Раздел 1. Организационно-методический
1.1. Место курса в образовательной программе.
Курс“Актуальные проблемы европейской интеграции и отношения РФ-ЕС”
предназначен для внедрения на III курсе Факультета МО и соответствует общим требованиям образовательного стандарта программы подготовки бакалавра по направлениям «Международное регионоведение» и «Международные отношения». Данный курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессионального профиля и к дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития.
1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
В соответствии с назначением основной целью курса является
Формирование у слушателей знаний о фактической и концептуальной сторонах европейского интеграционного процесса, а также представления о его значимости как феномена современной системы МО.
Для достижения цели предполагается выполнить следующие задачи:
Знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблематику европейской интеграции в контексте глобальных трендов развития.
Освоение слушателями методов системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС.
Формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕС.
Формирование знаний о факторах, тенденциях развития и проблемной стороне взаимоотношений РФ с ЕС. Развитие навыков экспертной оценки состояния и перспектив развития отношений РФ-ЕС.
Развитие у слушателей навыков системных и коммуникационных компетенций, необходимых для работы в международных организациях, а также для профессиональной деятельности в национальных внешнеполитических ведомствах.
Образовательные результаты курса:
Знание и понимание | |
Знание и понимание: A. Знание и понимание: a. Важнейшие идеи, теории и концепции в области региональной интеграции; b. политические, экономические, идейные предпосылки европейской интеграции; развитие европейской идеи от имперских и теократических проектов к европейскому движению первой половины XX в.; c. представление о факторах, этапах и проблемах развития европейской интеграции в контексте региональных и глобальных процессов; d. механизм функционирования ЕС, институциональная система, области компетенций и деятельности ЕС; e. роль ЕС как уникального актора глобальной и региональной систем МО; f. история и проблематика отношений РФ с ЕС | Образовательные методики (формы проведения занятий) - Лекции с опорой на самостоятельно прочитанную литературу по проблеме; - Семинары по материалам собственных наблюдений, прочитанной литературы и заданий, выполненных студентами; - Индивидуальные и групповые консультации
|
Форма проверки знаний - Письменные задания (контрольные работы)
|
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Аналитические компетенции:
1. Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных в процессе самостоятельной подготовки 2. Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием при подготовке презентаций 3. Понимание основных принципов развития информационной среды, способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками 4. Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде на основе анализа проблематики европейского интеграционного процесса; 5. Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению задачи в ходе работы на семинарском занятии по тематике отраслевых политик ЕС 6. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях в контексте анализа многоуровневой системы управления ЕС 7. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты на основе изучения: - феномена региональной интеграции - глобальных и региональных факторов эволюции европейского интеграционного сообщества 8. Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее в контексте анализа перспектив европейского интеграционного процесса и взаимоотношений ЕС-РФ | Образовательные методики(формы проведения занятий) - сочетание лекций и семинаров, основанных на изучении обязательной литературы; - подготовка студентами собственных презентаций, а также анализ и обсуждение их результатов; - ситуационный анализ
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах - контрольные работы.
| |
Системные компетенции: Студенты, успешно окончившие программу обучения, смогут развить: 1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований по итогам успешно выполненных презентаций 2. Способность к принятию решений в группе с международным составом участников на основе усвоенного опыта функционирования институциональной системы ЕС 3. Способность к делегированию решения на другие уровни административного управления на основе полученных в рамках курса знаний о теории и практике применения принципа субсидиарности 4. Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям по итогам ситуационных анализов отраслевых политик ЕС и проблематики отношений ЕС-РФ.
| Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - конкретные ситуации - подготовка презентаций - проведение дискуссий на семинарах - ситуационный анализ
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- контрольные работы - отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах
| |
Коммуникационные компетенции: D. Коммуникационные компетенции В ходе обучения по данной программе студенты получат возможность развить следующие умения: 1. Обеспечивать привлекательность и живость дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени. 2. Выступать публично на профессиональные темы. 3. Получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера 4. Способность к работе в международных организациях по итогам ознакомления студента с нормами и традициями межгосударственного и кросс-культурного взаимодействия в институциональной системе ЕС. 5. Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию на основе ознакомления с понятийным тезаурусом европейского интеграционного процесса и специфической лексикой системы принятия решений ЕС.
| Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - групповые обсуждения - имитационные игры
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- контрольные работы - отзывы преподавателя о презентациях, а также о поведении в группе
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы | Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы | Доля вида работы в итоговой оценке |
Контрольная №1 | Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС; умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени. | 10% |
Контрольная №2 | Способность определять и разрабатывать индикативнее показатели деятельности персон и институтов, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок; способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении | 10% |
Контрольная работа №3 | Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде, способность к сравнительному анализу и синтезу, | 10% |
Деловая игра | Понимание механизма и особенностей принятия решений в ЕС, способность принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени | 5% |
Работа на семинаре Участие в дискуссиях на семинаре
Подготовка устного выступления (доклада)
Подготовка презентации в PowerPoint |
Уверенное знание проблематики семинара; умение превращать информацию в знания, способность к эффективному устному общению и работе в мультикультурной среде; способность демонстрировать самостоятельное обучение, умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям во время обсуждения; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации. Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе и в Интернете); способность к оценке и классификации данных; умение превращать информацию в знания, умение эффективно делиться полученным знанием; способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в ЕС и России. То же, что и при подготовке устного выступления (доклада), но плюс: способность к сравнительному анализу и синтезу; умение визуализировать полученные в рамках анализа данные | 10%
5%
10% |
Ответ на экзамене | Знание проблематики процессов европейской интеграции, умение прогнозировать перспективы взаимоотношений России и ЕС; способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи | 40% |
Итогo |
| 100% |
- Раздел 1. Организационно-методический
- Раздел 2. Содержание курса
- Раздел 2. Институциональное устройство и политики ес
- Тема 2.1. Институты ес и принципы их функционирования
- Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности.
- Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- Раздел 4. Ес в мире.
- Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.
- Тема 4.2. Ес в системе международных отношений в ххi веке.
- Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.
- Тема 1.1. Понятие региональной интеграции. Интернационализация, глобализация и интеграция.
- Тема 1.2. 1.3. История европейской интеграции.
- Тема 2.1. Институты ес и принципы их функционирования
- Тема 2.2. Законодательство и бюджет ес.
- Тема 2.3. Отраслевые политики ес.
- Тема 3.1. Экономический и валютный союз
- Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности
- Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия
- Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.
- Тема 4.2. Ес в системе международных отношений в ххi веке.
- Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.
- Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса (в случае необходимости)