1. Взаимоотношения Китая с пограничными государствами и основными партнерами
Китай граничит с 14 государствами - Афганистан, Бутан, Мьянма, Индия, Казахстан, Киргизия, Лаос, Монголия, Непал, КНДР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Вьетнам. С большинством из пограничных стран Китай старается выстроить отношения по проверенной схеме экономического сотрудничества и экономической зависимости от Китая.
Отношения Китая с Афганистаном можно назвать дружескими. Китай предоставляет экономическую и гуманитарную помощь Афганистану для восстановления страны. В марте 2016 года Китай предложил расширить военную помощь Афганистану, и в перспективе планируется поставить военную помощь на сумму $ 73 млн Amiri, J. (2016). China Offers Afghanistan Army Expanded Military Aid. [online] WSJ. Available at: http: //www.wsj.com/articles/china-offers-afghanistan-army-expanded-military-aid-1457517153? cb=logged0. 22971682203933597 [Accessed 1 May 2016]. . Целью данной помощи является борьба с терроризмом. Безусловно, Китай обеспокоен безопасностью в Афганистане, таким образом Китай вкладывается и в свою безопасность. Китай также выступает за мирные переговоры между правительством в Кабуле и талибами Shannon Tiezzi, T. (2016). Whats Behind Chinas Offer of Military Aid to Afghanistan?. [online] The Diplomat. Available at: http: //thediplomat.com/2016/03/whats-behind-chinas-offer-of-military-aid-to-afghanistan/ [Accessed 1 May 2016]. . Пекин подталкивает своего союзника в лице Пакистана для поощрения участия талибов, тем самым Китай надеется на достижение решения, которое заставит талибов сложить оружие в обмен на мир и интеграцию. Для Китая такой исход стал бы идеальным, так как это можно будет назвать еще одним достижением во внешней политики КНР с помощью "мягкой силы".
Отношения Китая и Бутана сложные, однако и в них Китай старается проявить "мягкую силу". Китай и Бутан имеют спорные территории и историю напряженных отношений в 20 веке. Однако в последние десятилетия Китай проводит мирную политику, направленную на улучшение взаимоотношений путем мирных переговоров и подписания соглашений. Договор о мире и спокойствии на границе от 1998 года стало первым двусторонним соглашением между Китаем и Бутаном. В соглашении обе страны договорились о выстраивании взаимоотношений на основе пяти принципов мирного сосуществования. Конфликт, тем не менее, так и остается неразрешенным, а с 2002 года действует временное соглашение, достигнутое после переговоров о спорных территориях.
Китай и Мьянма - экономические партнеры. Китай экспортирует нефть, сталь и текстиль, и импортирует из Мьянмы натуральный каучук и недоработанную древесину. Китай инвестирует в Мьянму, оказывая помощь в развитии промышленной инфраструктуры. Китай выделяет кредиты и предоставляет экономическую помощь на строительство дорог, дамб и прочих стратегических проектов News. bbc. co. uk. (2016). BBC NEWS | Asia-Pacific | Chinese dilemma over Burma protests. [online] Available at: http: //news. bbc. co. uk/2/hi/asia-pacific/7011746. stm [Accessed 1 May 2016]. . Более того, Китай является главным поставщиком военной помощи Atimes.com. (2016). Asia Times Online:: Southeast Asia news and business from Indonesia,Philippines, Thailand, Malaysia and Vietnam. [online] Available at: http: //www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/GB11Ae01.html [Accessed 1 May 2016]. .
Главным достижением в Китайско-Индийских отношениях можно назвать Пять принципов мирного сосуществования, на которых основывается все дальнейшее мирное сотрудничество между двумя державами. Для Китая Индия важна как еще одна региональная держава, противостояние с которой может привести к необратимым последствиям. Между Китаем и Индией существуют серьезные экономические взаимоотношения. В 2015 году объем торговли между Индией и Китаем достиг $60 млрд CNBC. (2013). China President Makes First Foreign Trip to India. [online] Available at: http: //www.cnbc.com/id/100749094 [Accessed 1 May 2016]. . Оба государства понимают необходимость дружеских взаимоотношений, а Китай, в свою очередь, продолжает идти по стратегии экономической зависимости.
Казахстан для Китая - особый экономический партнер. Сегодня Поднебесная активно инвестирует в Казахстан и налаживает двусторонние отношения. Для Китая важно хорошее расположение и надежность Казахстана, так как через эту страну Китай прокладывает маршрут Нового Шелкового Пути, что в перспективе даст Казахстану приток денежных средств в страну. Казахстан заинтересован в военном и стратегическом партнерстве с Китаем, тем не менее, Китай, не желая обострять отношения с Россией, преимущественно старается сотрудничать с Казахстаном через ШОС Samuel Ramani, T. (2016). The Emerging China-Kazakhstan Defense Relationship. [online] The Diplomat. Available at: http: //thediplomat.com/2015/12/the-emerging-china-kazakhstan-defense-relationship/ [Accessed 1 May 2016]. .
В целом, Китай старается поддерживать дружеские взаимоотношения и предоставлять стратегическую и экономическую помощь свои соседям. Киргизия, Непал, Лаос, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Вьетнам - все эти страны тесно взаимодействуют с Китаем, в первую очередь, экономически и стратегически.
Китай является главным торговым партнером для КНДР и наиболее важным союзником, более того, Китай - "основной источник продовольствия, оружия и энергии" Council on Foreign Relations. (2016). The China-North Korea Relationship. [online] Available at: http: //www.cfr.org/china/china-north-korea-relationship/p11097 [Accessed 1 May 2016]. . Китай выступает против резких международных санкций в отношении Северной Кореи в надежде избежать краха режима и волны беженцев в Китай. Китай сегодня продолжает выступать за возобновление шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР.
Китай использует свою "мягкую силу" наиболее успешно в своем регионе, так как там он принимает в внимание традиционные культурные связи для предотвращения предубеждений и страхов в отношении Поднебесной. То, что Китай становится региональным лидером - это безусловный факт. Благодаря экспорту своей культуры, экономическому поглощению соседних стран, мирному подъему Китай все больше привлекает к себе заинтересованных в опыте Китая стран. Страны Ближнего Востока, Африка и Латинская Америка пытаются изолировать себя от вмешательства господствующей международной системы и стран, стремящихся внести к ним демократию. Эти страны ищут альтернативные Западному развитию пути, и Китай для них стал положительным примером. Безусловно, Китай не сможет убедить настороженные страны Запада в своем мирном подъеме, однако Китай может и дальше идти по пути улучшения своего имиджа и увеличения своего влияния в либеральных демократиях "через общение с открытыми сообществами, нацеливаясь на более тесное сотрудничество, на ответственную и конструктивную внешнюю политику" Huang, Y. and Ding, S. (2006). Dragons underbelly: An analysis of Chinas soft power. East Asia, 23 (4), p. 35. .
Китай уделяет много внимания на расширение своего экономического и дипломатического влияния. Уже сегодня у Китая есть государства-единомышленники на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, странах Африки, что сильно облегчает Пекину поиск новых рынков сбыта, природных ресурсов и объектов политического влияния. К примеру, еще будучи ребенком Уго Чавес объявлял себя маоистом, и сегодня он поставляет нефть Китаю и поддерживает концепцию единого Китая в отношении с Тайванем.
Китайская дипломатия активно работает в Африке. Начиная с 1960-х годов, присутствие в Африке Китая последовательное. Китай начинал свою активность в Африке через помощь, сегодня он получает доступ к ценным африканским ресурсам. В продвижении своей экономической повестки дня Китай стремится дифференцировать себя от западных стран, подчеркивая общую историю Китая и африканских стран, пострадавших от западного колониализма. Это не только привлекает африканские средства массовой информации и лидеров, но и создает образ, что китайские компании стремятся вкладывать средства в бизнес, который приносит пользу странам Африки. В странах Африки Китай получил прозвище "друг в любую погоду".
Несмотря на положительные результаты от "мягкой силы" в развивающемся мире, "отношения Пекина с диктаторами ухудшает позиции Китая в становлении ответственной силой" Huang, Y. and Ding, S. Op. cit., p. 38. . Будучи одним из лидеров в импорте нефти, Китай имеет нефтяные интересы в Судане, Нигерии, Анголе, Иране, Мьянме и Венесуэле, и все это государства с сомнительными режимами. Тем не менее, Китай не выражает открыто сомнения в этих режимах, уважая суверенитет этих стран и не вмешивается в их внутренние дела. Китай инвестирует значительные средства в Судан, продает ему оружие, несмотря на протесты Запада. Такие связи укрепляют позиции диктаторских режимов, однако для Китая важен экономический подъем, Китай не желает, чтобы государства вмешивались в его внутренние дела, поэтому придерживается для себя идентичной политики невмешательства во внутренние дела других государств. Однако из-за того, что "мягкая сила" основывается на легитимности, усилия Китая по расширению своего влияния в недемократических странах делают его приверженцем этих режимов, в которых нарушаются права человека, что еще больше затрудняет отношение Запада к Китаю.
Взаимоотношения Китая и США требуют также особого внимания. Современный миропорядок был построен в основном без китайского участия, и от этого Китай зачастую чувствует обделенным, о чем свидетельствует абсолютное желание Китая участвовать во всех важных международных событиях. США осознают это, и в определённом смысле Китай становится конкурентном для Штатов. Более того, Китай не скрывает своего намерения построить новый миропорядок, где одна страна не сможет дергать за ниточки и управлять всем миром, Китай заинтересован в многополярности. США постепенно теряют влияние в АТР, и сегодня страна пытается его вернуть через Транс-Тихоокеанское Торговое Партнерство. Безусловно, между Китаем и США существует серьезная не только экономическая, но и политическая конкуренция. В отношениях с США Китай применяет "мягкую силу". Для Китая важны переговоры с США, а не постановка ультиматумов. "Обе страны должны взять на себя обязательство истинного сотрудничества и найти способ общаться и соотносить свое видение друг для друга и для целого мира" Foreign Affairs. (2015). The Future of U. S. - Chinese Relations. [online] Available at: https: //www.foreignaffairs.com/articles/china/2012-03-01/future-us-chinese-relations [Accessed 1 May 2016]. . Отношения США и Китая серьезно завязаны на экономических вопросах, поэтому экономической сфере должен возникнуть "глобальный порядок" Ibid. , в противном случае между Китаем и США могут вырасти серьезные политические вопросы, которые тяжело будет преодолеть.
Американская политика описывает Китай как "восходящую силу", и советует Поднебесной учиться проявлять ответственность на мировой арене. В частности, эта ответственность касается экологической политики Китая, который ради экономического роста активно загрязняет окружающую среду. Китай видит себя не как "восходящую державу", а как державу, которая возвращает себе позиции в регионе, которыми она обладала на протяжении двух тысячелетий Ibid. . Китай рассматривает свою политику "мягкой силы" и влиятельность в экономической, культурной и политической среде как возврат к нормальности. Пекин понимает, что США не решится открыто давить на Китай, пока Китай обладает сильной армией, сильной экономикой и сильными позициями в регионе. Поэтому в отношении США Китай использует не только "мягкую силу", но и "умную силу".
Таким образом, Китай старается поддерживать хорошие отношения со всеми своими соседями, и его две главные стратегии во взаимоотношениях с соседями и основными партнерами - это "мягкая сила" и экономическое сотрудничество. Китай стремится укрепиться в статусе региональной державы, поэтому в будущем Китай лишь будет продолжать усиливать свое влияние - экономическое, политическое и культурное.