Введение
Обычно анализ ВЭД используется для решения таких задач как:
1)выявление объема импорта, а также доли импортированной продукции в общем объеме потребления на каком-либо рынке, а также оценка динамики этих показателей;
2)выявление объема экспорта, а также его доли в общем объеме производства продукции в стране, а также оценка динамики этих показателей;
3)выявление основных участников рынка, наиболее активно ведущих импортно-экспортные операции;
4)выявление основных регионов-импортеров / экспортеров продукции;
5)выявление основных таможенных пунктов, через которые ведется импорт / экспорт того или иного товара;
6)выявление типов продукции, которая наиболее активно импортируется / экспортируется;
7)оценка влияния сезонного фактора на объем импорта / экспорта;
8)оценка реакции рынка импорта / экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, выход на рынок новых игроков, а также на прочие события.
Перечисленные задачи достаточно часто являются составляющими комплекса исследований, нацеленных на оценку привлекательности того или иного рынка для выхода нового игрока, выбор региона для строительства нового завода, выявление специфики деятельности конкурирующих компаний и т.п.
Изучение импортно-экспортных операций, позволяющее более точно оценить ситуацию на рынке, рекомендуется во всех случаях, когда изучаемый сегмент рынка наполнен импортом более чем на 5 - 10%. Аналогично и анализ экспорта имеет смысл проводить для тех рынков, на которых более 5 - 10% производимой продукции поставляется в другие страны.
В ходе анализа ВЭД могут вскрываться достаточно интересные закономерности. Например, на рынке стеклянной тары объемы импорта в разы превышают объемы экспорта, причем если в нашу страну ввозятся, главным образом, высококачественные стеклянные бутылки и банки оригинального дизайна, то на экспорт идут сравнительно недорогие стеклянные бутылки. При этом основными поставщиками стеклотары в Россию являются Польша, Финляндия, Великобритания, Франция, Словакия, Чехия, тогда как российская стеклянная тара потребляется компаниями из Казахстана, Украины, Азербайджана, Молдавии и Узбекистана. Более подробный анализ ситуации в динамике позволяет отследить основные структурные изменения, происходящие в области импорта и экспорта изучаемых товарных групп.
Для получения информации о внешней экономической деятельности компаний - участников рынка традиционно используется несколько основных подходов:
покупка баз, содержащих информацию об импортно-экспортных операциях участников рынка;
обращение к услугам компаний, специализирующихся на работе с данными ГТК;
обращение напрямую к ГТК;
заказ исследований b2b у специализированных исследовательских компаний; использование различных методов получения инсайдерской информации об интересующих заказчика компаниях.