1. Классический и альтернативный теории мт.
Мировая торговля является исторически первой и основной формой МЭО. Условно теории МТ разделяются на три группы: 1) теориия абсолютных и сравнительных преимуществ. 2) факторные теории. 3) теории допускающие значительную роль случайного фактора, теорию .... Критерии рациональности развития мировой торговли и её выгод сформулировал Адам Смит в концепции абсолютных преимуществ под которыми понимаются способности страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это делается в других странах. Теория Адама Смита доказывается, что страна должна экспортировать те товары затраты на производство которых у неё ниже, чем за рубежом. Т.е по ним она имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, в которых она такими преимуществамине обладает, т.е издержки производства по ним выше. чем в других странах. Однако, эта теория не дает ответа на вопрос возможно ли участие в международной торговли тех стран, которые не распологают никакими абсолютными преимуществами. Решение этой проблемы было найдето Давидом Рекардо, который сформулировал базовые положения в теории сравнительных преимуществ. Основной тезис этой теории заключается в том, что страна имеющая абсолютное преимущество по всем товарам должна специализироваться на экспорте продукции производстве которой она имеет наибольшее абсолютное преимущество. Страна, не обладающая абсолютным преимуществом в производстве не одного из товаров, должна специализироватьсяна экспорте продукции в производстве которой её абсолютный не преимущества является наименьшими, т.е международная торговля является выгодной для всех её участников. Теория абсолютных и срвнительных преимущеста исходным пунктом является предположение о том, что полностью мобильными факторами производства являются труд и капитал, но в реальной жизни производстве товаров задействовано гораздо больше факторов относительная обеспеченность страны факторами производства определяет её факторнасыщенность, что обуславливает действие закона пропорциональности факторов: каждая страна специализируется на производстве того товара для которого у неё имеется больше необходимых факторов. это отраженно в теории Фекшера-Олина-Самуельсона. В этой теории учитывается ряд факторо: квалификация рабочей силы, импорт сырья, имортные тарифы и структура спроса.Неэтехнологические теории внешней торговли рассматривают влияние НТР. В них внешеторговые связи объснятся необеспеченностью факторами производства, а затратами на исследования и научные разработки уровнем з\п и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Школа мееждународной торговой политики относят 1)торговый протекционизм-школа международной торговой политики, выступающая за необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования государством мер торговой и иной политики, возникла в 18 веке с появлением меркантилизма. 2) школа свободной торговли-школа, выступающая за минимальное вмешательство государства в международную торговлю и за её развитие на основе соотношениия спроса и предложения на мировом рынке. Возникла в конце 18 века, но как часть классичкской школы политической экономии. 3) торговля по правилам-она выступает за органичение протекционазма и свободу торговли, но на основе минимальных правил согласованных между странами. Возникла в 20 веке как последователей кейнсианства. Обобщением теорий внешней торговли является теория Потрера о международной конкурентноспособности наций, которая определяется такими основными териями как колличество и качество различных факторов производства, спрос на внутреннем рынке, наличие сммежных и обслуживающих отраслей, а также стратегия фирмы и внутренняя конкуренция. Были разработаны следущие экономико-математические модели. 1) внешняя торговля и экономический рост. простая модель общего равновесия. в ней предлогается взаимоувязанный набор поддающихся проверке гипотез о распределении доходов, росте выпуска продукции и уровня цен в экономике торгующей с внешним миром. 2) модель Реккардо с множеством товаров, которая позволяет определить характер международнойспециализации, установить взаимосвязь отнсительно з\п и характера специализации, проследить как торговля приносит выгоды интегрирующимся странам и как влияет рост производительности труда в одной из стран на выйгрыш в международной торговле. 3) модель Фекшера-Олина с гибкими коэфициентами предоставляющими возможность выбора такого сочетания факторов в технологии производства каждого товара, которые минимизирует издержки их производства. 4) доказательство существования оптимального тарифа. эта модель демонстрирует, что при достаточно малой пошлине прирост выгоды для большой страны всегда больше чем потеря от искажения равновесного производства и потреблений.5) модель специфических факторов расскрывающая специфический характер факторов используемых при производстве товаров только в определенных отраслях и позволяющая определить факторные цены и эффект от изменения относительных цен на товары. 6) модель мировой рынок. она дает возможность привести анализ спроса и предложения и равновесия включая уровень производства и доходы, устойчивость равновесия, анализ последствий изменения спроса и предложения и проблемы тарифов.
- 1. Мировое хоз-во и мрт.
- 2. Система национальных счетов.
- 2. Трудовые ресурсы мировой экономики.
- 2. Этапы и движущие силы глобализации.
- 4. Виды глобализации.
- 1. Цели, принципы и виды междунар. Органиаций.
- 2. Факторы развития мэо.
- 3. Тенденции развития мэо на современном этапе.
- 1.Международный научно-технический обмен как форма мэо.
- 2. Мировой рынок технологий.
- 3. Основные формы передачи научно-технических знаний.
- 1. Классический и альтернативный теории мт.
- 2. Внешняя торговля в системе мэо.
- Структура мирового рынка. (таблица)
- Основные элементы мв-р системы.
- Валюта и валюьный курс.
- Международный кредитный рынок.
- 2) Функции страхования.
- Экономическое содержание страхового рынка.
- Объекты страхования.
- Средства удовлетворения интересов участников страхового рынка.
- Организационно-праввые основы страхования.
- Юридические и оргнизационно-правовые основы страования.