logo
Основные направления внешней политики Китая с соседними странами

1.1 Установление и развитие дипломатических отношений между Китаем и США

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения. В совместном коммюнике, опубликованном в Пекине и Вашингтоне, КНР и США заявили об установлении дипломатических отношений. Вашингтон признал правительство КНР единственно законным правительством Китая, но сохранил за собой право поддерживать культурные, торговые и другие неофициальные отношения с народом Тайваня.

1 января 1979 года Китай и США установили дипломатические отношения. США признали Тайвань неотъемлемой частью Китая, выступив с заявлением о разрыве дипломатических отношений и о прекращении договора с тайваньскими властями о взаимной безопасности, подписанного в 1954 г.

Правительство США заявило о выводе своих войск с Тайваня в четырехмесячный срок с 25 января по 4 февраля 1979г. Главный архитектор китайской политики реформ и открытости Дэн Сяопин совершил визит в США, что вызвало сенсацию в США, где распространила небывалый “китайский бум”. В ходе визита Дэн Сяопин встретился с президентом США Дж. Картером. США предоставило Китаю экономические кредиты.

В конце августа того же года состоялась поездка в Китай вице-президента США У. Мондейла. Стороны пошли на существенные уступки в торгово-экономической области, открыв Пекину более широкий доступ к американской промышленности и ставящие КНР в привилегированное положение по сравнению с другими социалистическими странами. Во время визита стало известно о подписании в Вашингтоне закона, переводящего Китай в разряд дружественных стран.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно проведением в КНР политики реформ и открытости, эта политика придала мощный импульс содействию отношений с США. В 80-х гг. по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях.

17 августа 1982г. китайское правительство и американская администрация опубликовали совместное коммюнике о поэтапном решении вопроса продажи США оружия Тайваню.

Коммюнике от 17 августа и коммюнике об установлении дипломатических отношений заложили прочную основу для долговременного и здорового развития китайско-американских отношений.

В июне 1983г. было принято решение о предоставлении КНР в торговле статуса “дружественной и неприсоединившейся страны”. Это решение открывало перед Китаем более широкие возможности для импорта из США сложных технологий и оборудования, в том числе военного назначения. Премьер Чжао Цзыян заявил по этому поводу, что для Китая это не технический вопрос, а проблема установления взаимного доверия.

В 1984г. Объем поставок достиг 1,5-2 млрд. долларов, что заложило, по мнению американцев, основу значительного расширения сотрудничества с Китаем.

Визит президента США Р.Рейгана в КНР состоялся 24 апреля - 1мая 1984г. Рональд Рейган вел переговоры с китайскими руководителями - Председателем КНР Ли Сяньнянем, Премьером Госсовета КНР Чжао Цзяном, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яобаном.

Во время визита китайская сторона избегала прямой поддержки антисоветского курса администрации Рейгана, признавала наличие “разных подходов” к некоторым вопросам международной жизни и двухсторонних отношений. Тем не менее, стороны зафиксировали параллельность мировой политики (положение в Индокитае, ситуация вокруг Афганистана и т.д.). Президент Рейган особый упор делал “общности интересов” сторон: у Китая и США “одни и те же общие принципы сохранения мира”, “две страны стоят вместе”.

Визит Рейгана в Китай стал частью - и весьма значительной - предвыборной компании республиканцев. Сторонники Рейгана надеялись противопоставит оппонентам свои внешнеполитические успехи на китайском направлении.

Администрация Р. Рейгана активизировала экономические связи с КНР, доведя объем до 6,1 млрд. долларов.

В июне-августе 1985г. Председатель КНР Ли Сяньянь посетил США, а в октябре вице-президент США Джордж Буш - Китай. Оба государственных деятеля немало времени на переговорах уделили вопросам развития двухсторонних отношений.

Дж. Буш, находясь в Китае, объяви о значительном смягчении правил коком, которые регулируют экспорт в Китай техники и технологии “двойного назначения”. Во время переговоров Ли Сяньняня в США и Буша в КНР обсуждалась проблема Тайваня. Ли Сяньнянь, выступая в национальном совете содействия американо-китайской торговле, назвал эту проблему “крупным препятствием в сфере американо-китайских отношений”, которые “необходимо преодолеть”. О реакции американской стороны на это положении было известно заранее.

В специальной публикации “Харитидж фаундейши” - мозгового треста, работающего на влиятельные круги республиканской партии, отмечалось: американо-китайские отношения, как их понимают в США, определяются положениями, зафиксированных в совместном коммюнике и односторонних заявлениях США. В связи с этим давалось разъяснение: не следует ожидать, что США изменят свою политику политической и военной поддержки Тайваня.

В июне 1989г. Произошли выступления Китайской молодежи, требовавшей либерализации политической системы страны, на площади Тяньоньмэнь в Пекине. В ответ США приостановили поставки вооружений в Китай, затормозили политический диалог и предоставлении КНР кредитов на сумму 1,3 млрд. долл. Однако, не желая отчуждения в отношениях, американская администрация в июле и декабре 1989г. Дважды с секретно консультационной миссией направляла в Пекин помощника президента по национальной безопасности Брента Скоукрофта. Чтобы не раздражать Китай, президент Дж. Буш наложил вето на законопроекты конгресса о предоставлении права на проживании в США всем китайским студентам, находившимся на обучении в стране, а также настоял на продлении дл КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле. Со своей стороны КНР учла пожелания США в отношении соблюдения прав человека. По мнению экспертов, в этот период Вашингтон руководствовался мнением не о стратегической важности сотрудничества с Пекином, а его экономической роли в азиатско-тихоокеанском регионе.

В 1993г. Бил Клинтон после своего прихода к власти стал увязывать вопрос прав человека с предоставлением Китаю “наибольшего благоприятствования” в торговле, что максимально ухудшило китайско-американские отношения.

Шанс выхода отношений между Китаем и США из тупика нашелся в ноябре того же года на неформальном саммите организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сиэтле, в ходе которого председатель КНР Цзян Цзэминь и президент Б.Клинтон провели первую встречу. Цзян Цзэминь подчеркнул, что обе стороны должны обращать свои взоры на весь мир и уделять внимание будущему, чтобы поддерживать тем самым здоровые и стабильные китайско-американские отношения, а также вывести спокойный, стабильный и безопасный мир в XXI век. Б.Клинтон в свою очередь выразил намерение американской стороны улучшить отношение с Китаем.

Под воздействием встречи на высшем уровне в Сиэтле правительство Б. Клинтона в 1994г. выдвинуло политику контактов с Китаем.

В том же году возобновились межправительственные визиты на высоком уровне, односторонне прерванные США три года назад. Вашингтон одновременно объявил об отделении вопроса прав человека с предоставлением Китаю “статуса наибольшего благоприятствования”, однако развивающиеся китайско-американские отношения в 1995г. потерпели новую неудачу - 6 мая вопреки решительным возражениям китайского правительства американская администрация откровенно согласилась на поездку Ли Дэнхуэя в США, что заморозило отношения двух стран на самой низшей точке на протяжении 16 лет после установления дипломатических отношений между ними. Правительство КНР выразило решительный протест по данному вопросу. Резка реакция со стороны КНР дала американской администрации понять о серьезности и щекотливости тайваньского вопроса.

В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”, подтвердив позицию КНР по тайваньскому вопросу. Б.Клинтон указал на важность налаживания с КНР “конструктивных контактов”? вновь подтвердив политику одного Китая.

Эта встреча сыграла важную роль в выведении китайско-американских отношений в правильное русло развитие.

После переизбрания Б.Клинтона в 1996г. официальные Пекин и Вашингтон приняли важные решения об обмене визитами на высшем уровне. С 26 октября по 3 ноября 1997г. председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в США, это была первая официальная поездка главы КНР в США за последние 12 лет. В ходе визита была опубликована совместная китайско-американская декларация, определяющая цели, принципы и руководящие курсы на развитие китайско-американских отношений в 21 веке. С 25 июня по 3 июля 1998 года Б.Клинтон посетил КНР. Обе стороны уточнили направление и рамки развития межгосударственных отношений в следующем столетии. Во время визита Б.Клинтон впервые открыто высказался за политику “трех нет” в отношении Тайваня. Успешные взаимные визиты дали новый импульс для улучшения двухсторонних отношений.

В мае 1999г. Конгресс США обнародовал документ, в котором содержалось обвинение КНР по поводу “похищения ядерных секретов”. Особенно после того, как НАТО во главе с США во время бомбардировок Косово нанесли удары по посольству КНР. В Югославии, китайско-американские отношения вновь зашли в тупик. Благодаря встречи Цзян Цзэминя с Б. Клинтоном в октябре 1999г. в Окленде (Новая Зеландия) двухсторонние связи начали выходить из “тени бомбардировок посольства”. В ноябре того же года две стороны подписали соглашение о вступлении КНР во Всемирную Торговую Организацию.

10 января 2002 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь встретился в Доме Народных собраний в Пекине с делегацией палаты представителей Конгресса США, во время которой обе стороны заявили о необходимости укрепления взаимопонимания между Китаем и США в целях содействии развитию двусторонних отношений. Эта делегация, возглавляемая Маттом Салмоном прибыла в Китай по приглашению Китайского народного общества по изучений международных отношений.

Во время встречи Цзян Цзэминь отметил, что установление и развитие здоровых связей между КНР и США не только отвечает интересам двух стран, но и имеет большое значение для обеспечения мира, стабильности и развития на планете. Любые дальновидные политики, по его словами, должны идти в ногу с ходом исторического развития. Он призвал обе стороны решать вопросы, затрагивающие коренные интересы народов КНР, США и всего мира, с учетом стратегических соображений. Глава китайского государства подчеркнул, что теперь китайско-американские отношения переживают важный период развития, в ходе которого существуют не только хорошие шансы, но и серьезные вызовы. Он сказал, что отношения могут улучшится, если взятые американской стороной на себя обязательства и принципы, закрепленные в трех совместных китайско-американских коммюнике, будут соблюдаться, а тайваньская проблема и другие ключевые вопросы будут урегулированы.

Цзян Цзэминь также одобрительно оценил достижения сторонами соглашения о вступлении КНР в ВТО, расценив его роль как шаг в направлении создания благоприятных условий для всестороннего расширения торгово-экономических связей между двумя странами. Он призвал конгрессменов США принять более активные меры для содействия развития китайско-американских отношений во всех областях.

Матт Салман и другие члены делегации, в свою очередь, отметили. Что тенденция развития связей между США и КНР имеет сугубо важное значение как для обеих стран, так и для глобальной перспективы. Они также выразили готовность внести свой вклад в развитие американо-китайских отношений.