Ответить на вопросы к статье (письменно)
-
Главный предмет экспорта из Японии в начале XX века?
-
В каком году в Японии были приняты Законы об ассоциациях экспортеров и отраслевых предпринимательских союзах?
-
Какой инструмент с середины 30-х годов стал главным средством защиты внутреннего рынка.
-
Назовите приоритетные направления торговой политики Японии в 1960-х годах.
-
Назовите меры по защите сельского хозяйства.
-
Какие особенности инвестиционной политики Японии вы можете выделить.
-
Каким образом с помощью валютного курса и валютного режима японское правительство защищало свой внутренний рынок.
-
ЯПОНИЯ
Япония была почти наглухо закрыта от внешнего рынка до 50-60-х годов XIX в.1, когда были заключены договоры с США, Россией, Великобританией, Голландией и Францией об открытии портов для внешней торговли. Открытие страны для иностранцев было осознано правителями эпохи Мэйдзи (1868-1991 гг.) как результат технического и военного превосходства Запада. Они видели в европеизации страны способ предотвращения ее колонизации (как это произошло с Индонезией и Филиппинами), расчленения (как это было с Китаем) и утраты экономической независимости.
ОТКРЫТИЕ И ЗАКРЫТИЕ РЫНКА
Защитные тарифы были основой меркантилистской политики той эпохи, однако Япония потеряла на них право. Договоры 1859-1868 гг. навязали Японии условие вплоть до 1899 г. держать ставки таможенных пошлин не выше 5% от импортных цен. Страну буквально наводнили иностранные товары. Законы о таможенной службе и тарифах были приняты в 1897 г., тогда же был введен фиксированный золотой паритет иены. Полная самостоятельность тарифной политики была достигнута только в 1911 г. после отмены неравноправных договоров.
Правительство взяло на себя задачу создания новой промышленной системы методами, которые теперь можно назвать прообразом промышленной политики. Это импорт западного оборудования и технологий, организация казенных пи-лотных предприятий (приватизированных в 1890-х годах), субсидирование новых производств и высокие налоги на продажу импортных товаров в порядке компенсации сниженных пошлин. Промышленное развитие, создание своего экспортного потенциала давало ключ к решению пробле--мы перенаселения, так как сельское хозяйство не могло прокормить растущее население этой малоземельной страны.
В начале XX в. главным предметом вывоза из Японии был шелк (40% экспорта), который продавался в Европу и Америку сначала в виде сырца, затем в изделиях. В конце 20-х годов страна
С 1635 г. японцам запрещались поездки за границу, а всем европейцам, кроме голландцев, запрещалось посещать Японию. Только в порт Нагасаки два раза в год разрешалось заходить голландским, китайским и корейским судам. Блокаду сняла в 1854 г. американская эскадра коммодора Перри, высадившая десант в бухте Урага.
столкнулась с первыми торговыми войнами:
США, Англия, Канада, Австралия вводили запретительные пошлины на японский шелк. Вторым по значению экспортным товаром был хлопок в изделиях (сбывался на рынках Азии). Япония стала "Ланкаширом на Дальнем Востоке" через полтора столетия после Англии, но в отличие от нее, она не располагала достаточными сырьевыми ресурсами. Импорт сырья нужно было оплачивать немедленно, но развертывание экспорта требовало времени, усилий, капитала. Структурная слабость сопровождала весь путь индустриализации Японии: промышленные подъемы приводили к кризисам в торговых расчетах, кризисы - к вывозу золота и снижению внутренних цен.
Картелирование поставщиков товаров на внутренний рынок и на экспорт под присмотром правительства служило не столько защите, сколько предотвращению разрушения рынков - при дешевизне рабочей силы ценовые войны были нередки. По Закону об отраслевых ассоциациях от 1884 г. были созданы первые "кооперативы" экспортеров для контроля над объемами экспорта и инспекции качества вывозившихся товаров. В 1920 г. правительство организовало и финансировало картель для скупки излишков шелка-сырца. Законы об ассоциациях экспортеров и отраслевых предпринимательских союзах были приняты в 1925 г.
Импорт промышленных изделий (стали, хим-продуктов, машин) заменяется отечественной продукцией только во время Первой мировой войны и после нее. Эти отрасли защищались тарифами и финансировались правительством на льготных условиях.
Организация прямого и всестороннего контроля началась в годы мирового экономического кризиса. Этому предшествовали фатальные ошибки в валютной политике правительства. В 1930 г. оно с большим опозданием против развитых стран отменило введенное в годы Первой мировой войны эмбарго на вывоз золота и приняло довоенный, то есть сильно завышенный золотой паритет иены. Условия торговли резко ухудшились, в страну хлынули импортные товары. В конце 1931 г., тоже с опозданием, Япония отказалась от золотого стандарта, теперь уже навсегда. Опоздание обошлось дорого: золотой запас начал таять. В 1932 г. появился Закон о предотвращении бегства капиталов. Иена была девальвирована, и в середине 30-х годов более 40 стран ввели ограничительные тарифы на ввоз японских товаров.
Попытки вывести ключевые отрасли из кризиса и стабилизировать платежный баланс делались путем принудительного картелирования отраслей тяжелой промышленности в рамках отраслевых предпринимательских союзов (1930 г.) и введения прямого государственного контроля над всеми валютными операциями (1937 г.). Начиная с середины 30-х годов, валютный контроль стал главным средством защиты внутреннего рынка.
РЕЖИМ ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ
Потерпев поражение во Второй мировой войне, Япония потеряла колонии, которые были основой ее сырьевого снабжения, и утратила океанский флот. Экономика страны оказалась полностью закрытой, связи с внешним миром были прерваны. Оккупационная администрация получила полную власть над всеми внешними связями Японии. Возвращение в мировую экономику было обусловлено введением жесткого всеобъемлющего государственного контроля над всеми видами внешнеэкономических связей. Для этого оккупационная администрация подготовила нормативную базу - Закон о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей (1949 г.) и Закон об иностранных инвестициях (1950 г.). Впоследствии они были дополнены законом, разрешившим импортерам и экспортерам образовывать картели (1953 г.), и многочисленными подзаконными актами. В 1949 г. был создан административный аппарат контроля, состоявший из министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комитета валютного контроля, в 1952 г. включенного в состав министерства финансов.
В Законе 1949 г. был принят "запретительный принцип": запрещались все сделки с иностранной валютой без специального разрешения. Ключевым элементом контроля были фиксированный курс обмена иены, равный 360 иенам за 1 долл., и обязательная продажа 100%-ной валютной выручки от внешнеэкономических операций. Операции велись с немногими валютами (теми, которые министерство финансов считало надежными). Валютные поступления покупались Банком Японии и регистрировались на специальном счету центрального бюджета. Средства этого счета использовались для оплаты импорта товаров и услуг и межбанковских операций только с разрешения министерства финансов. Годовые бюджеты валютных расходов утверждались правительственным советом во главе с премьер-министром.
Все операции с валютой проходили через счета уполномоченных банков. Частные лица - резиденты Японии, как физические, так и юридические, не имели права держать ралюту. Они были разделены на четыре категории с различным правом доступа в уполномоченные банки (широкая публика, транспортные и страховые агентства, торговые компании, биржевые брокеры). Широкая публика была обязана продавать данным банкам все виды валют и иностранные ценные бумаги в течение 10 дней со дня их приобретения. Остальным резидентам, постоянно работающим с валютами, было разрешено держать лимитированные суммы на счетах уполномоченных банков. Они были обязаны держать в них залоговые депозиты. Все заявки государственных учреждений и предприятий госсектора на закупки за границей лимитировались и проходили через МВТП.
Официальная цель государственного контроля, как следовало из текста Закона о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, состояла в восстановлении и росте экономики страны, "правильном" развитии внешней торговли, поддержании платежного баланса в равновесии, а денежной системы - в стабильном состоянии и "оптимальном использовании средств в иностранной валюте". Валютный контроль был установлен в качестве временного режима. Закон и изданные на его основе подзаконные акты подлежали пересмотру "с целью постепенного ослабления и снятия ограничений по мере уменьшения необходимости в них".
До конца 60-х годов самым дефицитным ресурсом в стране была иностранная валюта для оплаты необходимого импорта. В каждой фазе подъема возникала нехватка сырья, которая истощала валютные резервы и ограничивала возможности экономического роста. Поэтому и нетарифная защита применялась выборочно: доступ к валютным ресурсам предоставлялся согласно приоритетам торговой политики. Основными из них были следующие: во-первых, бесперебойное снабжение сырьем, топливом и продовольствием по каналам коммерческого импорта (колониальные источники снабжения и все зарубежные инвестиции были утрачены, и импорт был невосполнимым источником снабжения); во-вторых, приоритет импорта сырья (в том числе продовольственного), оборудования и технологий перед импортом готовых товаров, особенно потребительских. Иначе говоря, система валютных квот должна была полностью ограждать внутренний рынок от конкурирующего импорта.
В первые десятилетия после войны Япония участвовала в международном разделении труда по вертикали как импортер первичного сырья и топлива и экспортер готовых промышленных товаров. Структура промышленности формировалась по принципу, который получил в японской
2 13 городских коммерческих банков, 7 траст-банков. Экспортно-импортный банк Японии, Японский банк развития, Банк долгосрочного кредита имели право на ведение валютных операций и заключение корреспондентских соглашений с иностранными банками.
экономической литературе название "вансэтто-сюги" от английского one set (полный набор, комплект), которым обозначалось развитие максимально широкого набора производств, от переработки сырья и всех промежуточных материалов до готовых изделий. Этот путь был оптимальным для страны, пока снижались мировые цены на сырье и энергоносители (примерно до середины 60-х годов), труд японцев был дешев и курс иены к мировым валютам оставался фиксированным.
Система валютных квот работала по принципу карточного распределения валютных ресурсов и держалась на лицензировании импортных сделок с разделением товарной номенклатуры импорта на две группы. Товары первой группы ввозились по так называемой системе автоматического разрешения (категория "АА" - automatic approval). Банки продавали валюту по запросам импортеров в пределах годовых лимитов валютных расходов или (с 1964 г.) количественных квот. В категорию "АА" входило промышленное сырье, топливо и продовольствие, не конкурировавшие с отечественной продукцией. Для второй группы (категория "FA" - foreign exchange fund allocation) устанавливались количественные квоты каждые полгода, и на их ввоз требовались не только лицензии банков, но и разрешения МВТП по каждой сделке и каждой фирме, с регламентацией цен, способа расчетов и даже страны происхождения. Вторая группа содержала 492 позиции, или 59% позиций по международной торговой классификации.
Таможенная инспекция выполняла функцию технической проверки реальных партий товаров на соответствие документации. Кроме того, все документы импортных сделок проверялись Банком Японии. Средний уровень тарифов к стоимости всего импорта в 1951 г. составлял 20%.
Сельское хозяйство было под тройной защитой, состоявшей из ограничения (фактического запрещения) импорта, государственной гарантии сбыта и субсидирования цен. В соответствии с Законом о контроле над продовольствием от 1942 г. государство ежегодно устанавливало цены на рис, пшеницу и ячмень и скупало значительную часть урожаев этих культур. Цены на другие сельскохозяйственные товары (картофель, говядина и свинина, соевые бобы, молоко, яйца, овощи и фрукты) поддерживались периодически из стабилизационных фондов. Этот контроль был ничем иным как сохранившимся на полстолетия пережитком прямого распределения. Он был сохранен для поддержки мелких крестьянских хозяйств, которым небольшие площади под этими культурами давали гарантированный доход.
Прямое бюджетное субсидирование цен на промышленные изделия применялось в конце 50-х годов в весьма узких масштабах: для поощрения конструкторских разработок в машиностроении и поддержки текстильной промышленности. Конструкторские разработки субсидировались, когда Япония была нетто-импортером технологий, а финансовая база компаний была еще слаба для расширения собственных НИОКР. Текстильная промышленность уже в 60-х годах страдала от конкуренции со стороны более дешевой продукции азиатских стран, но в составе отрасли была масса мелких производителей, и государство еще не решалось ее свертывать. В начале 60-х годов была в значительной мере сокращена только добыча бурого угля в связи с переводом энергетики на нефть.
Для поощрения экспорта использовалась целая система льгот. Финансирование экспортеров (1946-1972 гг.) было государственным приоритетом. Оно велось в виде авансов экспортерам на срок от заключения контракта до отгрузки. Для этого Банк Японии переучитывал векселя экспортеров по ставкам на 1-2% ниже ставок по обычным векселям, либо рефинансировал уполномоченные валютные банки под залог экспортных векселей. В 60-х годах льготные кредиты по экспорту составляли 16-19% всех кредитных операций Банка Японии. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет) кредитование экспорта проходило через государственный Экспортно-импортный банк, ресурсы которого формировались из бюджетных источников.
Кроме того, до начала 60-х годов практиковались прямые бюджетные субсидии экспортерам на покрытие убытков от изменения цен и условий продажи на внешних рынках. Существовали и льготы производителям товаров для экспорта (освобождение экспортной выручки от налогообложения, ускоренная амортизация оборудования и др.). Налоговые льготы были отменены в 1972 г. Наконец, полугосударственная организация "Джетро" вела анализ рынков по всему миру и предоставляла экспортерам информационную помощь.
Страны Западной Европы вскоре после войны тоже ограничивали импорт товаров, но они дали полную свободу притоку иностранных инвестиций. Их только приветствовали ради создания новых рабочих мест, получения новых технологий и управленческого опыта. Иное дело Япония. Ее правительство опасалось, что иностранные (особенно американские) инвесторы будут подавлять развитие отечественной промышленности, а главное - мешать ему регулировать инвестиции согласно приоритетам промышленной политики.
Рынок Японии не был полностью закрыт для иностранных инвесторов, но импорту технологий, на которые распространялся валютно-лицензионный контроль, отдавалось предпочтение перед кредитами и инвестициями в ценные бумаги. Руководствуясь Антимонопольным законом, МВТП и другие ведомства предоставляли возможности для покупки лицензий всем заинтересованным фирмам, но отбирали варианты технологий и масштабы производственных мощностей, строившихся на их основе (не ниже определенного уровня).
По Закону об иностранных инвестициях до 1963 г. иностранцы могли инвестировать средства в иенах только в тех отраслях, где допускалось их присутствие. Репатриация капитала и перевод дохода от инвестиций за границу разрешались только через два года после инвестирования и ограничивались 20% вложенной суммы. Иностранные инвесторы должны были депонировать средства на иеновые счета для нерезидентов, переводы с которых разрешались в рассрочку.
Несмотря на то, что потребность в иностранном капитале для модернизации экономики была очень велика, министерство внешней торговли и промышленности вело строгий "поштучный" отбор полезных инвесторов. Министерство финансов делило иностранных инвесторов на "привилегированных" (из стран, с которыми у Японии был договор о наибольшем благоприятствовании) и прочих. Участие иностранных инвесторов в капитале японских компаний ограничивалось 49%-ной долей. Покупка акций на рынке ограничивалась пакетом в 8%, а создание филиалов в полной собственности иностранцев было запрещено.
Япония подала заявление о принятии в ГАТТ в 1952 г. и стала полноправным членом этой организации в 1955 г. Статья 35 Устава ГАТТ разрешала странам-участницам вводить тарифные и количественные ограничения на импорт товаров какой-либо другой страны-участницы по обвинению ее экспортеров в демпинге. Из 34 членов ГАТТ 14 немедленно применили эту статью, обвинив Японию в демпинге текстильных товаров, главной статьи ее экспорта. Страны ГАТТ распространили на Японию режим наибольшего благоприятствования не в полном объеме, мотивируя это также ограничениями импорта, действовавшими в Японии. Между тем целью Японии были прекращение дискриминации в международной торговле и полный режим наибольшего благоприятствования. Много лет и немало дипломатических усилий ушло на то, чтобы добиться этого от 14 стран. За три подготовительных года Япония заключила с 17 странами (половиной членов ГАТТ на то время) соглашения о взаимном снижении тарифов. Тем не менее США, Англия, Франция, Австралия, Бельгия и Люксембург периодически применяли против японских товаров разнообразные меры дискриминации, особенно в те годы, когда уровень оплаты труда в Японии был существенно ниже, чем у них.
"Текстильная война" Японии с Соединенными Штатами стартовала в 1956 г., когда японские экспортеры выбросили на американский рынок партию женских блузок по доллару за штуку.
Первая в длинной череде торговых войн между двумя странами, она привела к тому, что в 1957-1961 гг. Япония ежегодно принимала "добровольные ограничения" текстильного экспорта. "Текстильная война" закончилась перемирием в виде краткосрочного соглашения по хлопчатобумажным тканям в 1961 г. и "миром" - долгосрочным соглашением на 1962-1974 гг. "Войны" по поводу шерстяных и синтетических тканей и готового платья продолжались еще в начале 70-х годов. Затем их сменили конфликты с Соединенными Штатами и странами европейского Общего рынка по поводу стальных труб, цветных телевизоров, автомобилей, полупроводниковых устройств, видеомагнитофонов. Перестройка отраслевой структуры японской промышленности, дававшая все новые группы конкурентоспособных товаров для внешнего рынка, провоцировала эти конфликты.
В МВФ Япония была принята еще в 1952 г., но пользовалась режимом ст. 14 его Устава, которая разрешала сохранять валютные ограничения в связи с нестабильностью внешних расчетов. В 1958 г. западноевропейские страны отказались от фиксированных валютных курсов и многих ограничений внешней торговли. Япония осталась в стороне от европейской либерализации и интеграции, оказавшись вне торговых блоков. В 60-х годах в связи с расширением ее промышленного экспорта США и другие индустриальные страны потребовали от нее отказаться от жесткого внешнеторгового протекционизма.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В стране уже были силы, заинтересованные в открытии рынка. Они видели в этом единственное средство против дискриминации японских товаров на рынках развитых стран. Их выразителями были предпринимательские объединения -Кэйданрэн (Федерация отраслевых союзов промышленников) и Кэйдзай доюкай (Ассоциация менеджеров крупнейших корпораций). Под внешним и внутренним давлением в 1960 г. правительство приняло политическое решение о поэтапной отмене валютно-лицензионной системы с подробным расписанием сроков по товарным группам. Затем сроки были сжаты по требованию МВФ. Этим было положено начало постепенной либерализации импорта.
К этому времени ОЭСР, в которую Япония вступила в 1964 г., выработала формулу для измерения либерализации импорта. По этой формуле уровень либерализации импорта в Японии поднялся с 41% в 1960 г. до 93% в 1965 г. Формально контроль над внешней торговлей был ослаблен настолько, что в 1964 г. Япония стала полноправным членом МВФ, приняв обязательство не обусловливать валютный контроль состоянием платежного баланса. Тогда же был упразднен инвалютный бюджет, но МВТП устанавливало квазибюджет - оценочную сумму годовых валютных расходов на импорт. Расчеты по импорту по-прежнему велись через уполномоченные банки.
Фактически же инструменты прямого контроля над внешнеэкономическими связями еще долго сохранялись в силе. Дело в том, что под либерализацией торговли в Японии понимали перевод большинства товаров из "негативного списка" в список "автоматического разрешения" импорта. Перевод делался строго выборочно: из "негативного списка" раньше всего исключались товары, достигшие конкурентоспособности, и позже всего - продукция самых уязвимых отраслей. По подсчету МВТП, если бы старые ограничения импорта оставались в силе, то в 1960-1969 гг. его объем был бы только на 5-9% больше фактического. Валютно-лицензионные ограничения снимались чрезвычайно осторожно и иногда заменялись повышенными ставками пошлин.
До середины 70-х годов сохранялась система количественных квот на ввоз 124 товарных групп. В них входили сельскохозяйственные продукты, автомобили и автомобильные двигатели, строительные машины, синтетические волокна, цветная фотопленка, компьютеры и пр. Квоты на импорт автомобилей были отменены в 1971 г., на компьютеры - в 1975 г. В середине 70-х годов количественные квоты были оставлены только для 27 видов сельскохозяйственных и готовых продовольственных товаров (мясо, мясные и молочные продукты, апельсины и апельсиновый сок, а также рис и другие культуры, защищенные Законом о продовольственном контроле).
В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст. 18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции .
Уровень таможенного сбора повысился с 2.7% стоимости импорта в 1952 г. до 7.3 в 1962 г. и 7.7% в 1964 г. Система ставок таможенного обложения была полностью пересмотрена в 1961 г., когда для компенсации отмены валютного контроля были повышены пошлины на 349 групп товаров, или на 15% общего числа товарных позиций в японском таможенном тарифе. Но по мере участия Японии в многосторонних переговорах в рамках раунда Кеннеди под эгидой ГАТТ (1968-1972 гг.) уровень таможенных сборов снижался и был доведен до 5% в 1973 г. Кроме того, еще в 1968 г. по решению ЮНКТАД Япония одновременно с другими индустриальными странами ввела систему тарифных преференций для развивающихся стран, согласно которой многие виды их сырьевых и сельскохозяйственных товаров стали ввозиться беспошлинно.
Снятие ограничений на приток иностранных инвестиций и экспорт капитала шло медленнее, чем либерализация торговли. Сначала (1963 г.) японским компаниям было разрешено размещать за границей валютные облигации и АДР (на американском рынке). Были смягчены правила перевода прибылей, полученных иностранными инвесторами в Японии. Правительство ссылалось на то, что официальные валютные резервы слишком малы, а уровень капитализации компаний слишком низок, чтобы они могли противостоять натиску иностранцев. Дело пошло только после того, как Япония в 1964 г., став членом ОЭСР, обязалась снять ограничения со счета движения капиталов в соответствии с правилами этой организации.
Но и здесь японские власти не спешили: ограничения были сняты только с переводов прибылей и репатриации портфельных инвестиций. Другие рестрикции снимались поэтапно. До 1969 г. иностранцам разрешалось покупать пакеты акций не больше 7% (только старые выпуски) и создавать совместные предприятия с участием не больше 50% и то не во всех отраслях. В 1970 г. количественные ограничения были отменены и список разрешенных отраслей расширен. После 1972 г. доступ иностранцам был закрыт только в электроэнергетику, газовое хозяйство, а также в отрасли, связанные с атомной энергетикой и компьютерами.
Обменный курс иены, принятый в 1949 г., был сильно завышен и оставался таким примерно до середины 60-х годов. Примерно к этому времени Япония преодолела свою техническую отсталость и создала экспортный потенциал. Усилилось давление со стороны МВФ, ГАТТ и ОЭСР, так как Япония не спешила полностью выполнить обязательства перед международными организациями. Все двусторонние торговые конфликты с США и европейскими странами сопровождались требованиями, чтобы Япония подняла курс своей валюты. Иена оказалась настолько сильно недооцененной, что покупка валютной выручки Банком Японии в 1970-1971 гг. спровоцировала сильную инфляцию на внутреннем рынке.
Япония отказалась от фиксированного курса иены только в 1971 г. после того, как администрация Никсона отказалась от золотого паритета доллара. В результате переговоров министров финансов десяти ведущих стран в конце 1971 г. было принято Смитсоновское соглашение об изменении взаимных паритетов основных валют.
Таблица 1. Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу
| 1980г.
| 1990г.
| 2000 г.
|
Экспорт
|
|
|
|
Продовольствие
| 1.2
| 0.5
| 0.4
|
Промышленные полуфабрикаты
| 28.6
| 17.6
| 17.3
|
Производственное оборудование
| 40.0
| 54.0
| 60.3
|
Потребительские товары кратковременного пользования
| 1.1
| 0.9
| 0.7
|
Потребительские товары длительного пользования
| 28.5
| 25.2
| 17.4
|
Прочее
| 1.7
| 1.8
| 3.9
|
Импорт
|
|
|
|
Продовольствие
| 11.5
| 13.8
| 11.9
|
Промышленное сырье, топливо, полуфабрикаты
| 77.1
| 54.3
| 41.7
|
Производственное оборудование
| 6.5
| 14.0
| 27.7
|
Потребительские товары кратковременного пользования
| 1.9
| 6.0
| 8.1
|
Потребительские товары длительного пользования
| 1.7
| 8.8
| 8.2
|
Прочее
| 1.3
| 3.1
| 2.4
|
Рассчитано по: Кэйдзай токэй нэнкан 1998 (Ежегодник экономической статистики). С 295-297; Toe кэйдзай токэй гэппо, сентябрь 2001. Ч. 2. С. 33, 37.
Иена была ревальвирована на 16.88% - больше, чем все остальные валюты. "Смитсоновский курс" (308 иен за 1 долл.) удерживался в узком коридоре, но в 1973 г. иена была пущена в свободное плавание, и ее курс дошел до уровня 265 за 1 долл., то есть поднялся на 24.7% по отноешнию к старому фиксированному курсу. Дважды во время нефтяных кризисов 1973-1974 и 1979-1980 гг. Япония переживала сильную инфляцию и имела торговый дефицит. Каждый раз примерно три года спустя инфляция утихала, положительное сальдо торгового баланса восстанавливалось и быстро возрастало. Снова появлялись крупные диспропорции в двусторонних отношениях с ведущими торговыми партнерами - США и странами Общего рынка. Урегулирование конфликтов с ними стало приоритетом торговой политики Японии на всю последнюю четверть XX в.
Новые ценовые условия на мировом рынке заставили Японию отказаться от полного набора обрабатывающих отраслей. Самые энергоемкие отрасли (производство алюминия, меди, азотных удобрений, синтетических волокон, выплавка стали в мартенах и электропечах) потеряли конкурентоспособность из-за повышения цен на нефть, а судостроение, текстильная и швейная промышленность, производство фанеры и картона пострадали от кризиса в мировом судоходстве и от конкуренции более дешевых товаров из развивающихся стран. Японская промышленная политика не пошла ни по пути бюджетной поддержки структурно-депрессивных отраслей, ни по пути их тарифной защиты. Вместо этого были разработаны и успешно выполнены две пятилетние государственные программы так называемой структурной адаптации, то есть частичного свертывания этих отраслей (1978-1983 и 1983-
1988 гг.). Лишние производственные мощности были уничтожены под кредитные гарантии фирмам и бюджетные субсидии для выплаты выходных пособий и переобучения персонала.
Япония ушла от участия в международном разделении труда по вертикали, характерного для эпохи закрытой экономики. Этому способствовали как изменившиеся ценовые условия международной торговли, так и экспорт капитала из страны. Деятельность крупных корпораций вышла далеко за пределы национальных границ в 1985-
1989 гг., когда зарубежные инвестиции Японии росли в среднем на 62% в год. В настоящее время производственная сеть ее ТНК за границей дает примерно 12.5% продаж (близко к уровню американских ТНК). Товарная структура внешней торговли (табл. 1) свидетельствует о том, что Япония включилась в международное разделение труда как сильный экспортер готовых промышленных изделий, в первую очередь продукции машиностроения, которая преобладает в экспорте, но и в импорте составляет более трети.
Профицит по текущим статьям платежного баланса стал и остается до сих пор встроенным элементом макроэкономической структуры Японии. Так, в первой половине 80-х годов до 75% реального прироста валового продукта обеспечивалось внешним спросом, в силу чего актив страны по текущим счетам платежного баланса возрос за 1981-1987 гг. с 4.8 млрд. до 87 млрд. долл. Тотальная защита внутреннего рынка потеряла смысл. Формально именно с введением плавающего кур-
| Япония
| США
| ЕС
| Канада
|
Все товары
|
|
|
|
|
Средние' величины номинальных предельных ставок (1999 г.)
| 4.8
| 3.8
| 7.2
| 5.0
|
Средние' величины фактически примененных предельных ставок (1996 г.)
| 6.7
| 6.2
| 9.5
| 9.2
|
Промышленные товары
|
|
|
|
|
Средние величины фактически примененных предельных ставок, взвешенные по структуре импорта (1999 г.)
| 1.5
| 3.6
| 3.6
| 4.8
|
Простые средние. Источник: данные министерства финансов Японии.
са иены Япония перешла в режим открытой экономики. Правительство приняло программу изменений во внешнеэкономической политике, включая завершение либерализации импорта, снижение тарифов и снятие нетарифной защиты рынка. На практике были отменены все способы поощрения экспортеров и в 1972 г. проведено снижение тарифных ставок на 20% по 1865 товарным позициям.
ЗАЩИТА РЫНКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Таможенные тарифы. В соответствии с решениями Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. видов товаров в среднем на 26.3%. Средний уровень ставок таможенного обложения стал таким же, как в других индустриальных странах. Правда, по экспертным оценкам, эффективный уровень тарифной защиты с учетом ставок на ввоз сырья и товаров промежуточного спроса был выше, чем в США и странах Западной Европы (особенно по продукции машиностроения). В результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин.
Были снижены или отменены высокие пошлины: в 1987-1989 гг. - на шоколад, алкогольные напитки, табачные изделия, тропические фрукты, фанеру; в 1990 г. - на более чем 1 тыс. видов продукции машиностроения. В течение 90-х годов была отменена система тарифных квот на ввоз говядины, цитрусовых и ряда других сельскохозяйственных продуктов, в конце десятилетия снижены или отменены пошлины на нефть,
сахар-сырец, целлюлозу .
4 См.: Yutaka К. The Era of High-Speed Growth. Notes on the Postwar Japanese Economy. Tokyo, 1986. P. 181.
5 Здесь и далее - по публикации министерства финансов Японии "Customs Administration in Japan, 2001". www.mof.go.jp.
В 1997-2000 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта - немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%); в 2001 г. он снизился до 1.9%. Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет.
В результате Уругвайского раунда был выработан список предельно допустимых тарифов на импорт промышленных товаров. Усредненные ставки, принятые Японией, в сравнении со ставками других стран приведены в табл. 2. Они показывают, что фактический уровень таможенного обложения в Японии не слишком высок, а по промышленным товарам он самый низкий. Как и в США, Канаде и странах Евросоюза, предельные ставки распространяются на весь импорт Японии (в отличие от стран Юго-Восточной Азии, где предельные ставки применяются к 70-90% импорта).
В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9% позиций) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются большей частью по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке уступок в двусторонних переговорах. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта (6 позиций, в том числе бананы, апельсины, грейпфруты и виноград). Есть список тарифных преференций - сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.
Есть также список товаров (141 позиция), к которым применяются тарифные квоты - пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и повышенные сверх этого объема. В этот список входят редкие растения и животные, а также вещества, разрушающие озоновый слой.
Количественные ограничения импорта и экспорта, технические и административные барьеры. В 80-х годах, когда Япония уже была второй промышленной державой мира, наиболее жесткие требования открыть ее рынок выдвинула администрация Рейгана. Высокий курс доллара к иене (230-250 в 1982-1984 гг.) блокировал американским экспортерам сбыт на японском рынке и затруднял им конкуренцию с японцами на рынках третьих стран. Особенно пострадала американская автомобильная промышленность, потерявшая тысячи рабочих мест из-за успешной продажи японских машин на рынке США.
Японское правительство ответило "добровольными ограничениями" экспорта автомобилей и стального проката на американский рынок. Автомобильная промышленность и черная металлургия Японии - отрасли с олигополистичес-кой структурой, "добровольные ограничения" по существу были официально разрешенными картелями с квотами для поставщиков, а политика таких ограничений - политикой косвенного субсидирования производителей. По оценкам, за 1980-1983 гг. на американском рынке цены на машины марки "Тоёта" поднялись на 30.7-47.5%, а марки "Ниссан" - на 29.9-^0.2%.
"Добровольные ограничения" не решили проблему дефицита США в торговле с Японией. Администрация Рейгана и конгресс под давлением промышленных лоббистов обвиняли Японию в создании искусственных барьеров. На основании жалоб лоббистов был составлен список претензий, переданный для обсуждения на переговорах между департаментом торговли США и МВТП Японии. В этом списке были квотирование импорта говядины, цитрусовых, изделий из кожи;
слишком долгое тестирование лекарственных препаратов; завышенные технологические стандарты для импорта автомобильных деталей и узлов, а также оборудования для телекоммуникаций, медицинской аппаратуры и сверхмощных компьютеров; государственные закупки и заказы компьютеров и оборудования для телекоммуникаций и попытка Японии подвести компьютерные программы под патентное законодательство (требование раскрытия кодов программ особенно возмущало департамент торговли).
В 1985 г. департамент торговли США подсчитал, что снятие всех японских нетарифных барьеров увеличило бы сумму американского экспорта в Японию на 16.9 млрд. долл. Подсчет строился на допущении, что доля США на товарных рынках Японии должна быть такой же, как на аналогичных рынках в мировой торговле. Однако вовсе не очевидно, что японские потребители предпочли бы американские автомобили, калифорнийский рис, фотопленку "Кодак" - эти товары не пользуется у них популярностью.
На переговорах в рамках Токийского раунда внимание также было обращено на нетарифные барьеры: национальные технические стандарты и правила сертификации товаров (продовольствия, автомобилей, лекарств, медицинских приборов, телекоммуникационного оборудования), особые условия для регистрации иностранных патентов (на компьютерные программы, технологии звукозаписи), система государственных закупок только у отечественных производителей (спутники связи, сверхмощные компьютеры).
В 70-80-х годах конфликтов по поводу нетарифных барьеров было множество, причем японская сторона всегда занимала оборонительную позицию и отстаивала высокий уровень своих стандартов. Беда в том, что свои правила и стандарты есть в любой стране, и в конфликтах такого рода защищающейся стороне трудно отстаивать свою правоту. Но ими пользуются как средством давления и те, кто нападает, и те, кто защищается.
Когда японская инспекция находила дефекты в импортных товарах, их ввоз блокировался (например, в 1981 г. обнаружилась инфекция в партии апельсинов из Калифорнии и в порядке штрафной санкции был заблокирован весь импорт калифорнийских овощей и фруктов). Показателен спор по поводу такой, казалось бы, незначительной позиции, как алюминиевые бейсбольные биты. Они импортировались из США, но после нескольких случаев, когда сломанные биты были причиной увечий, японские власти пустили в ход закон о безопасности потребительских товаров, согласно которому эти биты должны проверяться на месте изготовления, и ввели свои стандарты на них. После длительного скандала правительство США обратилось с жалобой в ГАТТ, и Япония отменила свои стандарты. Правда, и после закрытия вопроса американские биты не набрали больше 1 % на рынке Японии.
В отдельных случаях, когда речь шла о крупных и перспективных рынках, японская сторона соглашалась на уступки. Например, в конфликте по поводу оборудования и услуг телекоммуникационной связи сенат США пригрозил санкциями, после чего Япония сократила список национальных стандартов для оборудования (объем его импорта с 1983 по 1987 г. вырос на 24.6%) и допустила американские фирмы на свой рынок спутниковой связи.
Антидемпинговые меры. Расследования иностранного демпинга на японском рынке достаточно редки. Право инициировать их имеют физические лица, корпорации и отраслевые ассоциации. Пользуются им, как и везде, ассоциации промышленников в депрессивных отраслях. До начала 90-х годов отраслевые ассоциации Японии инициировали всего пять расследований по этому поводу, причем дело ни разу не доходило до компенсаций ущерба. Ассоциация хлопкопрядильных компаний в 1982 г. подала жалобы в таможенно-тарифный департамент на демпинг товаров из Южной Кореи и Пакистана. Южнокорейские компании согласились ограничить свой экспорт, пакистанцы же отвергли обвинения в субсидировании и расследование было прекращено.
Два расследования в 1987 и 1989 гг. начинала ассоциация производителей ферросплавов по поводу демпинговых продаж продукции из Франции, Норвегии, Бразилии, Китая и ЮАР. Обвинения были сняты после межправительственных переговоров к тому времени, когда ситуация на этом рынке улучшилась. В 1988 г. расследовался факт демпинга трикотажных изделий из Южной Кореи. Дело закончилось "добровольным ограничением" экспорта корейскими фирмами.
В начале 2001 г. кабинет Мори под давлением фермерского лобби и в соответствии с правилами ВТО решил ввести временно, сроком на 200 дней защитные пошлины в 106-266% на импортируемые из Китая грибы-сиитакэ, лук-батун и тростник, из которого плетут циновки-татами (обычные пошлины на эти товары - от 3 до 6%). В ответ китайское правительство сократило наполовину квоту импорта легковых автомобилей из Японии и установило на них 100%-ную пошлину. Почти 2/3 импорта легковых автомобилей в Китай идет из Японии и облагается по ставке 70-80%. Ставки были подняты также на импорт грузовиков, автобусов, кондиционеров и сотовых телефонов.
Ввоз японских автомобилей и прочей техники в Китай был приостановлен, японское правительство со своей стороны пригрозило перевести временные пошлины на постоянную основу. Конфликт закончился в декабре 2001 г. согласием китайской стороны сократить поставки грибов, лука и тростника в Японию и отменить запретительные пошлины на японские товары6. Стороны решили вести регулярные переговоры по торговле и инвестициям, чтобы избежать сложных и длительных разбирательств в рамках ВТО.
В 2002 г. Япония резко выступила против принятых администрацией Дж. Буша (младшего) защитных пошлин на импорт стали. Кабинет Коид-зуми поставил перед новым раундом многосторонних переговоров в рамках ВТО вопрос об ужесточении условий, по которым страны ВТО могут вводить антидемпинговые пошлины.
Валютный курс, валютный режим. До начала 70-х годов доллар США служил номинальным якорем для иены. Банк Японии и министерство финансов жестко регулировали процентные ставки, а иена не обслуживала международные расчеты страны. Свободная обратимость иены, введенная в 1973 г., сопровождалась немногими ограничениями: системой уполномоченных банков, правом министра финансов ограничивать валютные позиции этих банков в чрезвычайных ситуациях сроком на один месяц и обязательным лицензированием резидентов и нерезидентов, осуществляющих капитальные трансакции с заграницей. Тем не менее участие иены в международном обороте очень невелико. Доля внешнеторговых сделок Японии, деноминированных в иенах, составляла в 2000 г. 36% в экспорте и 23.5% в импорте. В зарубежных активах японских банков активы, деноминированные в долларах,
составляли 43%, в евро - 27, в иенах - около 9% .
Ограниченное участие иены в обслуживании внешнеэкономических расчетов объясняется рядом причин. Японские компании предпочитают работать по долларовым контрактам, считая иену слишком волатильной. Действительно, в 90-х годах среднегодовой межбанковский курс иены колебался в пределах 131-94 иены за 1 долл. (39.4%), а реальный эффективный курс (взвешенный по валютной структуре торговли) — в пределах 142.6 и 111.9 иены (27.4%). Долларовые контракты немного гасят валютные риски. Другие причины -привязка основных валют стран Юго-Восточной Азии к доллару и неразвитость валютных рынков в этом регионе, где сосредоточены торговые интересы и зарубежные инвестиции Японии.
В 1998 г. был пересмотрен закон 1980 г. о валютных и внешнеторговых операциях. Отменен институт уполномоченных банков (валютными операциями может заниматься любое физическое или юридическое лицо), и всем резидентам разрешается держать счета в любой валюте в иностранных банках. Японские компании могут вести мультивалютные расчеты и клиринг (раньше это могли делать только банки) и даже рассчитываться долларами на внутреннем рынке, снижая валютные риски. Это выгодно и удобно компаниям, которые имеют широкую сеть филиалов за границей и ведут сделки в глобальных масштабах. Они могут осуществлять внутрифирменные расчеты в режиме многостороннего клиринга между отделениями. Розничным клиентам банков разрешено открывать мультивалютные счета, в том числе в филиалах японских банков в США.
Насколько курс иены определяется денежной политикой Банка Японии - вопрос, выходящий за рамки данной работы. Курс иены к доллару (а через доллар - к большинству других валют) зависит не только от состояния платежного баланса Японии, в частности от размеров профицита по текущим статьям, но и от соотношения процентных ставок в Японии и США. Ставка учета банковских векселей, главный инструмент регулирования денежного спроса и предложения, которыми пользуется Банк Японии, адресуется прежде всего, к динамике внутренних оптовых цен. Курс иены является лишь относительно регулируемым, но достаточно важным параметром, так как его повышение через цены импортных товаров на внутреннем рынке вызывает дефляцию и провоцирует спад в реальной экономике. Снижение учетной ставки обычно стимулировало внутренний спрос и через движение оптовых цен передавалось на внешнеторговые цены, снижая курс иены.
Банк Японии до конца 90-х годов не был вполне независим в денежной политике, его решения связывались с политикой правительства, в частности министерства финансов (реформа центрального правительства в 2001 г. и пересмотр Закона о Банке Японии исправили это положение). В конце 80-х годов последствия этой связки оказались очень тяжелыми. Правительство взяло на себя международные обязательства по Соглашению Плаза (решение министров финансов пяти стран -лидеров мировой экономики от сентября 1985 г. о согласованном противодействии повышению курса доллара). Банк Японии продавал доллары из золотовалютного резерва и резко увеличил количество денег в обращении, внеся свой вклад в создание избытка ликвидных средств у банков. В 1988 г. курс иены пошел вверх, причиняя убытки экспортерам. Опасаясь спада при высокой иене, Банк постепенно снизил учетную ставку с 5 до 25%. За два года и три месяца, пока держалась эта ставка, образовался "пузырь" на рынке акций и земельных участков. Дефляция цен и активов стала непосредственной причиной застоя, из которого экономика не вышла до сих пор.
В экономике Японии сложилась двойственная структура цен. Крайне низким уровнем эффективности отличаются сельское хозяйство, строительство, розничная торговля, автомобильный транспорт. Цены этих секторов (особенно сельского хозяйства) определяют общий уровень цен на внутреннем рынке. Паритет покупательной силы иены, рассчитанный по потребительской корзине, составляет около 160 иен за 1 долл. при рыночном курсе 130-132 иены. Крупные корпорации-экспортеры выдерживают курс 90-100 иен и не требуют особой защиты. Более того, в конце 90-х и в 2000-2002 гг. учетная ставка Банка Японии держится на уровне, близком к нулю, но никакого стимулирующего эффекта на внутренний спрос не оказывает, и механизм воздействия на курс иены разорван. Япония не имеет инструментов для манипулирования курсом иены в защиту внутреннего рынка.
Режим допуска и деятельности иностранного капитала. В 1979 г. был принят пересмотренный вариант Закона о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей и отменен Закон об иностранных инвестициях. "Запретительный принцип" был заменен "разрешительным" для всех текущих и капитальных сделок в иностранной валюте. От зарубежных инвесторов требовалось только заранее уведомлять министерство финансов о сделках, ведущих к приобретению контрольных пакетов акций в японских компаниях. После 1991 г. уведомление можно делать постфактум. Министр финансов имеет право отменить сделку в случае, если она создает угрозу национальной безопасности.
Национальная безопасность - достаточно расплывчатое понятие. На практике иностранные инвестиции не допускаются в атомную энергетику и разработку ядерных технологий, аэрокосмическую и военную промышленность, сельское, рыбное и лесное хозяйство, в горнодобывающую и кожевенную промышленность, переработку нефти. Кодекс либерализации движения капитала, принятый в ОЭСР в 1982 г., дает правительствам право на такие ограничения.
В 1989 г. Япония стала вторым после Соединенных Штатов международным инвестором и, обогнав Великобританию, вошла в "триаду" (США, Англия, Япония), на которую приходится около 4/5 мирового потока и запаса вывезенного капитала (намного больше, чем доля этой тройки в торговле). Но в соотношении вывоза и ввоза капитала наблюдается очень большой перекос: на конец 2000 г. прямые иностранные вложения в стране (накопленный итог) составляли 18.5% суммы прямых вложений японских компаний за границей. Формально иностранным фирмам предоставляется национальный режим, фактически же до самого последнего времени доступ на японский рынок блокировали институты фондового рынка, особенно устаревшие формы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также нормативное регулирование корпоративных слияний и поглощений.
Система содействия экспорту. Все формы субсидирования экспорта и гарантий экспортерам были отменены, когда положительное сальдо по торговым расчетам стало постоянным. Более того, в 1986 г. правительство объявило о необходимости переориентировать работу промышленности с экспорта на внутренний спрос. Накапливавшиеся противоречия с торговыми партнерами, в первую очередь с США, привели к отказу от экспортной экспансии как способа преодолевать внутренние трудности и стимулировать экономический рост. Переориентация на внутренний рынок была сформулирована в качестве задачи экономической политики в докладе правительственной комиссии, возглавленной управляющим Банка Японии X. Маэкава. В докладе заявлено, что Япония будет придерживаться принципа экономической свободы и ограничивать ее лишь в исключительных случаях.
В настоящее время существует система контроля над действиями экспортеров для их защиты при "добровольных ограничениях" экспорта. Она основана на Законе о контроле над экспортом и Законе об экспортных сделках. Согласно первому, от экспортеров могут потребовать, чтобы они получали в министерстве внешней торговли и промышленности разрешение на вывоз тех товаров, по поводу которых в данный момент существуют нерешенные конфликты. Министр может устанавливать квоту экспорта таких товаров и запрашивать у экспортеров сведения о ценах, стандартах, способах оплаты и пр. Второй закон прямо разрешает министру организацию экспортного картеля (не в форме временного соглашения, но в форме постоянной ассоциации). Более того, если на рынке сбыта появляются аутсайдеры, сбивающие цену, министр может приказом предписать условия поставок, обязательные для всех, в том числе и для аутсайдеров.
Картели экспортеров разрешаются Антимонопольным законом в порядке исключения. Двусмысленность этой меры, состоит в том, что антимонопольные (антитрестовские) законы Соединенных Штатов и Евросоюза могут применяться экстерриториально. В защите японских экспортеров от такой угрозы МВТП использует упомянутые выше законы. Дело о демпинге телевизоров на американском рынке (экспортеров обвинили в том, что их картель завышает цены на рынке Японии и занижает их в США) дошло до Верховного суда США, и МВТП заявило, что экспортеры действуют по государственному принуждению, и все их действия строго контролируются.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
С тех пор как Япония стала экономической сверхдержавой, ее национальная экономическая модель воспринимается другими индустриальными странами как аномалия, как своего рода "некапиталистическая рыночная экономика", в которой доминируют частная собственность и частные корпорации, но деловая практика руководствуется набором неписанных правил и обязательств, которые темны и непонятны для посторонних. Критике подверглись негибкий рынок труда; долгосрочные партнерские отношения между фирмами, образующие межфирменную среду, которая непроницаема для посторонних (прежде всего для иностранцев); ненормально работающие финансовые рынки, которые не обеспечивают отбора жизнеспособных фирм (смена собственника через рыночные слияния и захваты контроля невозможна). Мишенью нападок стал государственный патернализм: чиновники помогают становлению, развитию и свертыванию целых отраслей -ведут протекционистскую промышленную политику. Она дает японским компаниям несправедливые преимущества в международной торговле. Свободная конкуренция не работает - не она определяет стратегические приоритеты компаний.
В действительности селективная помощь крупным корпорациям по отраслевому принципу прекратилась в 80-х годах. Но мощная государственная поддержка продолжала действовать в финансовом секторе, где государство не допускало финансовые учреждения до банкротств, и в неэкспортных отраслях с преобладанием мелких предприятий. Здесь японское государство "держало оборону" до того, что защита оборачивалась ущербом.
1. Скупка риса у фермеров по фиксированным ценам велась до 1995 г. Субсидии фермерам, выращивавшим рис, привели к тому, что в течение многих лет в стране был избыток этого продукта, а цены на него примерно вдвое превысили мировые. Продовольствие дорого. Результат: владельцы сельскохозяйственной земли перестают ее обрабатывать, но не продают участки; нет движения и концентрации земельной собственности; уровень самообеспеченности продовольствием упал до 46%.
2. Защита мелкой розничной торговли от крупных универмагов и супермаркетов по Закону о крупных предприятиях розничной торговли держалась до 1996 г. Результат: высокий уровень торговой наценки в универмагах, огромный сектор мелкой торговли. Когда в 2000 г. этот закон был пересмотрен и в Японию пришли сети крупных иностранных универмагов и супермаркетов, по мелкой торговле был нанесен тяжелый удар.
3. Ограничения валютных операций для резидентов страны удерживались до 1998 г. Японские банки не открывали валютные и мультивалютные счета для резидентов (это делали только филиалы иностранных банков). В результате внутрифирменные расчеты ТНК с дочерними компаниями за границей пошли через иностранные банки.
4. Система государственной поддержки банковского сектора в традиционном виде существовала до 1999 г. Чтобы предотвращать системный риск "набегов" вкладчиков, государство держало слишком высокую планку защиты (10 млн. иен, или 80 тыс. долл. на одного депонента). Подстраховка была многократная: в законодательном порядке (по лицензиям Минфина) - принудительная специализация финансовых учреждений; негласно - Банк Японии рефинансировал слабые банки по льготным ставкам, не афишируя этого. До 1984 г. действовали фиксированные ставки по депозитам. Как всякая избыточная защита, эта система поощряла менеджеров банков к принятию рискованных решений. Именно банки надували финансовый "мыльный пузырь" в конце 80-х годов, и до сих пор они не могут избавиться от груза неработающих активов.
Этот государственный протекционизм - прямое следствие того пути "догоняющего развития , по которому японская экономика шла в период высоких темпов роста. Избыточное регулирование того периода оправдывалось тем, что на рынках, оставленных без присмотра, стихийно развивается чрезмерная, разрушительная конкуренция, вплоть до ценовых войн. Это типично для новых рынков, которые один за другим нарождаются в "догоняющей" экономике. Жесткая конкуренция считалась причиной спадов и растратой инвестиционных ресурсов. Поэтому следовало ограничивать доступ на рынки новых конкурентов.
Другая мотивировка: необходимо поддерживать на плаву массу мелких предпринимателей в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, строительстве, сфере услуг, так как система социальной защиты недостаточно развита (это действительно было в 50-60-х годах). Дело также в грубом политическом расчете Либерально-демократической партии, стоявшей у власти с 1955 по 1993 г.: мелкие предприниматели города и деревни - ее основной электорат.
Косвенное субсидирование велось через многочисленные легальные картельные режимы, которые существовали в порядке исключения из Антимонопольного закона. Довольно большая группа отраслей (угольная промышленность, производство сахара, выращивание жемчуга, текстильная промышленность, автотранспорт, авиаперевозки, морское и каботажное судоходство, страховое дело, портовое хозяйство, коммерческие склады) имела, согласно специальным отраслевым законам, постоянно действующее право на соглашения по ценам, объемам выпуска, технологиям, номенклатуре продукции. Смысл картелей состоял в защите производителей от конкуренции, не обязательно внешней.
После того, как в середине 80-х годов торговля с Японией стала главным фактором дефицита во внешней торговле США, обвинения в нарушении свободной конкуренции и в экономической за-крытости были предъявлены Японии на двусторонних переговорах о "структурных барьерах" (1989-1990 гг.). В 1988 г. конгресс США принял Всеобъемлющий закон о торговле и конкурентоспособности, содержащий статью об обязательных ответных мерах против стран, нарушающих справедливую конкуренцию. Торговое представительство США начало расследование зарубежной торговой практики для составления доклада конгрессу о барьерах, которые оно потребует убрать. Переговоры с правительством Японии о "структурных барьерах" были частью этого расследования.
Американская сторона увидела барьеры для доступа товаров и предпринимателей на японский рынок в формальных и неформальных институтах, снижающих уровень конкуренции. Из большого списка главными были выбраны:
система сбыта. Закон о крупных предприятиях розничной торговли блокирует доступ американских розничных сетей на японский рынок;
"кэйрэцу" - корпоративные группировки компаний на участии в акционерном капитале, которые были японской разновидностью холдинговых групп и которые не допускают иностранные предприятия к внутригрупповым сделкам;
долгосрочные торговые связи между поставщиками и покупателями, мешающие проникновению на рынок американских компаний.
В заключительном протоколе переговоров (май 1991 г.) японское правительство ограничилось обязательством свести к необходимому минимуму систему исключений из Антимонопольного закона, пересмотреть Закон о крупных универмагах и супермаркетах, усилить функции Комиссии по справедливым сделкам и ввести более строгие санкции за несправедливую торговую
практику9.
В 2001 г. новый доклад о зарубежных торговых барьерах в части, посвященной Японии, составлен в духе рекомендаций японскому правительству по очень широкому кругу проблем. Это -недостаточная прозрачность государственного лицензирования хозяйственной деятельности, недостатки судебной системы, слишком жесткое регулирование рынков естественных монополий (телекоммуникации, энергоснабжение, газовое хозяйство), устаревшие стандарты жилищного строительства и правила оценки жилья на вторичном рынке, слишком долгие процедуры тестирования и сертификации медицинских препаратов и пищевых добавок, необходимость пересмотра законов о защите интеллектуальной собственности для дальнейшего развития информационных технологий и т.д.
Следует сказать, что начиная с 1990 г. в Японии идет широкомасштабный пересмотр нормативной базы государственного регулирования экономики. Проведена радикальная реформа финансовых учреждений, пересмотрено антимонопольное законодательство, начаты приватизация полугосударственных компаний, реформа пенсионной системы и медицинского страхования, пересмотр ряда положений налогового законодательства и многое другое. Соединенные Штаты могут только следить за ходом реформ и критически оценивать их результаты. Выработка и проведение реформ в жизнь - слишком сложные и политически острые вещи, чтобы они могли определяться внешним давлением.
9 См.: lyori H., Uesugi A. The Antimonopoly Laws and Practices of Japan. N.Y., 1994. P. 553-564.
10 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers. United States Trade Representative. Wash., 2001.