Лекция: Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой-деятельности" от 1 3 октября 1995 № 1 57-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями] российская государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Меры нетарифного регулирования - это, главным образом, ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности, выполнения международных обязательств, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные действия иностранных государств, ущемляющие права и законные интересы российских хозяйствующих субъектов. К мерам нетарифного регулирования относятся: лицензирование и квотирование; установление Государственным таможенным комитетом Российской Федерации перечня пунктов пропуска товаров (работ, услуг] на таможенной границе Российской Федерации, через которые могут ввозиться только подлежащие маркировке подакцизные товары (алкогольная продукция и табачные изделия]; сертификация соответствия товаров экологическим, гигиеническим стандартам, а также стандартам качества.
Под таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности согласно упомянутому Закону подразумевается применение импортного и экспортного таможенных тарифов.
Статья 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года № 5003-1 (с последующими изменениями и дополнениями] определяет таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа], применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2002 г. № 129] "О таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" таможенный тариф Российской Федерации — свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разработанной международной организацией -Советом таможенного сотрудничества] и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Иными словами, меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых в установленном российским законодательством порядке компетентными государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.
Сущность системы тарифных мер регулирования составляет применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию России и их вывоза с нее. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин1, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.
Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу России.
Как уже было отмечено выше, ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф, под которым подразумевается документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие под-позиции, что является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами2. Таможенный тариф России в целом соответствует современным мировым требованиям и содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, перемещение которых через российскую таможенную границу осуществляется без обложения таможенными пошлинами.
Каждому из подлежащих таможенному обложению товаров в таможенном тарифе соответствует определенная ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления.
Развитие таможенных тарифов исторически проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.
В этой связи применяются два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин, то есть, не соответствует современной необходимости выравнивания условий конкуренции на мировом рынке, поэтому в настоящее время он мало распространен (Мексика, Боливия).
Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает несколько ставок таможенных пошлин (две и более). Сложный таможенный тариф в большей степени соответствует современным реалиям конкурентной борьбы на мировом рынке. Главным является то, что сложный тариф позволяет оказывать дифференцированное давление на хозяйствующих субъектов различных стран, облагая товары одних более высокими пошлинами и предоставляя льготы товарам, имеющим происхождение из других стран. Иначе говоря, сложный таможенный тариф дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.
Российским законом о таможенном тарифе, как и в мировой практике, предусмотрено применение трех видов ставок таможенных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных.
- Лекция: Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
- 1. Адвалорные таможенные пошлины начисляются по отношению к стоимости единицы экспортного товара и фиксируются в таможенном тарифе в процентах.
- 2. Специфические таможенные пошлины установлены в Российской Федерации в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза.
- Примечания-.