Инструменты внешнеторговой политики.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, которая регулирует экономические отношения страны с другими государствами. Она играет значительную роль в снабжении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике.
Формирование инструментов регулирования внешнеэкономических связей исходило как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере намеревается установить международные режимы (выработка договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры).
Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы);
Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Имеется два основных вида таможенных пошлин:
1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения);
2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара).
Таможенный тариф в ограниченном смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
С точки зрения целевой направленности можно выделить протекционистский или фискальный характер тарифов. Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные цены на импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняет внутренний рынок.
Целью фискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно осуществляют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Обычно они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин:
1) максимальные (используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений);
2) минимальные (используются, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования);
3) преференциальные (льготные) — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.
Таможенный союз - Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
2) нетарифные ограничения;
Нетарифные методы регулирования - Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Квотирование - Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент. Квотирование (контингирование) — это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотируется в основном импорт товаров. Оно (квотированные) играет роль, подобную протекционистской пошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке. К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).
Государственное воздействие влияет и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т. д.
Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).
Добровольные экспортные ограничения - Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта — это добровольные экспортные ограничения, когда страна импортёр вводит квоту, а страны экспортёры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны импортёра, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры.
Экспортные субсидии - В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
3) формы стимулирования экспорта.
Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии — это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии — выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные — путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.
Экономические санкции - Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам.
- Мировая экономика, ее сущность.
- Причины образования мировой экономики.
- Условия образования мировой экономики.
- Мирохозяйственные связи и их структура.
- Структура мировой экономики.
- Основные тенденции развития мировой экономики.
- Мировой рынок и его особенности.
- Конкуренция и монополия.
- Особенности ценообразования на мировом рынке.
- Товарные рынки.
- Внешняя торговля и внешнеторговая политика.
- Инструменты внешнеторговой политики.
- Вывоз капитала и его особенности на современном этапе.
- Две формы вывоза капитала.
- Международный кредит и его классификация.
- Рынок ссудных капиталов.
- Внешний долг государства.
- Предпринимательский капитал.
- Портфельные инвестиции – ценные бумаги.
- Миграция труда, классификация миграции, причины и международные организации.
- Научно-техническое сотрудничество в мировой экономике.
- Передача знаний на некоммерческой основе.
- Передача знаний на коммерческой основе.
- Совместные предпринимательства.
- Валютные отношения.
- Международная валютная система, операции и курс.
- Платежный баланс.
- Сущность и формы интеграции.