1. Организационно-методические указания
Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2000 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Мировая экономика» – 080102. Квалификация: экономист.
Целью настоящей дисциплины является ознакомление студентов с историей развития и современным состоянием мировой экономики. Изучение мировой экономики базируется на базе предварительного ознакомления студентов с дисциплинами «Политическая экономия» и «Макроэкономика» и логически расширяет их представление о роли и месте национальной экономики в системе мирохозяйственных связей.
«Мировая экономика» является дисциплиной, завершающей общетеоретическую экономическую подготовку студентов всех специальностей и ориентирована на формирование углубленного представления о системе мирохозяйственных связей, региональном и глобальном экономическом сотрудничестве государств, достигших различного уровня экономического развития.
Главными задачами изучения дисциплины «Мировая экономика» являются: усвоение студентами сущности и содержания основных категорий, относящихся к сфере мировой экономики, международных экономических отношений и управления внешнеэкономической деятельностью; изучение факторов формирования и закономерностей развития мирового хозяйства в целом, а также современного состояния, особенностей и перспектив развития мирового хозяйства; усвоение студентами практических навыков самостоятельной работы с первоисточниками, научной и информационно-справочной литературой по мировой экономике на русском и иностранных языках.
В результате изучения данной дисциплины студент должен приобрести знания основных теоретических положений по формированию мировой экономики и ее развитию в контексте международного экономического сотрудничества государств мирового сообщества; изучить основные тенденции развития мирового хозяйства и экономики ведущих развитых государств, основных групп развивающихся стран и стран с переходной экономикой; уяснить роль и значение деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), ее специализированных учреждений и других международных экономических организаций в международном экономическом сотрудничестве. В ходе изучения дисциплины студент должен выработать умение и приобрести навыки самостоятельного анализа экономического положения страны в системе мирохозяйственных связей, оценки возможных перспектив и основных направлений ее экономических отношений с другими государствами и экономическими объединениями с учетом национальных интересов и задач обеспечения экономической безопасности своей страны.
Основными видами занятий, предусматриваемыми при изучении дисциплины «Мировая экономика», являются:
-
установочные лекции;
-
самостоятельное изучение учебной литературы;
Промежуточный контроль знаний студентов по данной учебной дисциплине осуществляется в форме курсового проекта для специальности «Мировая экономика» или контрольного задания (реферата) для остальных специальностей.
Итоговый контроль знаний учащихся по дисциплине осуществляется в форме экзамена для специальности «Мировая экономика» или зачета для остальных специальностей.
- 1. Организационно-методические указания
- 2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ
- 3. Литература
- Основная (обязательная):
- Дополнительная:
- Периодические издания:
- 4. Содержание тем программы
- Раздел I. Общетеоретические основы мировой экономики Тема 1. Современная мировая экономика
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Теоретические основы международного разделения труда
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Международные экономические отношения
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Классификация стран в мировой экономике по уровню экономического развития
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел II. Ресурсная база мировой экономики Тема 5. Природно-ресурсная база мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Трудовые ресурсы мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Производственные ресурсы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Финансовые ресурсы мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Научные ресурсы мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел III. Современные тенденции развития мировой экономики
- Тема 10. Неравномерность социально-экономического развития в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 11. Региональная экономическая интеграция
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 12. Глобализация мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Участие отдельных групп стран в мировой экономике Тема 13. Развитые страны в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 14. Развивающиеся страны в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 15. Страны с переходной экономикой в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 16. Место России в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Контрольные задания и методические указания к их выполнению
- Тематика рефератов
- Методические указания к работе над рефератом
- Оформление реферата
- Доля подсистем в мировом экспорте
- Положение основных подсистем в мировой экономике, в % от ввп
- 6. Тематика курсовых проектов и методические указания к работе над курсовым проектом (для спец. «Мировая экономика»)
- Тематика курсовых проектов
- Глоссарий