Автоматизация текущего планирования на предприятии. Автоматизация текущего планирования, операционных и стратегических задач управления
Планирование деятельности в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на стратегическое, текущее (годовое) и оперативное.
Стратегическое планирование. Этот тип планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей предприятия. Стратегическое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
Основой стратегического планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке и состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
1) прогноза отчета о прибылях и убытках;
2) прогноза движения денежных средств;
3) прогноза бухгалтерского баланса.
Текущее планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основаны на одних и тех же исходных данных и должны корреспондировать. Документы текущего плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на полугодие или квартал.
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.
На всех этапах планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. Автоматизация бизнесс-процессов помогает обеспечить высокую достоверность и полноту такой информации.
Для составления достоверного плана необходимо оценить великое множество вариантов развития системы, проверить различные сценарии и стратегии. Планируемые затраты и доходы в привязке ко времени представляют большой объем данных. Расчет критериев в данном случае становится трудоемкой вычислительной задачей, тем более расчеты требуется проводить для каждой стратегии. Автоматизация этих вычислений позволяет значительно повысить эффективность финансового проектирования.
Накопление информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия происходит в соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учета на предприятии, ведение которого регламентируется законодательно. Бухгалтерская отчетность предоставляет практически полную информацию для финансового анализа деятельности предприятия и контроля выполнения плана проекта.
Рационально использовать эту информацию, тем более что большинство фирм прибегает к автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета. Преимущества такого подхода очевидны. При таком подходе можно разработать единую систему накопления и хранения информации, что увеличивает, во-первых, ее достоверность, а во-вторых, позволяет снизить затраты на обработку информации о финансовой и хозяйственной деятельности фирмы. Таким образом, разработку и контроль эффективности осуществления проекта, особенно требующего масштабных инвестиций, целесообразно проводить, используя интегрированную систему автоматизации финансового планирования, анализа и бухгалтерского учета.
Данные должны храниться в форме, доступной любой из подсистем интегрированной системы (подсистеме финансового планирования, бухгалтерского учета, финансового анализа). Вместе с тем система должна сохранять асимметричность информации для ее пользователей в соответствии с полномочиями, для чего в системе должны быть авторизованный доступ к данным и средства защиты данных от несанкционированного доступа. Этому требованию удовлетворяет большинство современных баз данных.
В большинстве случаев исходными данными для подсистемы бухгалтерского учета являются первичные документы, информация с.которых вручную вносится в подсистему. Все больше применяются электронные метрические устройства, способные фиксировать натуральные производственные величины. Согласование производственного оборудования, измерительных устройств и системы финансово-хозяйственного учета позволяет повысить точность и эффективность учета.
Для автоматизации чаще всего применяются электронные таблицы, наиболее распространенными являются таблицы Excel. Подобный выбор часто связан с тем, что электронные таблицы Excel и системы управления базами данных (СУБД) Access разрабатывались специально для их использования пользователями, не имеющими достаточной квалификации в области программирования.
На практике это означает, что планирование будет вестись отдельными несвязанными кусками, и целостной картины не получается. Требуется дополнительная работа по ручной обработке данных. Это, во-первых, значительно снижает оперативность анализа, а во-вторых, отбивает желание у персонала регулярно проводить такую работу. Данные средства не ориентированы на использование мощной системой управления распределенными базами данных.
Ряд фирм готов разрабатывать свои системы для внутрифирменного учета, анализа и планирования. Обычно эти системы строятся на основе языков Borland Delphi, Borland С Builder, Microsoft Visual С, средствами Web-программирования. Программы реализуются как клиенты базы данных, что позволяет им использовать все достоинства корпоративных СУБД. Системы разрабатываются целостно и изначально основываются на пожеланиях финансового руководства и особенности конкретного предприятия. Однако интеграция подобной системы с подсистемой бухгалтерского учета слабая. К разработке собственной системы бухгалтерского учета не прибегают в связи с большим количеством регламентированных форм и частыми изменениями в законодательстве.
Часто пользуются готовыми программными продуктами, например «Project Expert». Программа позволяет вести планирование в нескольких валютах и автоматически осуществляет операцию дисконтирования. Предоставляет удобный инструмент для задания инвестиционного, маркетингового, производственного планов. На основе составленных планов программа позволяет сформировать различные бюджеты. По каждой составленной модели система автоматически рассчитывает коэффициенты. Система облегчает оптимизацию финансового плана, используя функцию «подбора финансирования». Система представляет данные в виде таблиц и графиков, в том числе сетевых и гистограмм. Система «Audit Expert» позволяет по данным введенной в программу бухгалтерской отчетности автоматически рассчитывать и представлять в виде графиков и таблиц коэффициенты, отражающие эффективность деятельности предприятия. Однако обе системы разрабатывались для работы автономно от системы бухгалтерского учета.
При разработке целостной системы предпочтение стоит отдать готовым системам, имеющим открытую архитектуру. Открытость программной системы, в частности, означает возможность самостоятельно дорабатывать систему, строить на ее основе свои индивидуальные решения.
Современные решения в областе комплексной автоматизации предприятия (ERP системы) включают в себя достаточно мощные средства автоматизации планирования. Среди таких систем можно выделить продукты SAP, Navision, Baan, и российские 1С предприятие 8.0, Галлактика, Парус. Все эти продукты обладают богатыми возможностями для конфигурирования и программирования под задачи конкретного предприятия.
- Понятие ис. Этапы развития ис.
- Общие положения по организации управления в информационной системе.
- Процессы в ис.
- 1. Предпроектное обследование:
- 2. Проектирование:
- 3. Разработка ис:
- 4. Ввод ис в эксплуатацию:
- 5. Эксплуатация ис:
- 4. Структура управления организацией. Управленческие функции
- Основные управленческие функции в организации
- Иерархия управления в ис предприятия. Уровни управления.
- Автоматизация текущего планирования на предприятии. Автоматизация текущего планирования, операционных и стратегических задач управления
- 8 ,9 10 Структура информационной системы. Типы обеспечивающих систем Структура информационной системы
- 11. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
- 12. Типы информационных систем для решения часто-структурированных задач.
- 13. Классификация ис по функциональному признаку.
- 20. Классификация по характеру использования информации
- 21. Классификация по сфере применения
- 22. Понятие ит. Новая ит. Определение информационных технологий
- Современные информационные технологии
- Рынок информационные технологий
- 23. Инструментарий ит. Составляющие ит.
- 2.3. Составляющие информационной технологии
- 24. Ит обработки данных. Характеристика и назначение. Основные компоненты.
- 25. Автоматизация офиса. Характеристика и назначение. Основные компаненты.
- 7.2. Основные компоненты информационной технологи автоматизации офиса
- 28. Ит экспертных систем. Характеристика и назначение. Основные компоненты.
- 29. Способы и классификация кодирования экономической информации.
- Глава 4. Проектированиеклассификаторовтехнико-экономическойинформации
- 30. Субд. Модели бд. Реляционные бд.