1. Анализ внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей московской области
Внешнеэкономическая деятельность Московской области характеризуется обширными внешнеэкономическими связями с другими регионами страны и иностранными государствами.
В первом полугодии 2011 г. наблюдалась устойчивая и положительная динамика развития внешнеторговых связей Московской области, что подтверждает выход экономики области из кризиса. Так, объем внешнеторгового оборота по сравнению с первым полугодием 2010 г. увеличился в полтора раза и составил 11 183,7 млн. долларов (151,6 % к уровню первого полугодия 2010 г.). Объем экспорта составил 1 926,1 млн. долларов США (150,1 %), импорта - 9 257,6 млн. долларов США (151,9 %) [5].
Основу экспорта Московской области составляет продукция машиностроения, химической промышленности, группа продовольственных товаров и продукция черной и цветной металлургии.
В товарной структуре импорта прослеживается тенденция возобновления роста объемов закупок машиностроительной продукции (до 44,7 % в первом полугодии 2011 г.), поступающих, в основном, для модернизации и обновления основных фондов промышленности.
Доля стран-членов СНГ в стоимостном объеме внешнеторгового оборота Московской области в первом полугодии 2011 г. составила 21 %. В страны Содружества поставляется более половины всей экспортируемой продукции [5].
Данные Центрального таможенного управления ФТС России и органов государственной статистики Республики Беларусь по распределению экспорта и импорта Московской области в 1-м полугодии 2011 года представлены в таблице.
Таблица 1 - Географическое распределение экспорта и импорта Московской области по 20-ти ведущим странам-контрагентам в I полугодии 2011 года (в млн. долларов США и %)
Экспорт Московской области |
Импорт Московской области |
||||||
№ п/п |
Страны-контрагенты |
Объем в млн. $ |
Доля в % |
Страны-контрагенты |
Объем в млн. $ |
Доля в % |
|
Всего: в том числе: |
1.926,1 |
100,0 |
Всего: в том числе: |
9.257,6 |
100,0 |
||
1. |
Беларусь |
427,7 |
22,2 |
Германия |
1.193,7 |
12,9 |
|
2. |
Украина |
328,6 |
17,0 |
Китай |
1.123,8 |
12,4 |
|
3. |
Казахстан |
219,5 |
11,4 |
Япония |
989,8 |
10,7 |
|
4. |
Германия |
134,0 |
7,0 |
Беларусь |
724,4 |
7,8 |
|
5. |
Сирия |
129,0 |
6,7 |
Италия |
396,8 |
4,3 |
|
6. |
Вьетнам |
79,3 |
4,1 |
Польша |
393,7 |
4,2 |
|
7. |
Индия |
51,7 |
2,7 |
Франция |
353,2 |
3,8 |
|
8. |
Бразилия |
40,1 |
2,1 |
Украина |
336,4 |
3,6 |
|
9. |
Турция |
37,3 |
1,9 |
США |
336,3 |
3,6 |
|
10. |
Болгария |
31,1 |
1,6 |
Корея, Республика |
329,4 |
3,5 |
|
11. |
Азербайджан |
27,1 |
1,4 |
Великобритания (Соединенное королевство) |
302,6 |
3,3 |
|
12. |
Узбекистан |
26,6 |
1,4 |
Швеция |
226,8 |
2,4 |
Общее количество стран-контрагентов Московской области по экспортно-импортным операциям в первом полугодии 2011 г. составило 149. Вместе с тем, на долю 20 основных стран-контрагентов приходится более 85 % внешнеторгового оборота, а ведущие позиции занимают: в экспорте - Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Германия, Сирия, Вьетнам, Индия и Бразилия; в импорте - Германия, Китай, Япония, Республика Беларусь, Италия, Польша, Франция и Украина.
Германия удерживает лидерство среди других стран-продавцов, на нее приходится 12,9 % от всего объема импорта Московской области. Вплотную за лидером следует Китай (доля которого составляет в импорте 12,4 %) и Япония (10,7 %).
Республика Беларусь продолжает оставаться самым крупным торговым партнером области среди стран Содружества, на нее приходится более половины (51,8 %) товарооборота Московской области со всеми странами СНГ.
По официальным данным Мособлстата, объем иностранных инвестиций в экономику Московской области в 2011 году составил 6,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 37,1% [6].
В 2011 г. в Московской области введено в эксплуатацию 27 новых предприятий с участием иностранного капитала (в 2010 г. - 14), из них - 10 торговых комплексов и 17 промышленных предприятий и логистических центров [6].
В 2011 году на предприятиях с иностранным капиталом, построенных в нашем регионе, создано 4243 новых высокооплачиваемых рабочих места, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2010 г.
По данным Московской торгово-промышленной палаты, Московская область поддерживает торгово-экономическое сотрудничество с партнерами зарубежных государств: Германия, Франция, Италия, Тайвань, Алжир, Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Вьетнам, Иран, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия, Китай, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн, Хорватия, Корея, Беларусь, страны Балтии, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, Португалия, Норвегия, Австрия, Бразилия, страны Африки, Швейцария, Турция, Малайзия, Саудовская Аравия и Иордания, Венгрия, Абхазия [7].
Московской торгово-промышленной палатой разработана целевая программа развития внешнеэкономических связей Московской области на 2009-2011 годы, одним из направлений которой является совершенствование системы услуг в области внешнеэкономической деятельности.
Цель - создание системы качественных, востребованных на московском, российском и международном рынках услуг членам ТПП Московской области, другим ее деловым партнерам по правовым, информационным, консалтинговым, маркетинговым, логистическим и иным проблемам, возникающим в процессе их межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.
Для этой цели разработаны следующие мероприятия:
1. Проведение постоянного и системного мониторинга потребности бизнеса, органов власти, других деловых партнеров в услугах по обеспечению их внешнеэкономической и межрегиональной деятельности с целью оказания квалифицированной помощи в информационно-правовых, логистических, консалтингово-маркетинговых, образовательных, экспертных, обеспечения экономической безопасности, выставочно-ярмарочных и других направлениях работы.
2. Разработка и издание справочных, информационно-аналитических, методических материалов по вопросам внешнеэкономических и межрегиональных деловых отношений, развитие системы информационных тематических и страновых порталов.
3. Совершенствование системы правовой защиты, в том числе расширение возможностей разрешения экономических споров в Арбитраже и с помощью института посредничества на базе этого судебного органа.
4. Оказание целевых услуг предприятиям малого бизнеса, направленных на содействие развитию их межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.
5. Предоставление московскому, российскому и иностранному бизнесу комплекса услуг по обеспечению безопасности их внешнеэкономической и межрегиональной деятельности по направлениям:
программы "Экстренная помощь";
информационно-аналитическому сопровождению инвестиционных проектов в Москве и на территории России;
охранно-детективным услугам [7].
6. Развертывание полномасштабной работы Международной школы бизнеса с оказанием образовательных услуг в сфере внешних и внутрироссийских производственных и торгово-экономических отношений.
7. Организация целенаправленной работы по привлечению российского и иностранного бизнеса к сотрудничеству, в том числе при участии торговых представителей (советников) иностранных государств, аккредитованных в Москве, торговых представительств Российской Федерации за рубежом, российских и иностранных торгово-промышленных палат, российских и иностранных компаний, имеющих разветвленную сеть филиалов, представительств, дочерних предприятий в городе Москве и в регионах России.
8. Создание центра логистических услуг по направлениям транспортной, таможенной, складской логистики, информационного и правового сопровождения внешнеэкономического и межрегиональной деятельности.
Торгово-промышленные палаты столиц государств-участников Единого Экономического Пространства, стремясь к поддержке деятельности деловых кругов по развитию экономического сотрудничества и интеграции государств-участников Единого Экономического Пространства, осознавая важность задачи совершенствования инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности, признавая необходимость координации усилий при формировании и обработке массивов коммерчески значимой информации приняли решение о создании Делового совета торгово-промышленных палат столиц государств СНГ - участников Единого экономического пространства.
Деловой Совет является общественным некоммерческим объединением, сформированным для:
поддержки товаропроизводителей стран, входящих в Единое экономическое пространство;
формирования устойчивых и взаимовыгодных экономических отношений;
поддержки и развития интеграционных процессов;
развития и углубления экономического сотрудничества государств СНГ в период вступления в ВТО;
консолидации усилий системы ТПП государств СНГ в осуществлении экономической политики, способствующей росту промышленной и предпринимательской активности, налаживанию взаимовыгодных экономических связей предпринимателей - членов ТПП [7].
Основные задачи Делового Совета:
выработка предложений по элементам экономической политики;
создание единого экономического пространства на основе объединения интеллектуального потенциала общественных объединений - ТПП различных государств для подъема их экономики и духовного развития личности;
активное участие и содействие в создании условий для развития предпринимательской, деловой активности и инициативы, формирование предпринимательской и деловой этики;
содействие развитию и утверждению принципов социального партнерства, механизмов свободной торговли;
содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере обмена деловой информацией;
содействие в поиске деловых партнеров, продвижении и получении сведений о выпускаемой продукции, состоянии и перспективах развития рынков сбыта;
развитие взаимовыгодного продвижения продукции национальных производителей;
взаимовыгодное формирование инвестиционных пакетов, привлечение инвестиций для создания новых и модернизации действующих производств;
участие в практической реализации торгово-экономических проектов;
участие в реализации проектов по вопросам экономической безопасности;
оказание помощи в пределах компетенции Делового Совета в становлении и развитии хозяйственных организаций (предприятий) различных форм собственности и хозяйствования, в расширении международных связей с целью укрепления экономического и промышленного потенциала регионов, где действуют данные организации и члены Делового Совета;
сотрудничество в установленном порядке с государственными и иными организациями и ведомствами в осуществлении экономических проектов и программ, экспертизе и реализации государственных социально-экономических заказов.
Для выполнения своих целей и задач Деловой Совет осуществляет следующую деятельность:
представляет интересы членов Делового Совета в органах законодательной и исполнительной власти государств, где ведется деятельность участников Делового Совета, в межгосударственных органах и в отношениях с другими общественными и международными организациями;
привлекает сторонние и использует собственные информационные центры, институты, другие образовательные и научные учреждения для развития научно-образовательной системы кадров промышленников, предпринимателей и менеджеров;
взаимодействует с государственными органами по вопросам создания систем экономической и информационной безопасности;
организует независимую экспертизу законопроектов, управленческих решений, научно-технических, инновационных, инвестиционных, коммерческих, в том числе международных, программ и проектов;
участвует в реализации научных, промышленных, инвестиционных, социальных, гуманитарных и культурных программ и проектов;
оказывает своим членам консультативную, правовую, научную и иную помощь в реализации программ и проектов, отвечающих целям и задачам Делового Совета;
распространяет информацию о своей деятельности.
- Глава II. Практика обложения акцизами операций с алкогольной продукцией: до и после внесения последних изменений
- 3.4. Объекты обложения акцизами. Операции, не попадающие под обложение акцизами.
- 3.3. Сущность и направление внешнеэкономической деятельности
- § 6. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Методы и финансовые инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
- Экономическое содержание акцизов и порядок их обложения в Казахстане.
- 42.Акцизы. Развитие акцизной формы обложения.
- Объекты обложения акцизами
- 10.1 Классификация таможенных платежей, необходимость и сущность налогового регулирования внешнеэкономической деятельности