434581622104937Швейцария36541,515475120561240_____________________

1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ.

Можно выделить следующие наиболее типичные причины, тормозящие приток иностранных инвестиций в Россию:

несовершенство действующей налоговой системы:

система таможенного регулирования:

преступность и коррупция. Так, например, специальный обзор 99 стран с точки зрения коррупции отвел России 82-83-е места в группе стран «исключительной коррумпированности» наряду с большинством государств СНГ. Однако в последние годы эта ситуация имеет тенденцию к улучшению;

недостаточный доступ к финансовым ресурсам;

нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях и сферах бизнеса (например, в области международного валютно-финансового менеджмента); - недостаток современной связи и телекоммуникаций;

несовершенная социальная инфраструктура; - консульские и визовые проблемы; - недостаточно развитая деловая инфраструктура.

Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию.

Для того чтобы ситуация в России изменилась к лучшему, необходимо решение семи блоков взаимосвязанных задач:

) обеспечение политической и социальной стабильности в стране;

) во-вторых, формирование общего благоприятного режима для иностранных инвесторов (широкий круг действий, мероприятий и т.д. - от работы отдельного чиновника, принимающего и выдающего документы или ставящего разрешительную визу, который должен руководствоваться в перспективе принципом «одной двери»; правоохранительных органов, обеспечивающих личную и экономическую безопасность инвесторов, до отношения отдельного гражданина к иностранцам вообще);

) формирование четко определенной государственной концепции и на ее основе - государственной экономической и политической стратегии по привлечению зарубежных инвестиций, например оценка эффективности инвестиционных проектов и с позиции государственных интересов. Чтобы стимулировать инвестиционный процесс, государство должно защитить международного и национального инвестора от некоторых рисков. Для создания благоприятного имиджа России за рубежом в 1990-х годах был образован консультационный совет по иностранным инвестициям в нашей стране;

) создание современной отраслевой структуры. Это необходимо для эффективной конкуренции российских предприятий с зарубежными вертикально- и горизонтально-интегрированными корпорациями и финансовыми группами. К сожалению, на некоторых мировых товарных рынках Россия выступает как сырьевой придаток;

) формирование современной и конкурентоспособной деловой и технической инфраструктуры;

) образование системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности, например, в рамках программ бизнес-школ, системы МВА, а также специализированных программ по подготовке менеджеров в области международного инвестирования;

7) скоординированная политика по привлечению иностранных инвестиций на федеральном, региональном и местном уровнях. Причем должна быть ликвидирована система регионального налогового демпинга и области импорта зарубежного капитала. Безусловно, необходимо учитывать условия межправительственных и многосторонних соглашений, а также интересы зарубежных инвесторов и российских реципиентов.